Многие виды деятельности
человек предпринимает для того,
чтобы быть умелым и компетентным.
Как этого достичь? Через обучение.
Более высокий уровень стремления
к эффективному освоению мира-стремление
к созиданию, совершенствованию, Делает
человек это не только для улучшения качества,
но из-за чувства удовлетворения от хорошо
сделанной вещи. Внутреннее неприятие
несовершенства мира побуждает человека
к творчеству. Здесь награда-удовольствие,
уважение к себе как к деятелю, способному
создать нечто новое.
- Стремление к самодетерминации-изнутри идущей активности, которая отвечает полноценному развитию человеческой личности. Личность стремится быть источником своей деятельности.
- Самореализация, самоактуализация, самоосуществление. Человек, способный свободно реализовывать свою сущность, испытывая при этом высочайшее чувство удовлетворения и счастья, является самореализующейся личностью, то есть психически здоровой, зрелой, осуществляющей свой рост личностью. Здесь проявляется и чувство компетентности, эффективности и самодетерминации.
Личность имеет две ведущие
мотивационные системы: внешней
и внутренней мотивации.
Система
внешней мотивации связана с
инструментальной деятельностью и
внешней системой контроля. При работе
этой системы повышение сложности
ситуации ведёт к росту напряжённости,
которую организм стремится снять.
Когда цель инструментальной деятельности
достигнута, возникает состояние удовлетворения
и релаксации.
Система
внутренней мотивации - это система
самодеятельности и внутреннего
контроля, поиска напряжения и трудностей,
сопровождаемых интересом и воодушевлением.
Отсутствие напряжения в этой системе
приводит к скуке и апатии, чего
человек всегда стремится избегать.
У психически здорового и зрелого
человека должны эффективно функционировать
обе системы при относительном
доминировании последней. Система
обучения должна быть таковой, чтобы
полноценно реализовывать задачу развития
двух ведущих систем личности.
Существующая
система обучения эксплуатирует
и перегружает систему внешней
мотивации при практическом игнорировании
системы внутренней мотивации, что
приводит к её атрофированию. Главная
задача мотивации учения-такая организация
учебной деятельности, которая максимально
способствовала бы раскрытию внутреннего
мотивационного потенциала личности ученика.
Условия
для внутреннего мотивирования
процесса учения:
1.Предоставленние
свободы выбора. Ученик, а также
его родители (так как характер
отношения родителей к школьному
обучению непосредственно сказывается
на мотивации их ребёнка) должны
иметь возможность выбора школы,
учителя, программы, видов занятий,
форм контроля. Свобода выбора
даёт ситуацию, где ученик испытывает
чувство детерминации, чувство хозяина.
А, выбрав действие, человек испытывает
гораздо большую ответственность за её
результаты.
2.Максимально
возможное снятие внешнего контроля.
Минимизация применения наград
и наказаний за результаты
обучения. Так как это ослабляет
внутреннюю мотивацию, только
при наличии интересного задания
с высоким мотивационным потенциалом.
Внешние награды и наказания
нужны не для контроля, а для
информации ученика об успешности
его деятельности, об уровне его
компетентности. Здесь они служат
основанием для вынесения суждения
о достижении и недостижении желаемого
результата (что очень важно для сохранения
внутреннего контроля за деятельностью),
а не являются побудительными силами этой
деятельности. Не должно быть наказания
за неудачи, неудача сама по себе является
наказанием.
3.Задачи
обучения должны исходить из
запросов, интересов и устремлений
ученика. Результаты обучения
должны свидетельствовать и соответствовать
потребностям ребёнка и быть
значимыми для него. Степень выраженности
и осознания этой потребности
является одним из показателей
социальной личностной зрелости.
Необходимо контролировать возникновение
этой потребности и по мере
созревания личности у неё
должна определяться всё более
и более дальняя жизненная перспектива.
При этом у неё должно складываться представление
о том, что учёба и её итоги - это важнейший
шаг на жизненном пути. Таким образом,
вновь, на более высоком уровне формируется
внутренняя мотивация. Учёба как средство
достижения дальних целей не нуждается
во внешнем контроле. Путь достижения
жизненных целей должен быть разбит на
более мелкие подцели с конкретным видимым
результатом. Тогда переход к перспективному
планированию будет более безболезненным.
4.Урок
следует организовывать так, чтобы
ученику было интересно то самого
процесса учения и радостно от общения
с учителем, одноклассниками. В классе
должна быть атмосфера сотрудничества,
доверия и взаимного уважения. Интерес
и радость должны быть основными переживаниями
ребёнка в школе и на уроках. Об организации
таких уроков писал Ш.А.Амонашвили.
5.Важна для психологически грамотной
организации учёбы ориентация
учителя при обучении на индивидуальные
стандарты достижений учеников.
Х.Хекхаузен говорит о том, что важнейшую
роль в формировании мотивации играют
эталоны, с которыми человек сравнивает
полученные результаты деятельности.
Их роль выполняют личные стандарты достижений.
Личные стандарты вырабатывает для себя
сам ученик. Но такой же стандарт относительно
достижений своих подопечных формирует
и учитель. Он может быть ориентирован
на усреднённые общественно-ориентированные
абсолютные нормы (большинство сегодняшних
учителей) или на индивидуально относительные
нормы. Вторая модель работает так: учитель
ставит перед каждым учеником индивидуальные
задания, ориентированные на его возможности,
цели. Ученик или выбирает эти цели, или
вырабатывает их совместно с учителем
в режиме сотрудничества. По этим индивидуальным
нормам учитель и сам ученик оценивают
полученные результаты. Так как эти нормы
соответствуют возможностям ученика и
нередко им самим и установлены, то итоги
объясняются внутренне контролируемыми
причинами (усилиями, стараниями). Такой
характер объяснений при наличии ответственности
за выполнение дела создаёт высокую мотивацию
и интерес к учению. Учитель поощряет и
подкрепляет достижения ученика, сравнивая
их не с результатами других учеников,
а с его собственными, построенными на
его прошлых успехах и неудачах индивидуальными
стандартами. Итогом подобной стратегии
обучения является возрастание привлекательности
успеха, уверенности в своих силах и как
результат-оптимальная мотивация и успешная
учёба.
6.Личность
учителя и характер его отношения
к ученику. Сам учитель должен
являть собой образец внутренне
мотивированной деятельности достижения.
То есть это должна быть
личность с ярко выраженным
доминированием любви к педагогической
деятельности и интересом к
её выполнению, высоким профессионализмом
и уверенностью в своих силах,
высоким самоуважением.
7.Использование
мотивационного тренинга или
курсов развития и изменения
мотивации. Многие стороны мотивации
достижения связаны с субъективным
представлением человека о целях
деятельности и трудностях их
достижения, о самом себе и
своих способностях, об уровне
своих результатов и возможных
причинах их получения. Поэтому
на них можно воздействовать,
их можно изменять и как результат-корректировать
процесс мотивации.
Программа
мотивационного тренинга Хекхаузена построена
на формировании у учеников «чувства причастности»
к тому делу, которое они выполняют. Это
чувство складывается из следующих компонентов:
-постановка
реалистичных, но недостаточно трудных
задач;
-адекватная
самооценка, знание своих сильных
и слабых сторон;
-вера
в эффективность собственной
деятельности;
-получение
обратной связи о достижении
целей;
-переживание
ответственности за свои действия
и их последствия.
Таким образом,
мы осветили широту мотивов и предоставили
на рассмотрение некоторые из них. Невозможно
полностью раскрыть систематизацию
всех мотивов из-за широкого диапазона
этого понятия и множества
потребностей, интересов, нужд и желаний
человека.