Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:57, реферат
Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия – одна из наиболее актуальных проблем нейропсихологии. Локальные поражения мозга как модель для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия представляют собой уникальную возможность исследования данной проблемы на человеке. Одним из основных принципов функционирования полушарий большого мозга является асимметрия. Первые представления о функциональной роли межполушарной асимметрии возникли лишь тогда, когда удалось установить локализацию нервных центров речи (моторного – центра Брока и сенсорного – центра Вернике в левом полушарии).
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Межполушарная асимметрия……………………………………………...3
2.1. Краткая история изучения проблемы межполушарной асимметрии……………………………………………………………………6
2.2. Понятие межполушарной асимметрии…………………………………7
3. Функции полушарий……………………………………………………….8
3.1. Межполушарная асимметрия и межполушарное
взаимодействие………………………………………………………………..9
4. Морфологическая асимметрия головного мозга………………………...12
4.1. Связь асимметрии мозга с полом……………………………………….13
5. Заключение…………………………………………………………………14
6. Используемая литература…………………………………………………16
4. Морфологическая асимметрия головного
мозга
Поскольку наиболее заметным
функциональным феноменом является
латерализация нервных центров речи, внимание
исследователей было сосредоточено на
изучении различий в височных областях.
N. Geschwind, W. Levitsky (1968) описали заметные анатомические
различия между выделенными ими участками
правой и левой височной доли. Различия
наблюдались также и в размерах цитоархитектонических
полей, правда не всегда латерализация
этих различий одинакова для всех субъектов,
Все же в целом асимметрия полей входящих
в состав моторных и сенсорных речевых
зон, выше примeрнo в полтора раза, чем асимметрия
в других областях мозга. При обследовании
мозга 100 человек обнаружено, что у 87 - левый
пирамидный тракт больше и пересекается
раньше, чем аналогичный - правый пирамидный
тракт (P. Jakovlev, P. Rakic, 1966). Асимметрию в системе
двигательного анализатора обнаружила
также С.Б. Дзугаева (1975). В морфологических
исследованиях сотрудников Института
мозга РАМН Е.П. Кононовой, И.Д. Станкевич,
С.М. Блинкова, И.С. Преображенской и др.
еще в 30-е годы была показана морфологическая
асимметрия в организации цитоархитектонических
полей у человека, особенно стабильно
проявляющаяся в речевых зонах коры. Кроме
того, большой интерес и в настоящее время
представляют данные о возрастной динамике
цитоархитектонических различий, достигающих
максимальной величины к 12 годам. В настоящее
время морфологическая асимметрия успешно
исследуется И.Н. Боголеповой с сотр.(2001).Эти
данные хорошо согласуются с нейропсихологическими
наблюдениями о динамике различных видов
функциональной межполушарной асимметрии
у человека. Наиболее существенную роль
играют, по-видимому, микроколонки в области
planum temporale, поскольку их организация различна
в правом и левом полушарии у человека,
но не у обезьян (D.P. Buxhoeveden et al., 2001). Вероятно,
существует связь между размером мозолистого
тела и функциональной межполушарной
ассиметрии. В последнее время появились
работы, которые указывают на отрицательную
корреляцию между размером мозолистого
тела и выраженностью межполушарной асимметрии.
Такая закономерность была обнаружена
у мужчин, но не у женщин (A. Dorion et al., 2000).
4.1. Связь асимметрии мозга с полом
Асимметрия мозга тесно связана с полом. Среди детей леворуких, заик, косоглазых, дислектиков, невротиков, страдающих недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков. Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли, по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин, по сравнению с женщинами (8). Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. Мальчики в школе значительно лучше девочек понимают геометрические концепции, эти различия меньше по алгебре, и еще меньше по арифметике (9). В технических ВУЗах максимальные преимущества мужчин также по начертательной геометрии. Они лучше ориентируются в визуальных и тактильных лабиринтах, лучше читают географические карты, легче определяют левое правое. В шахматах, в музыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельности мужчины достигают успеха существенно чаще, чем женщины. Мала доля женщин среди сатириков, юмористов, карикатуристов, комиков и клоунов. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом. Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей (10).
Заключение
Рассмотрение исследований
межполушарной асимметрии показывает,
что она проявляется
Так как мозг до сих пор считается не изученным,
то любые открытие в познании его деятельности
дают нам огромный скачек в понимании
людьми самих себя, своих способностей
и взаимосвязей, отвечающих на вопрос
«почему». Возможно когда полушария головного
мозга будут изучены лучше, то появиться
возможность работы с ними. Данное исследование
дает большую информацию изучения неврологии
и вносит огромный вклад в развитие познания
человеческой природы.
Используемая литература:
1. Лурия А.Р., «Основы нейропсихологии».
2. Е. Д. Хомская, «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ».
3. В.Ф. Фокин, «Эволюционный аспект центрально
- периферической организации функциональной
межполушарной асимметрии».
4. Е. Синицын, «Структурный анализ мышления.»
5. Н.В. Репина, Д.В. Воронцов,
И.И. Юматова, «Основы
6. Бианки В. Л. (1985) «Асимметрия мозга животных».
Л.: Наука. 295 с.
7. Cловарь психиатрических терминов. В.
М. БЛЕЙХЕР и И. В. КРУК
8. McGlone J. (1980) Sex Difference in the Human Brain Asymmetry: a
Critical Survey. Behav. and Brain Sci. 3 No. 2. P. 215—263.
9. Harris L.J. (1978) Sex Differences in Spatial Ability. Asymmetry
of the Function of the Brain. (Ed. Kempbel). L.: Cambridge.
10. Wada J. A., Clark R., Hamm A. (1975) Cerebral hemisphere asymmetry
in humans. Arch. Neurol. 32 P. 239—246.
Информация о работе Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия