Проблема группового давления. Конформизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена вопросу группового давления или конформизму. «Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». [1 с.207] Общество, включающее в себя многочисленные социальные группы, начиная с древности и заканчивая современностью, для многих исследователей, философов и других ученых являлось своего рода неким живым организмом, живущим по своим законам и подчиняющим этим законам людей, составляющих это самое общество. По каким причинам люди, имеющие за плечами десятки прожитых лет, вынуждены подчиняться, порой неосознанно, воле той или иной социальной группы, под влиянием которой они находятся?

Содержание работы

Введение
Глава I. Проблема группового давления. Конформизм
1.1. Общая характеристика конформизма
1.2. Особенности конформного поведения в социальной группе
1.3. Факторы, влияющие на конформное поведение в группе
Выводы по 1 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по социальной психологии.docx

— 54.49 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

Глава I. Проблема группового давления. Конформизм

1.1. Общая характеристика  конформизма

1.2. Особенности конформного поведения в социальной группе

1.3. Факторы, влияющие на конформное поведение в группе

Выводы по 1 главе

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная курсовая работа посвящена вопросу группового давления или конформизму. «Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». [1 с.207] Общество, включающее в себя многочисленные социальные группы, начиная с древности и заканчивая современностью, для многих исследователей, философов и других ученых являлось своего рода неким живым организмом, живущим по своим законам и подчиняющим этим законам людей, составляющих это самое общество. По каким причинам люди, имеющие за плечами десятки прожитых лет, вынуждены подчиняться, порой неосознанно,  воле той или иной социальной группы, под влиянием которой они находятся? Почему зачастую слово или решение влиятельного лидера группы имеет решающее значение, даже если оно принципиально расходится со взглядами тех, кто думает и мыслит совершенно обратное? Человек немыслим без общества: он живет, практически ежеминутно совершая переходы из одной социальной группы в другую, меняя стиль своего поведения и мыслей в связи с теми правилами, которые установлены в конкретной группе, в чьих рамках он находится в данный момент времени.

Тема группового давления интересна тем, что она  затрагивает одну из самых загадочных сторон психики и поведения человека в обществе. Эта тема будет интересна  всегда, потому что и человек будет  всегда жить, творить, созидать и разрушать в обществе, и поэтому всегда будет проблема давления в социальной группе, проблема подчинения лидерами более слабых своим правилам в той или иной социальной группе.

Актуальность.  К настоящему времени исследования по конформизму далеко вышли за рамки простого описания экспериментально полученных фактов, занимая промежуточное положение на стыке трех наук: психологии личности, социальной психологии и социологии. Многие исследователи в опытах различных исследователей увидели отражение тех конфликтов и противоречий, которые существуют в отношениях между людьми в современном обществе. Они исходят из определенной концепции, согласно которой общество подразделяется на две резко противоположные группы людей: конформистов и нонконформистов. Конформизм объявляется неизбежным результатом развития общества. «Наш век может быть назван веком конформизма», — заявляют Д. Крэч, Р. Кратчфилд и Е. Баллэчей, и дальше: «Есть свидетельства, что современные культуры различаются по степени внедрения склонности к конформности своим членам». «Цена социального принятия есть конформизм и потеря независимости»,— пишет Д. Генри в работе с красноречивым названием «Культура против человека». «Тенденция к конформности — фундаментальное свойство личности», — утверждает Р. Кратчфилд [10, c. 164-173] .

Согласно данным С. Аша, треть  американцев оказалась лишенной чувства самостоятельности при  принятии решения и считала удобным  прятаться за коллективные мнения, снимая с себя чувство личной ответственности  и инициативы. Опыты С. Аша были модифицированы другими американскими  психологами, и результат получен  аналогичный. У Р. Крачфилда, Д. Креча, Л. Фестингера и М. Шерифа около 30 процентов испытуемых дали конформные реакции, продемонстрировав явное нежелание высказывать и отстаивать собственное мнение в условиях, когда личное мнение индивида не совпадало с высказываниями, оценками всех остальных участников эксперимента. Объектом исследования были при этом люди разных профессий и возрастов, т. е. представители различных слоев американского общества.[7]

Цель исследования: рассмотреть проблему группового давления и пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций и законов, или конформизма.

Предмет исследования: конформное и неконформное поведение людей в обществе.

Гипотеза исследования: конформность в социальной группе является средством адаптации  человека в социальной среде.

 

Задачи исследования:

  1. дать определение конформизму в социальной группе;
  2. определить особенности конформизма и давления в социальной группе;
  3. выявить факторы, влияющие на конформное и нонконформное поведение людей в социальной группе;

Практическая  значимость: экспериментальное изучение конформистского поведения в группе показывает, что примерно треть людей проявляет конформное поведение, т.е. склонна подчинить свое поведение мнению группы. Причем, как установлено, влияние группы на индивида зависит от таких факторов, как размер группы (максимальное влияние - в группе, состоящей из трех человек), групповая согласованность (при наличии хотя бы одного "инакомыслящего" эффект группового давления снижается). Склонность к конформизму зависит также от возраста (с возрастом снижается), от пола (женщины в среднем несколько более конформны). Одним из самых основных факторов, влияющих на уровень проявляющегося конформизма у отдельного человека является характер его личности, склонность к изменению своего мнения под воздействием (давлением) мнения большинства. Впрочем, от  конформизма следует отличать другие проявления единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, которые формируются в процессе социализации, а также изменение взглядов под влиянием убедительной аргументации.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Проблема группового давления. Конформизм

