Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:57, реферат

Описание работы

Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия – одна из наиболее актуальных проблем нейропсихологии. Локальные поражения мозга как модель для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия представляют собой уникальную возможность исследования данной проблемы на человеке. Одним из основных принципов функционирования полушарий большого мозга является асимметрия. Первые представления о функциональной роли межполушарной асимметрии возникли лишь тогда, когда удалось установить локализацию нервных центров речи (моторного – центра Брока и сенсорного – центра Вернике в левом полушарии).

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Межполушарная асимметрия……………………………………………...3
2.1. Краткая история изучения проблемы межполушарной асимметрии……………………………………………………………………6
2.2. Понятие межполушарной асимметрии…………………………………7
3. Функции полушарий……………………………………………………….8
3.1. Межполушарная асимметрия и межполушарное
взаимодействие………………………………………………………………..9
4. Морфологическая асимметрия головного мозга………………………...12
4.1. Связь асимметрии мозга с полом……………………………………….13
5. Заключение…………………………………………………………………14
6. Используемая литература…………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Реферат по нейропсихологии.docx

— 39.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по нейропсихологии

на тему:

«Проблема межполушарной  асимметрии мозга

и межполушарного взаимодействия».

 

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка 3 курса 5 группы

Ф-та психологии

Романюк Ангелина

 

 

 Ростов-на-Дону

2013 г.

Содержание:

1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Межполушарная асимметрия……………………………………………...3

2.1. Краткая история изучения проблемы межполушарной                    асимметрии……………………………………………………………………6

2.2. Понятие межполушарной  асимметрии…………………………………7

3. Функции полушарий……………………………………………………….8

3.1. Межполушарная асимметрия  и межполушарное

взаимодействие………………………………………………………………..9

4. Морфологическая асимметрия  головного мозга………………………...12

4.1. Связь асимметрии мозга  с полом……………………………………….13

5. Заключение…………………………………………………………………14

6. Используемая литература…………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема   межполушарной   асимметрии   мозга   и   межполушарного   взаимодействия  – одна из наиболее актуальных  проблем  нейропсихологии. Локальные поражения  мозга  как модель для изучения  проблемы   межполушарной   асимметрии   и   межполушарного   взаимодействия  представляют собой  уникальную возможность исследования данной  проблемы  на человеке. Одним  из основных принципов функционирования полушарий большого  мозга  является  асимметрия. Первые представления о  функциональной роли  межполушарной   асимметрии  возникли лишь тогда, когда  удалось установить локализацию  нервных центров речи (моторного  – центра Брока  и сенсорного – центра Вернике в левом полушарии). Уже почти два десятилетия функциональная асимметрия полушарий человеческого мозга прочно удерживает внимание исследователей. Ведь речь идет о сокровенных особенностях работы мозга — о том, что природа, создав мозг человека как единый управляющий орган, в то же время наделила его полушария неодинаковыми способностями и обязанностями.  
Функциональная асимметрия полушарий существенно расширяет возможности мозга, делает его более совершенным. Явление асимметрии далеко не однозначное: какими-то свойствами обладает только одно полушарие, другими — оба, но в разной степени, и все это находится в сложнейшей взаимозависимости и взаимодействии. Полушария по-разному воспринимают явления окружающей среды, различна их роль в творческой работе мозга, неодинаково их отношение ко времени.  

2. Межполушарная асимметрия

Межполушарная — одна из фундаментальных закономерностей  организации мозга не только человека, но и животных. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной  асимметрии психических процессов (6). В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А. Р (1).

Таким образом, межполушарная  асимметрия имеет не глобальный, а  парциальный характер: правое и левое  полушарие принимают различное  по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических  функций. Также важно отметить, что  в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. Функциональная специализация полушарий  медленно формируется в онтогенезе до 14—16 лет, достигает выраженности к зрелому возрасту (40-60лет)  и  постепенно нивелируется к старости (после 60 лет). У детей до 12 лет  поражения левого полушария  мозга  не сопровождаются характерными нарушениями  речевых функций (как у взрослых), так  как не произошло разделения на доминантное  и субдоминантное полушария.

Процесс латерализации в онтогенезе идет нелинейно, с чередованием доминирования правого и левого полушарий, с постепенным переходом от дублирования функций к их полушарной специализации.  Человек с неповрежденными связями между двумя полушариями при необходимости решить какую-либо задачу выбирает определенную стратегию. Он может, например, сконцентрировать свое внимание на звуках, поступающих в то или другое ухо, или избрать стратегию, опирающуюся на зрительные представления, а не просто на переработку вербальной информации. Например, чтобы запомнить пару слов “кабан-чемодан”, можно несколько раз повторить их в уме (активация левого полушария), а можно мысленно представить себе свинью, несущую чемодан (активация правого полушария).

