Проблема готовности детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:16, курсовая работа

Описание работы

Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания ценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, - все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена "готовность к школе" и подходы к его дальнейшему изучению.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….1
1 Научно-теоретический анализ проблемы готовности детей к обучению в школе…………………………………………………………………………………3
1.1 Изучение проблемы готовности детей к обучению в школе в психологии…………………………………………………………………………...3
1.2 Психологическая характеристика ребенка к обучению в школе………...7
1.3 Виды готовности к обучению в школе…………………………………….8
1.4 Основные причины неподготовленности детей к обучению в школе….12
2 Экспериментальное исследование по проблеме готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………….16
2.1 Методики экспериментального исследования…………………………..16
Заключение……………………………………………………………………..26
Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Оценка результатов

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю», «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов –  высокий.

4-7 баллов –  средний.

2-3 балла –  низкий.

0-1 балл –  очень низкий.

11) «Каков  ребенок во взаимоотношениях  с окружающими людьми?»

Эта методика представляет собой опросник, предназначенный  для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребёнка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребёнка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребёнка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребёнку не менее двух-трёх человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребёнка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (небезразлично, но и не субъективно). Исключение из этого правила представляет лишь тот случай, когда ребёнка принимают в дошкольное учреждение и никто, кроме его родственников, ещё не в состоянии его по-настоящему оценить.

С помощью приводимого  далее опросника оцениваются  следующие коммуникативные качества и виды отношений ребёнка с  людьми.

1. Доброта.

2. Внимательность  к людям.

З. Правдивость, честность.

4. Вежливость.

5. Общительность.

6. Щедрость.

7. Отзывчивость, готовность прийти на помощь.

8. Справедливость.

9. Жизнерадостность.

10. Ответственность.

Коммуникативно-личностный опросник для родителей

1. Добрый ли  ваш ребёнок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

2. Внимательный  ли ваш ребёнок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

3. Правдивый  ли ваш ребёнок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

4. Вежливый ли  ваш ребёнок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

5. Общительный  ли ваш ребёнок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

6. Щедрый ли  ваш ребёнок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

7. Отзывчивый  ли ваш ребёнок? Всегда ли  он готов прийти на помощь  другим?

а) да,  б) нет,  в) когда как, г) не знаю.

8. Справедливый  ли ваш ребёнок?

а) да,  б) нет,  в) когда как, г) не знаю.

9. Жизнерадостный  ли ваш ребёнок?

а) да,  б) нет,  в) когда как, г) не знаю.

10. Ответственный  ли ваш ребёнок?

а) да,  б) нет,  в) когда как, г) не знаю.

Оценка результатов

За каждый ответ  типа «да» ребёнок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается  в 0,5 балла.

В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных  ребёнком по всем десяти коммуникативным качествам личности.

Выводы об уровне развития:

10 баллов –  очень высокий.

8-9 баллов –  высокий.

4-7 баллов –  средний.

2-3 балла –  низкий.

0-1 балл –  очень низкий.

12) Изучение  уровня адаптации ребенка в  школе (Н.Г. Лусканова)

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. Личностно ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.

Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на:

а) мотивационную  незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);

б) детский негативизм. Такое поведение свойственно  детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к  школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);

в) непонимание  и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям  с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие  отношения к данной теме). Такие  ситуации оцениваются 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается  их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и  наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);

б) ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);

в) игровые ситуации в школе свойственны детям  с положительным отношением к  школе, но преобладанием игровой  мотивации (10 баллов).

Оценивать уровень  школьной мотивации можно также  и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются  от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ  – 0 баллов, ней тральный – 1, положительный  – 3 балла).

Вопросы анкеты

1. Тебе нравится  в школе или не очень?

2. Утром, когда  ты просыпаешься, ты всегда с  радостью идешь в школу или  тебе хочется остаться дома?

3. Если бы  учитель сказал, что завтра в  школу необязательно приходить  всем ученикам, ты бы пошел  в школу или остался дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел  бы, чтобы не задавали домашних  заданий?

6. Ты хотел  бы, чтобы в школе остались  одни перемены?

7. Ты часто  рассказываешь о школе родителям?

8. Ты бы хотел,  чтобы у тебя был менее строгий  учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся  твои одноклассники?

Шкала оценок

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким  уровнем школьной адаптации, 20-24 балла  характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета допускает  повторные опросы, что позволяет  оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации  может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль – роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения.

Тем не менее, все  дети в малой группе выполняют  задания, достаточно долго удерживают цель работы, доводят ее до конца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В последнее время  в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна.

Под психологической  готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов  обучения в соответствие требованиям  жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

В период дошкольного  детства ребенок проходит путь от осознания себя как "Я сам", как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.