    1. Общая характеристика конформизма

Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество»…  В социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. В работах последних лет часто употребляется термин «социальное влияние». Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п. Напротив, сходными понятиями могут быть понятия «единообразие», «условность», хотя в них содержится и иной оттенок. Единообразие, например, тоже означает принятие определенных стандартов, но принятие, осуществляемое не в результате давления… Мера конформности — это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.[1, c.207]

Различают внешнюю (публичную) конформность и внутреннюю (личную). При внешней конформности мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться. Она представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц. Внутренняя конформность (иногда именно это и называется подлинным конформизмом) выражается в том, что индивид действительно усваивает мнение большинства. Это действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения. При всех различиях обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны.

В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма (нонконформизма). В данном случае, когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, стремясь, во что бы то ни стало, поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, "конформность наизнанку": если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков). Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а такие понятия "независимость", "самостоятельность позиции", "устойчивость к групповому давлению" и т.п.

Явление конформизма исследовалось  многими учеными. Были проведены  эксперименты по выявлению группового давления.

Исследователи конформизма выстраивают  социальные миры в миниатюре. Это  своего рода лабораторные микроструктуры, которые в упрощенном виде имитируют  основные моменты повседневных социальных возжействий. Два известных ряда экспериментов – исследование Соломоном Ашем конформизма и исследование Стенли Милграмом подчинения – служат хорошей иллюстрацией вышесказанного. Результаты этих исследований сил социального влияния смело можно назвать потрясающими.

Аша в своих экспериментах интересовало: если несколько подсадных участников дадут одинаково неверные ответы, станут ли люди утверждать то, что в ином случае отрицали бы? Правда, нашлись и такие, кто ни разу не согласился с общим мнением, а три четверти испытуемых сделали это хотя бы однажды… [4, c.154]

Эксперименты Милграма, целью которых было определить, что произойдет, если авторитетные приказания будут расходиться с призывами совести, вызвали жаркие споры и стали одними из самых знаменитых экспериментов в социальной психологии.

«За всю историю существования  социальных наук эмпирический эксперимент  не может сравниться по своему вкладу в развитие социологии с экспериментами, проведенными Милграмом, - отмечал Ли Росс. – Они стали частью социального интеллектуального наследия человечества, состоящего из не столь уж большого количества исторических случаев, библейских притч и шедевров классической литературы, к которым обычно обращаются мыслители, рассуждая о природе человека и об истории человечества»[4, c.156]

Милграм не только выявил, до какой степени люди подчиняются властным приказаниям, но и исследовал почву, на которой возрастает такое послушание. В последующих экспериментах он варьировал социальные условия  и в результате получил разброс проявления уступчивости от 0 до 93% полного безоговорочного подчинения. Решающими факторами оказались следующие: эмоциональная дистанция, близость и лигитимность авторитета, институционализация авторитета, а также освобождающее воздействие неподчинившегося соучастника.[4, c.160]

Положение о существовании трёх типов поведения было выдвинуто  и развито Петровским. Можно выделить 3 типа возможного поведения индивида:

1) бесконфликтное принятие мнения  группы, то есть внутригрупповая  внушаемость;

2) конформность - осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении;

3) коллективизм, или коллективистическое  самоопределение, - относительное единообразие  поведения в результате сознательной  солидарности личности с оценками  и задачами коллектива.

Таким образом, Петровский обращает внимание на то, что конформность - важный психологический механизм поддержания внутренней однородности и целостности группы. Данный феномен выполняет ряд социально значимых функций: обеспечение достижения групповых целей, сохранение группы как целого, разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться. [6, c. 65-73, 83-113]

Нормы социальной активности, нормы  самовыражения задаются обществом, культурными традициями, которые  человек усваивает в процессе воспитания. Его активность может  разворачиваться в 2 противоположных  направлениях. Во-первых, в направлении  социального приспособления, воспроизведения  хорошо известного, общепринятого, например действующих в обществе ценностей  и норм. Во-вторых, в направлении  нестандартного поведения, преодоления  сложившихся стереотипов. В последнем случае именно обществом регулируется (поощряется или не поощряется) такое нестандартное поведение.

В связи с этим, в одних ситуациях  под воздействием социальной мотивации  осуществляется воспроизведение социально  санкционированного поведения, а в  других, наоборот, осуждаемого. [3, c. 20-53]

Давление на индивида может оказывать  не только большинство группы, но и  меньшинство. Это положение было изучено и подтверждено Неметом и Уочтлером в их исследовании, посвящённому креативным решениям проблем в результате влияния меньшинства на большинство. Авторы приводят результаты эксперимента и показывают, что, несмотря на то, что по отношению к позиции большинства был проявлен большой конформизм, именно меньшинство в большей степени стимулировало испытуемых к креативным реакциям.

Информация о работе Проблема группового давления. Конформизм