В связи с особым интересом  к функциям разных полушарий возникал вопрос, нет ли каких-то анатомических  или физиологических различий между  полушариями, которые позволяли  объяснить их специализацию. До недавнего  времени считалось, что два полушария  идентичны. Однако исследования, проведенные  в последние два десятилетия, показали, что это не совсем так.

В настоящее время получено большое количество данных о неравнозначности левого  и  правого полушарий  головного  мозга . К ним относятся анатомические, физиологические данные, материалы наблюдений за больными, имеющими сходные поражения левого  и правого полушарий.

Анатомические данные, полученные в Московском Институте  мозга  АМН, а также результаты зарубежных авторов свидетельствуют, что у  животных (крыс, кошек, обезьян) имеются  анатомические различия в строении левого  и  правого полушарий  мозга. Наиболее отчетливые различия наблюдаются  в височной области.

Сотрудниками этого же института (Е.П.Кононовой,  И.А.Станкевич, С.М.Блинковым) еще в 30-40-е годы были обнаружены структурные различия полей левого  и правого полушарий головного мозга человека. При оценке размеров  и площадей полей новой коры левого  и правого полушарий было установлено, что общая площадь нижней лобной извилины (45-е поле) у правшей слева больше, чем справа. В нижнетеменных областях коры (поля 39-е и 40-е) слева увеличены размеры коры в глубине борозд. Островковая область слева больше, чем справа. Рядом авторов показано, что у правшей при очень высокой вариабельности борозд  и извилин в левом и правом полушариях оперкулярная зона (или зона Вернике) в височной области в левом полушарии на одну треть больше, чем в правом.

Симметрия и асимметрия являются проявлением фундаментальных свойств  материального мира, присущих живой  и неживой природе. В свое время П. Кюри (1894) обосновал принцип сохранения симметрии: симметрия физического тела, находящегося в некотором пространстве, определяется симметрией этого пространства. Исходя из этого, в зеркальной симметрии многих животных и человека можно видеть принцип сохранения симметрии, поскольку физическое пространство, в целом, симметрично. При этом и нарушение симметрии, проявляющееся у животных и человека, согласно этому же принципу, также должно отражать нарушение симметрии в окружающем физическом мире (2).

 

2.1. Краткая история изучения проблемы межполушарной асиметрии 

Рассматривая с эволюционых позиций симметричную организацию живой природы, следует подчеркнуть наличие прогрессивно уменьшающегося разнообразия форм симметрии. Уже у некоторых беспозвоночных и практически у всех позвоночных сохраняется только одна форма симметрии - билатеральная, или зеркальная, при которой наблюдается значительное сходство между правыми и левыми половинами тела и некоторыми парными органами, в частности, правым и левым полушарием головного мозга. Однако функции парных органов не всегда идентичны по своей структурно-функциональной организации и это ярко проявилось в различиях функций правого и левого полушария головного мозга человека (3).

Одним из первооткрывателей  функциональной асимметрии мозга является французский ученый Марк Дакс. В 1836 году врач Марк Дакс выступил с докладом на заседании медицинского общества. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария у наблюдавшихся больных с потерей речи. Случаев потери речи при поражении правого полушария ему выявить не удалось. В 1844 году А. Ваган привлек внимание общественности, написав «Трактат о двойственности мозга». Он считал человека существом двойственным. «Рассогласованность в работе двух полушарий ведет к помешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идея асимметрии ещё не возникла). В середине XIX века отмечено бурное развитие афазиологии (науки о нарушениях речи). Идея Франца Галя: разные функции контролируются разными областями мозга. Джордж Буйо связывал афазию при поражении левого полушария с правшеством у большинства людей. В 1861 году Обуртен повторил утверждение Галя о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Через несколько месяцев Поль Брока сформировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения. В 1869 году Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона». В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов.  

2.2. Понятие межполушарной асимметрии 

Асимметрия межполушарная  — характеристика распределения  функций психических между полушариями  левым и правым: при выполнении одних функции психических ведущим  является полушарие левое, других — правое (7). Более чем вековая история исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого билатерального принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь. В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.  
Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.  
В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга. Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении индивида. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, И только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции (Аршавский В.). Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных. В процессе обучения асимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных. 

 
3. Функции полушарий

Правое полушарие формирует  и структурно охватывает целостный  образ объекта, явления, ситуации. Оно, на основе восприятия множества звуков или визуально, реагируя на отдельные  признаки, детали, соединяет их в  одну общую картину. Обработка элементов  и связывание их в одно целое, в  одну структуру, происходит одновременно и с большой скоростью, за счёт параллельной работы клеток мозга.