Возрастной  период от 6 до 7 лет характеризуется  повышенной эмоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего  мира, чувствительностью к воздействию  со стороны взрослых и сверстников. В этот период психика детей старшего дошкольного возраста проходит различные «расстояния», претерпевает качественные преобразования в зависимости от того, развивается ребенок в условиях игры или учения, в зависимости от индивидуальных особенностей и социальных условий воспитания. В воспитании и развитии личности необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, формирование способностей в разных видах деятельности, воспитание высокой культуры, высшие чувства (интеллектуальные, эстетические, нравственные), воспитание способностей к сопереживанию и ответственности. Важно знать общие закономерности психического развития ребенка, а также причины, обуславливающие многообразные индивидуальные различия детей. Поступление ребенка в школу является переломным моментом его социализации. Многие новые технологии обучения, концепции содержания образования, идеи новых школ базируются сегодня на создании гуманной развивающей среды, в которой личность ребенка формируется наиболее полно и свободно на благо общества. Но не все дети, поступающие в школу готовы к обучению, готовы принять новую роль – роль ученика, – которую предлагает ему новый социум – школьная среда.

В процессе написания  курсовой работы был проведен анализ современных концепций проблемы психологической готовности ребенка к школе. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Были выявлены следующие центральные компоненты, которые составляют психологическую  готовность к обучению в школе:

  • новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
  • в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;
  • в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;
  • в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.

Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста являются:

  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обощенно определяющим способ действия,
  • умение ориентироваться на заданную систему требований,
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,
  • умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу .

Кроме указанных составляющих психологической  готовности  к школе, исследователи  выявляют уровень развития речи.

Основными показателями речевой готовности первоклассников к обучению являются:

  • более сложная самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание,
  • развитие звуковой стороны речи, завершается процесс фонематического развития,
  • развитие грамматического строя речи,
  • усвоение закономерностей морфологического порядка и синтаксического,
  • усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря,
  • совершенствование словесно – логического мышления.

Согласно выявленного уровня готовности к обучению, с учетом у учащихся задатков и способностей, необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие младших школьников в оптимальном режиме.

Кроме того, мною были рассмотрены некоторые методы диагностики психологической готовности к школе.

Для детей, которые  имеют низкий уровень сформированности психологической готовности к школе, была предложена коррекционная программа, включающая в себя развивающие игры, позволяющие продвинуть вперёд психическое  и личностное развитие детей и ориентироваться в межличностном взаимодействии со сверстниками для создания совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

 

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебн. пособие - изд.2-е перераб. и доп.- М., 2001.
  2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
  3. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. Пособие для психологов и специалистов коррекционного образования. - М., 2006.
  4. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства.- М., 2000.
  5. Безруких М.М. Пора ли в школу? – М.: Вентана – Граф, 2003-16 с.
  6. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – С.132 142.
  7. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.
  8. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.
  9. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189
  10. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.
  11. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению // Дошкольное воспитание. – 1988 №9.
  12. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.
  13. Готовимся к школе / «Родителям о детях» - 2002 №2 с. 37 – 95.
  14. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 1997 – 235 с.
  15. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под редакцией Дубровиной М. 1987 – 235 с.
  16. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 1992 – 16с.
  17. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 – с. 250 257
  18. Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения», Екатеринбург, 1998 - 136 с.
  19. Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., 1991 - 145 с.
  20. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991 - 335 с.
  21. Люблинская А. А. «Учителю о психологии младшего школьника», М., 1977 - 278 с.
  22. Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 1976 - 190 с.
  23. Майер. А.А. Сопровождение ребенка в предшколе на основе показателей его развития//Начальная школа плюю минус до и после. – 2008. –С.6-9
  24. Медико-психологические критерии готовности детей к школе/ под ред. А. В. Гордиец, Г. В. Петрова, Н.Ф. Денисенко – Красноярск 2005
  25. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 – 488 с.
  26. Мухина В.С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000
  27. Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение 1998., т.2.
  28. Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г.,т.3.
  29. Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999 261 с.
  30. «Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста» под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 1988 – 189 с.
  31. Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к школе», М. 1978 – 291 с.
  32. «Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией И. В. Дубровиной, М. 1998 – 225 с.
  33. «Практикум по возрастной психологии». Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. М., 2002.
  34. «Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии». Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева М., 2002.
  35. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М., 2000.
  36. Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. 1999 – кн. 1, 214 с.
  37. «Руководство практического психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М. 1999 (с 31 – 65).
  38. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание. 1995г, №8, стр.25-28.
  39. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы», М. 1993 – 215 с.
  40. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный психолог», 1999, № 23 – с 51 – 63.
  41. Солдатов Д.В. «Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе», «Принтер», 2001
  42. Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет. - М., 2002.
  43. «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И. В., Зацепин В. В., М., 1999 – 253 с.
  44. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск, 1992 – 94 с.
  45. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. - М., 1997.

Информация о работе Проблема готовности детей к обучению в школе