Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:52, реферат

Описание работы

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания стороны мотива, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.

Файлы: 1 файл

Motivatsia.docx

— 27.25 Кб (Скачать файл)

1.2 Проблема мотивации в отечественной  и зарубежной психологии.

Проблема  мотивации является актуальной как  в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это  происходит потому, что необходимость  внедрения в практику психологических  исследований, выход к реальному  поведению человека, к его регуляции  требует сегодня познания стороны  мотива, назрела необходимость раскрытия  связей внутренних мотивационных тенденций  человека к действию с социальной детерминации его психики.

Обзор работ  отечественных психологов показывает, что в настоящее время в  психологии накоплены знания и данные, как для уточнения некоторых  позиций, так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблем мотивации.

Многочисленные  исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов  деятельности и, в частности, мотивов  учебной деятельности. Так  Л.И.Божович и её сотрудники, и последователи длительное время изучают мотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая под направленностью постоянные и доминирующие мотивы) были выделены широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порождённые самой учебной деятельностью.

Исследуя  отношение школьников к учению, Л.И.Божович установил, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Её сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы Божович и её сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является её положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и с её отношением к окружающей действительности, а также о структурности мотивации.

Божович и её сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов. «При этом под мотивами учения мы понимаем то, ради чего учится ребёнок, что будет побуждать его учиться».

В зарубежных исследованиях изучению мотивов  уделяется большое внимание. Выполнены  многочисленные теоретические и  экспериментальные работы по вопросам побуждений в поведении человека и животных. Разработка вопросов мотивации  ведётся интенсивно в различных  областях психологической науки  с использованием многочисленных методов.

Своеобразное  понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К.Левин разработал методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Так представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, так К. Левиным в «теории поля» понималась категория мотива. Поведение К.Левин объяснял, исходя из отношений, складывающихся у личности с непосредственной конкретной средой в данный временной микроинтервал. Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе «организм-среда», сделал важнейший шаг вперёд в развитии учения о мотивах. Его несомненной заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при исследовании мотивации.

В теории Д.К.Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых понятий и состояний», видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.

Г.Олпорт в своей книге «Личность» как представитель «персоналистического» направления выдвинул идею личностного подхода к мотивации человека. В его теории самореализации личность рассматривается как первопричина человеческого поведения.

В теории мотивации Э.Даффи поведение описывается через его направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее возбуждение и активность). При определении мотивации необходимо определить активацию и направление.

Д.Берлайн разработал сложную систему мотивации, согласно которой потребность определяет ответы организма. Но сама потребность него тесно связана потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физиологична.

В теории мотивации И.Аткинсона и К.Бёрча Аткинсон выделяет несколько «языков» мотивации: нейрофизиологический, экспериментальный, математический, поведенческий. Основываясь на взглядах Левина и Э.Толмена Аткинсон рассматривает поведение как, во-первых, ожидание чего-то и, во-вторых, ценности, превращающейся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и Бёрч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные). Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику действий.

В теории мотивации А.Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами. Маслоу сумел предоставить свою теорию в виде пирамиды из 5 ступеней при перечислении сверху вниз получаем такую иерархическую систему: потребность в самовыражении, потребность в уважении, социальные потребности, потребность самосохранения, в основании пирамиды находятся физиологические потребности, без которых человек не сможет удовлетворить вышестоящие, так как физиология считается базисной основой для остальных.

Таким образом, среди отечественных и зарубежных психологов существует несколько пониманий  сущности мотивов, из осознанности, их место в структуре личности.               

Едва ли не идеальный вариант, когда  целеустремлённость человека сочетается с реалистичностью его мотивации, а жизненные стремления и побуждения чётко ориентированы на реальные условия окружающей действительности. Человек, имеющий такую структуру  мотивов, чётко представляет себе, когда  и каким способом следует добиваться постоянных целей, а его поведение  мало расходится с его истинными  намерениями. В противном случае он будет часто наталкиваться  на непредвиденные обстоятельства, затрудняющие осуществления его планов и задумок.

Немаловажным  параметром личности является эмоциональная  устойчивость её мотивации. Можно говорить, что человек обладает этим качеством, если его личностные планы, побуждения, интересы не слишком зависят от имений состояния чувственной сферы, то есть человек с эмоциональной  устойчивостью мотивации не склонен  менять свои установки и намерения  в зависимости от настроения. Постоянная импульсивность намерений и действий, неспособность долго заниматься каким-либо одним видом деятельности, периодическое влечение второстепенными, далеко не главными задачами – вот  показатели неразвитости эмоциональной  устойчивости мотивации. 

Ситуационная  независимость мотивации, то есть устойчивость мотивации личности во времени, когда  на повседневное её поведение оказывает  решающее влияние перспективные  планы, цели, любое предстоящее дело строго соотносится с ранее принятыми  планами и соображениями. Человек, обладающий этим качеством, больше заботится  о будущем, чем живёт в настоящем. И наоборот, ситуационная зависимость  мотивации предполагает, что человек  легко проявляет импульсивность, на его поведение оказывают сильное  влияние обстоятельства и внешние  факторы.

В следующую  группу факторов, определяющих индивидуальные различия в мотивационной составляющей саморегуляции, входят психологические условия сложной комплексной природы, интегративные действия которых заставляют человека регулировать свою мотивацию. К ним можно отнести три наиболее распространённых состояния.