Правое полушарие, в отличие  от левого, оперирует образами бессознательно. Интуиция находится всецело во власти правого полушария. Потребность  в красоте как бессознательная  и идеальная потребность человека (об этом пишет нейрофизиолог - академик П. В. Симонов)  лежит в сфере деятельности правого полушария мозга. Если математика на уроках в школе преподносится так, что в ней за лесом утомительных формул и преобразований нет гармонии изящества и красоты её идей, то происходит насильственное подавление естественного для каждого ученика чувства красоты, и он, независимо от своей воли, на бессознательном уровне, отторгает урок.

Основная функция левого полушария, наоборот, состоит в том, что оно выделяет из целого детали, признаки, а потом анализирует  их. Последовательное установление связей между признаками, объектами, понятиями, также входит в функцию левого полушария мозга. Можно сказать, что если правое полушарие образное, чувственное, «художественное», то левое  – логическое, аналитическое.

Интересна цитата из работы психолога В.И. Белого: «Левое полушарие  не видит за деревьями леса, а  правое видит лес, но не различает  отдельных деревьев».

Большинство физиологов считают, что за сознательную деятельность мозга  отвечает только левое полушарие  или, во всяком случае, ему отводится  доминирующая роль. Левое полушарие  «говорящее», обрабатывая мысли, выражает их словами и отвечает за наш язык.  Информацию левое полушарие обрабатывает последовательно, дискретно, потому намного медленнее, чем правое (4).  

 

3.1 Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие. 

В настоящее время проблема межполушарной асимметрий рассматривается  как проблема функциональной специфичности  полушарий, как проблема своеобразия того вклада, который вносит каждое полушарие в организацию любой психической функции. В этом принимает участие как левое, так и правое полушарие, но при этом каждое вносит свой специфический вклад. Под функциональной асимметрией понимается различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушария мозга в осуществлении психических функций. Такому подходу свойственны следующие положения: 
— функциональная асимметрия носит не глобальный, а парциальный характер. Выделяют моторные асимметрии (мануальную, ножную, оральную, глазодвигательную и т. д.), сенсорные (зрительную, слуховую, тактильную) и психические (асимметрия организации речи и других психических функций). В разных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков; 
— каждая конкретная форма функциональной ассиметрии отличается своей степенью, мерой выраженности. Можно говорить о сильной или слабой асимметрии; 
— функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого человека есть продукт действия биосоциальных структур. Как показали исследования, проведенные на детях, основы функциональной специализации являются врожденными, но по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. 
Второй аспект проблемы межполушарной асимметрии, не менее важный, но менее изученный — это вопрос межполушарного взаимодействия. Долгое время считалось, что оба полушария мозга абсолютно самостоятельны и представляют собой такой же парный орган, как почки или легкие. Но работы Роджера Уолкотта Сперри по перерезке комиссур мозга показали, что при нарушении взаимосвязи между левым и правым полушариями возникают серьезные нарушения психических функций. Результат перерезки комиссур мозга (мозолистого тела), получивший название «Модель расщепленного мозга», характеризуется триадой симптомов: 
— аномия, проявляющаяся в нарушении способности давать отчет обо всех видах сенсорной информации, поступающей в правое полушарие; 
— дископия-дисграфия, для которой характерно нарушение письма и конструктивной деятельности при выполнении их одной (правой или левой) рукой; 
— нарушение координации движений. 
Эксперименты показали, что при частичной перерезке мозолистого тела эти симптомы проявляются не полностью. Это связано с тем, что мозолистое тело не является однородным органом, а представляет собой дифференцированную систему, различные участки которого выполняют разные функции в механизмах межполушарного взаимодействия. При частичной перерезке отдельных участков мозолистого тела возникают нарушения только одной модальности . Кроме того, при частичной перерезке мозолистого тела отмечается сравнительно быстрое восстановление психических функций. 
Работы под руководством Э. Г. Симерницкой показали, что процессы межполушарного взаимодействия у детей протекают иначе, чем у взрослых. У детей синдрома расщепленного мозга не наблюдается, поскольку мозолистое тело созревает достаточно поздно (примерно к двадцати годам). 
Системный характер психической деятельности состоит в дифференцированном участии различных мозговых образований и полушарий мозга в организации высших психических функций. Ни одно полушарие не может быть рассмотрено как доминирующее по отношению к какой-либо функции или деятельности. Каждое полушарие доминирует по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, которое оно вносит в организацию психической функции. Таким образом, можно сказать, что межполушарная организация психических процессов основана на единстве двух факторов: функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в психической деятельности человека (5).

Информация о работе Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия