Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:55, реферат
Цель: выявить проблемы интеграции знаний в школе и определить направления и пути их решения.
Задачи:
1.Определиться с понятиями «интеграция» и «межпредметные связи».
2. Выявить опыт педагогов по данной проблеме.
3. Организовать коллективный поиск решения проблемы.
Педсовет
Тема «Проблема интеграции в современной школе»
Цель: выявить проблемы интеграции знаний в школе и определить направления и пути их решения.
Задачи:
1.Определиться с понятиями «
2. Выявить опыт педагогов по данной проблеме.
3. Организовать коллективный
4. Разработать план действий
педколлектива по решению
План проведения педсовета:
№ |
Этапы педсовета |
Содержание |
Время |
1. |
Теоретический |
Доклад по теме педсовета |
30 мин. |
2. |
Аналитический |
- Анализ результатов - Видеофрагмент открытого урока с последующим анализом - Анализ методической |
5 мин.
25 мин.
10 мин. |
3. |
Практический |
Выступления педагогов: - «Возможные направления интеграции в начальной школе» -«Интеграция в курсе физики» -«Возможности интегрированных уроков при изучении предметов естественно-научного цикла» -«Интеграция в области - «Интеграция в курсе предметов гуманитарного цикла» |
50 мин. |
4. |
Обобщающий |
- Подведение итогов выступления педагогов - Методические рекомендации по
подготовке интегрированных - Принятие проекта решения |
5 мин.
5 мин.
5 мин. |
5. |
Разное |
20 мин. |
Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь (Дистервег)
Доклад
Интеграция чрезвычайно
Актуальность:
(Каждая противостоит другой, как бы претендуя на большую значимость)
В таких условиях о целостном восприятии мира у школьников не может быть и речи.
Возникает ряд проблем:
1) школьники овладевают отрывочными сведениями.
( у учащихся возникает
(Вместе с усвоением готового
дифференцированного знания
Терминология
Интеграция в образовании означает объединение в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной научной области
Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, который определяется общими целями и учебно-воспитательными задачами
Интеграция может осуществляться на любом этапе образовательного процесса:
- интеграция на уровне содержания
(итегрированные программы,
- интеграция на уровне педтехнологий
(вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия)
- интеграция на уровне сфер активности школьников
(экскурсии, конференции,
В современной школе выделяют несколько уровней интеграции.
Первый уровень – интеграция естественно-научной и гуманитарной культур. Важна интеграция учебных дисциплин, поиск подходов к целостному видению мира, к раскрытию духовного потенциала предметов.
Второй уровень – интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки учителями единых программ по формированию ведущих понятий межпредметного характера в процессе обучения.
Третий уровень – интеграция за счет осуществления и усиления практической направленности не только конкретного предмета, но и цикла предметов
Создание условий для освоения учащимися реалий человеческой практики, материальной и социальной, должно стать одной из главных задач школы.
Это предполагает широкое обращение
учителя непосредственно к
Четвертый уровень – использование общенаучных методов познания, обучение этим методам учащихся.
Научные методы познания являются важным фактором интеграции содержания, поскольку они используются при изучении и предметов естественно-научного цикла, и гуманитарных дисциплин.
Известно, что к научным методам познания, прежде всего, относятся наблюдение, гипотеза, эксперимент. Ориентация педагогического коллектива школы на структурирование содержания образования позволит не только осуществить интеграцию содержания учебного материала, но и:
- рационально сократить объем информации, предлагаемой школьникам;
- более четко систематизировать учебный материал;
- создать у детей представления о целостной научной картине мира.
Каким образом возможно осуществлять интеграцию в современной школе? Какие средства и формы обучения можно использовать?
Интегрированный курс (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и так далее) – автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе и на качественно ином уровне.
Интегрированное задание – разновидность учебной задачи.
Его особенность заключается в синтезе знаний и умений из разных наук, разных учебных дисциплин, тем, проблем. В объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета.
Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
К использованию интегрированного
урока учителя прибегают нечаст
- при обнаружении дублирования
одного и того же материала
в учебных программах и
- при лимите времени на
- при изучении межнаучных и обобщенных категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
- при демонстрации более
- при создании проблемной
Интеграция в обучении предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.
Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.
Интегрированный урок — это урок,
- специально организованный, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов;
- направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы
-позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса,
-гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Признаки интегрированного урока:
1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;
2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для
а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;
б) повышения интереса
в) целостного, синтезированного
восприятия изучаемых по
г) экономии учебного времени и т. п.;
3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.
В интегрированном обучении гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому.
Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие мышления учащихся.
Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.
Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.
Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.
Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.
Доказательность решения проблемы
развивает доказательность
Интеграция позволяет в комплексе
Формировать элементы научного стиля мышления.
Качества научного стиля мышления: гибкость, глубина, рациональность, критичность и другие
Научный стиль мышления