Депривационность потребностей – малоосознаваемое смутное переживание неудовлетворённости своим жизненным положением, когда у человека создаётся впечатление, что настоящие потребности и интересы не нашли своего осуществления в жизни.

Кризис  принятия мотивов характеризуется  невозможностью для человека сделать  окончательный выбор в данной конкретной ситуации, решить, какому же желанию следует дать преимущество в данной обстановке.

Кризис  реализации мотивов может быть обусловлен расстройством собственных планов, целей и надежд, может сопровождаться выраженными отрицательными переживаниями, вплоть до общего снижения интереса к  жизни. Внешне опосредованная регуляция  заключается в том, что для  регуляции человек использует не прямые самовоздействия, а отвлекающее влияние внешней среды или собственной деятельности, направленной вовне. Это могут быть какой-то необязательный, отвлекающий труд, хобби, общение с искусством, людьми.

Наоборот, активная смысловая регуляция требует  прямых интеллектуальных усилий, переосмысления сложившейся ситуации, попыток с  иных позиций взглянуть на свои желания  и побуждения, открыть для себя новое видение жизни.

Саморегуляция на опору – на резервную мотивацию используется в тех случаях, когда возникает необходимость мобилизовать в себе дополнительные побудительные реакции и ресурсы, например, при выполнении нужной, но не интересной работы. Планирую своё будущее, человек должен, чтобы избежать возможных трудных состояний, продумать запасные варианты целей и задач на то случай, если основные окажутся под угрозой срыва. Тогда не придётся тратить излишние усилия на купирование, например, фрустрации, возникающей при деактуализации или девальвации целей и способов какой-либо деятельности.

Непосредственная  мотивационная саморегуляция состоит в том, что личность прямо и осознанно подвергает пересмотру свою мотивационную систему, корректирует те установки и побуждения, которые не устраивают её по какой-либо причине. Рождение и осознание мотива ещё не означает, что он будет обязательно реализован в действительности. Осуществлению новых намерений могут мешать многие обстоятельства: недостаточно развитые волевые качества личности, жизненные обстоятельства и другие. Здесь необходимы дополнительные внутренние усилия, методические ухищрения, которые приводят к решению задачи способом замещающего действия.

Опосредованная  регуляция мотивации происходит в результате воздействия на центральную  нервную систему в целом и  её определённые возбудимые образования  через косвенные факторы непрямого  воздействия.

Мы рассмотрели  непосредственную и опосредованную мотивационную регуляцию. Существуют методы, которые сочетаю в себе оба вида этих воздействий, когда  побудительная система стимулируется  и непосредственно через конкретный мотив, и через условия, способствующие его формированию. Существуют многие методы систематизации мотивов, так  как нужно знать, на что направлен  тот или иной мотив. Некоторые  системы мотивов мы уже рассмотрели  выше. По сути, что мы рассматриваем  под понятием система мотивов?

Рассмотрим  одно из понятий. Система мотивов  – это совокупность взаимосвязанных  мотивов, имеющих прямую или обратную связь, поддерживающих какую-либо зависимость  и имеющие определённую цель воздействия. Каждая система имеет свою задачу и объект реализации.

Гомеостатический  принцип внешней и внутренней мотивации: чтобы жить, человек должен получать энергию. Организму нужен  определённый уровень питательных веществ в крови. Как только он изменяется, организм предпринимает попытки для восстановления равновесия. Одна из форм восстановления-поведение человека, его активность, целенаправленная деятельность. Поведение, деятельность человека, обслуживающего внешние по отношению к самому этому поведению потребности и запросы, получили название инструментальных, то есть выступающих средством, инструментом в достижении целей. Побудительная сила, которая в этом случае придаёт человеку активность, стала называться внешней мотивацией, то есть мотивацией, являющейся внешней по отношению к самой деятельности, когда побудительные силы находятся вне, за пределами организации деятельности и поведения.

В организме, кроме соматовегетативных потребностей и вторичных побуждений, на них  базирующихся, есть врождённое стремление действовать: видеть, слышать, возбуждаться, исследовать, создавать, творить. Это тенденция к активному освоению мира и взаимодействию с ним, где есть разные действия, созидания. В основе лежит потребность нервной системы быть активной, испытывать и продуцировать возбуждения, функционировать и реализовывать свои потребности и возможности, потенции. Основа жизнедеятельности организма-не удовлетворение гомеостатических потребностей ради биологических условий выживания, а активное взаимодействие с миром ради освоения мира, овладения им, ради развития человеком своих потребностей, талантов. Эта тенденция не имеет специфического предмета, она ненасыщаема, не связана с уменьшением напряжения, она это напряжение создаёт. Все виды активности, создаваемые этой тенденцией - «самодеятельность», при которой есть направленность не на внешнюю цель (предмет потребности), а, прежде всего на самоё себя. Самодеятельность-деятельность, выполняемая ради удовольствия от процесса её.

Побудительная сила самодеятельности-внутренняя мотивация. Это то, что побуждает и мотивирует этот вид деятельности, находится в ней самой, а не вне. Характеристики внутренней мотивации:

  1. Стремление к новизне. Различают абсолютную новизну и новизну как необычайное сочетание знакомых раздражителей.
  2. Стремление к двигательной активности.
  3. Стремление к эффективному, умелому, экономичному освоению мира.

Информация о работе Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии