Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:57, реферат

Описание работы

Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия – одна из наиболее актуальных проблем нейропсихологии. Локальные поражения мозга как модель для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия представляют собой уникальную возможность исследования данной проблемы на человеке. Одним из основных принципов функционирования полушарий большого мозга является асимметрия. Первые представления о функциональной роли межполушарной асимметрии возникли лишь тогда, когда удалось установить локализацию нервных центров речи (моторного – центра Брока и сенсорного – центра Вернике в левом полушарии).

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Межполушарная асимметрия……………………………………………...3
2.1. Краткая история изучения проблемы межполушарной асимметрии……………………………………………………………………6
2.2. Понятие межполушарной асимметрии…………………………………7
3. Функции полушарий……………………………………………………….8
3.1. Межполушарная асимметрия и межполушарное
взаимодействие………………………………………………………………..9
4. Морфологическая асимметрия головного мозга………………………...12
4.1. Связь асимметрии мозга с полом……………………………………….13
5. Заключение…………………………………………………………………14
6. Используемая литература…………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Реферат по нейропсихологии.docx

— 39.36 Кб (Скачать файл)

 
4. Морфологическая асимметрия головного мозга 

Поскольку наиболее заметным функциональным феноменом является латерализация нервных центров речи, внимание исследователей было сосредоточено на изучении различий в височных областях. N. Geschwind, W. Levitsky (1968) описали заметные анатомические различия между выделенными ими участками правой и левой височной доли. Различия наблюдались также и в размерах цитоархитектонических полей, правда не всегда латерализация этих различий одинакова для всех субъектов, Все же в целом асимметрия полей входящих в состав моторных и сенсорных речевых зон, выше примeрнo в полтора раза, чем асимметрия в других областях мозга. При обследовании мозга 100 человек обнаружено, что у 87 - левый пирамидный тракт больше и пересекается раньше, чем аналогичный - правый пирамидный тракт (P. Jakovlev, P. Rakic, 1966). Асимметрию в системе двигательного анализатора обнаружила также С.Б. Дзугаева (1975). В морфологических исследованиях сотрудников Института мозга РАМН Е.П. Кононовой, И.Д. Станкевич, С.М. Блинкова, И.С. Преображенской и др. еще в 30-е годы была показана морфологическая асимметрия в организации цитоархитектонических полей у человека, особенно стабильно проявляющаяся в речевых зонах коры. Кроме того, большой интерес и в настоящее время представляют данные о возрастной динамике цитоархитектонических различий, достигающих максимальной величины к 12 годам. В настоящее время морфологическая асимметрия успешно исследуется И.Н. Боголеповой с сотр.(2001).Эти данные хорошо согласуются с нейропсихологическими наблюдениями о динамике различных видов функциональной межполушарной асимметрии у человека. Наиболее существенную роль играют, по-видимому, микроколонки в области planum temporale, поскольку их организация различна в правом и левом полушарии у человека, но не у обезьян (D.P. Buxhoeveden et al., 2001). Вероятно, существует связь между размером мозолистого тела и функциональной межполушарной ассиметрии. В последнее время появились работы, которые указывают на отрицательную корреляцию между размером мозолистого тела и выраженностью межполушарной асимметрии. Такая закономерность была обнаружена у мужчин, но не у женщин (A. Dorion et al., 2000).  

4.1. Связь асимметрии мозга с полом 

Асимметрия мозга тесно  связана с полом. Среди детей  леворуких, заик, косоглазых, дислектиков, невротиков, страдающих недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков. Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли, по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин, по сравнению с женщинами (8). Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. Мальчики в школе значительно лучше девочек понимают геометрические концепции, эти различия меньше по алгебре, и еще меньше по арифметике (9). В технических ВУЗах максимальные преимущества мужчин также по начертательной геометрии. Они лучше ориентируются в визуальных и тактильных лабиринтах, лучше читают географические карты, легче определяют левое правое. В шахматах, в музыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельности мужчины достигают успеха существенно чаще, чем женщины. Мала доля женщин среди сатириков, юмористов, карикатуристов, комиков и клоунов. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом. Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей (10).

Заключение

Рассмотрение исследований межполушарной асимметрии показывает, что она проявляется практически  у всех животных. Более интересно  это выявлено у человека. Исследование показали, что полушария различны не только в морфологическом плане, но и в выполняемых ими функциях. Довольно сложно приписать конкретные свойства одному из полушарий, но было доказано, что есть функции (например – речь), зависящие от работы полушария. Многие функции полушария способны выполнять во взаимодополняющей  работе, что в свое время было проверенно соответствующими экспериментами. Так же интересны были различия асимметрии у людей разных полов. Эти различия так еще и не остались обоснованы. Изучение многих теории показало более или менее подходящие описание у Леви. Леви предположила, что в основе половых различий лежат социальные факторы: мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что и привело к лучшему развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщин обусловлены тем, что они воспитывали детей, а это требует словесного общения.  
Так как мозг до сих пор считается не изученным, то любые открытие в познании его деятельности дают нам огромный скачек в понимании людьми самих себя, своих способностей и взаимосвязей, отвечающих на вопрос «почему». Возможно когда полушария головного мозга будут изучены лучше, то появиться возможность работы с ними. Данное исследование дает большую информацию изучения неврологии и вносит огромный вклад в развитие познания человеческой природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература: 
1. Лурия А.Р., «Основы нейропсихологии».  
2. Е. Д. Хомская, «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ».  
3. В.Ф. Фокин, «Эволюционный аспект центрально - периферической организации функциональной межполушарной асимметрии». 

4. Е. Синицын, «Структурный  анализ мышления.»

5. Н.В. Репина, Д.В. Воронцов, И.И. Юматова, «Основы клинической  психологии.» 
6. Бианки В. Л. (1985) «Асимметрия мозга животных». Л.: Наука. 295 с.  
7. Cловарь психиатрических терминов. В. М. БЛЕЙХЕР и И. В. КРУК  
8. McGlone J. (1980) Sex Difference in the Human Brain Asymmetry: a Critical Survey. Behav. and Brain Sci. 3 No. 2. P. 215—263.  
9. Harris L.J. (1978) Sex Differences in Spatial Ability. Asymmetry of the Function of the Brain. (Ed. Kempbel). L.: Cambridge.  
10. Wada J. A., Clark R., Hamm A. (1975) Cerebral hemisphere asymmetry in humans. Arch. Neurol. 32 P. 239—246. 

 


Информация о работе Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия