Проблема нравственного развития личности в отечественной и зарубежной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 11:23, доклад

Описание работы

В результате этого возникло своеобразное состояние утраты обществом ценностно-нравственных ориентиров, характеризуемое Э. Дюркгеймом как состояние аномии. Между тем именно нравственность является важным способом социальной регуляции, выступает как общественная форма отношений между людьми, как то, что остается в межчеловеческих отношениях, если вычесть из них предметно обусловленное содержание.

Файлы: 1 файл

Проблема нравственного развития личности в отечественной и зарубежной психологии.docx

— 44.54 Кб (Скачать файл)

    Наибольшее значение для нравственного развития в подростковом возрасте приобретают идеалы. Их формирование тесно связано с интересом к нравственным качествам людей, их поступкам, взаимоотношениям друг с другом. И если первоначально, по мнению Л.И. Божович, идеалы возникают у ребенка непроизвольно, без сознательного поиска, то уже в старшем подростковом и юношеском возрасте ведется активный поиск людей, образы которых соответствуют нравственным стремлениям и служат опорой нравственного поведения. С формированием идеала тесно связано возникновение таких нравственных качеств, как самоуважение, чувство собственного достоинства, которые становятся важнейшими мотивами поведения и средствами самоконтроля личности.

       В старшем школьном возрасте нравственное развитие характеризуется появлением следующего нового функционального образования – нравственных убеждений, представляющих собой сплав соответствующих знаний и чувств. С возникновением убеждений сначала перестраиваются, а затем полностью исчезают идеалы, воплощенные в образе   конкретного   человека,   замещаемые   неким  собирательным  идеалом.  Обобщение

 широкого жизненного  опыта в нравственных категориях  приводит к их соотнесению  и объединению в единую систему,  что является основой формирования  нравственного мировоззрения как  системы убеждений. Иерархизация убеждений определяет направленность личности, ее моральную устойчивость, позволяет человеку в каждой конкретной  ситуации   занять   свойственную   ему   нравственную позицию.       Возникновение морального мировоззрения приводит к новому соотношению между нравственным сознанием и поведением. У старшеклассников появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремление к развитию у себя тех качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве части социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.       Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности, в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок, к которым относятся: овладение понятийным мышлением, накопление достаточного морального опыта, осознание своего социального положения. Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расирением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов.

      Необходимо  отметить, что нравственное совершенствование  человека, достигшего в юношеский  период эталонного уровня нравственного  развития, может продолжаться всю  жизнь. Но далее в нравственной  сфере не возникает каких-либо  новых образований, а происходит  только укрепление, развертывание  и совершенствование тех, которые  появились  ранее. В общественном  плане нравственная модель старшеклассника  представляет такую нравственную  ступень, начиная с которой  человек, поднявшийся на нее,  может быть признан высоконравственным.       

  Механизм становления  личностных ценностей рассматривается   через понятие интериоризации личностью социальных ценностей. Д.А. Леонтьев отмечает, что не все социальные ценности, осознаваемые и даже принимаемые человеком в качестве таковых, реально становятся его личностными ценностями. Необходимым условием такой трансформации является практическое включение субъекта в коллективную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности. Промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида группы. Усвоение ценностей больших социальных групп всегда опосредованно ценностями малых референтных групп. Первоначально единственной референтной группой, опосредующей усвоение социальных ценностей, является для ребенка семья. Начиная с подросткового возраста, когда особое значение приобретает общение со сверстниками, группы сверстников становятся вторым альтернативным каналом трансляции ценностей. При этом если ценности малой группы, в которую включен ребенок, расходятся с ценностями общества, то общественные ценности подвергаются сомнению и не становятся личностными. В зависимости от того, какая малая группа является референтной для ребенка, ее ценности могут выступать катализатором или барьером к усвоению социальных, в том числе и общечеловеческих, ценностей.

      В качестве  показателей нравственной зрелости  отечественными психологами выделяются:

      – готовность  самостоятельно решать ситуацию  нравственного выбора, принимать  ответственность за свое решение; 

      – устойчивость  нравственных качеств, что проявляется   в возможности переноса сформированных  в определенных жизненных ситуациях  нравственных взглядов, отношений  и способов поведения в новые,  ранее не имевшие  места  в жизни человека,  ситуации;

     – проявление  сдержанности в ситуациях, когда  человек негативно реагирует  на нравственно значимые для  него события; 

     – возникновение  нравственного конфликта как  следствия осознания нравственной  несостоятельности отдельных взглядов, поступков, действий.

        Результатом  нравственного становления подрастающего  поколения в сложных социальных  условиях является появление  ряда особенностей в развитии  их нравственно-ценностной сферы.  Наиболее значимыми среди них  выступают: 

     – «заземленность» желаний и мечты, приобретающих прагматичный характер;

     – отсутствие  стремления поступать в соответствии  с принципами, склонность приспосабливаться  к обстоятельствам; 

     – прагматическое  представление о будущем, о  перспективах своего развития;

     – отсутствие  выраженности  в ценностных ориентациях  таких личностных качеств, как  стремление принести пользу обществу  и людям, бескорыстие, ориентация  на взаимопомощь.

      Условия, в которых происходит нравственное становление современного подрастающего поколения в нашей стране, характеризующиеся утратой  традиционной системы ценностей, приводят к развитию цинизма, агрессивного отношения к окружающим, формированию презрения к слабым и зависти к сильным, чрезмерного честолюбия, ориентации  на внешний успех, экзистенциального вакуума и ряда других нравственных патологий. Среди ценностей, особенно депривированных при разрушении прежнего социального строя, по мнению Л.И. Анцыферовой, выступают ценности значимости жизни, ее осмысленности, справедливости, понятности, правды, порядка, красоты (особенно красоты человеческих отношений). В силу цельности и взаимосвязи высших мотивов при депривации отдельной их группы оказываются депривированными и все остальные ценности.

        Поскольку  ценности, в том числе нравственные, выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осмыслением своего  положения в системе общественных отношений, то кризис слыслообразующих жизненных ценностей, ведущий к кризису идентичности, нередко сопровождается духовным вакуумом. Результатом этого является деформация самосознания человека, отчуждение личности от собственной истории, утрата смысла бытия, перспектив будущего и ответственности. Такую ситуацию определяют, как нахождение человека в бифуркационном поле. В условиях кризисного периода, когда образовались «ценностные бифуркационные поля», на которых сходятся подчас разнонаправленные ценностные слои, неминуемы метания человека в поисках социально-культурного ориентира, часто приводящие к растерянности, опустошению, нигилизму. Это может являться одной из главных причин возникновения иррациональной агрессивности, приверженности к силовой модели взаимодействия.

      Таким образом,  взгляды на проблему нравственного  развития отечественных психологов  опираются на представление о  том, что оно не является  изолированным процессом, а органично  включено в целостное  психическое  и социальное развитие личности. При этом на каждом возрастном  этапе особое значение приобретают  те механизмы, которые позволяют  решать актуальные проблемы личностного  развития. Знание и учет особенностей  нравственного развития на каждом  возрастном этапе и специфики  уровней нравственного развития  позволят организовывать систему  целенаправленного воздействия,  которая обеспечит достижение  высокого уровня нравственного  развития личности, что является   особенно важным в кризисный  период развития общества.

 

 

 

 

 

 

1.2. Возрастные  особенности развития нравственного  поведения.

Важнейшей составной частью всестороннего и гармоничного развития личности является ее нравственное формирование. Так что же такое нравственность?

 У Ожегова С.И.: «Нравственность  — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек,  этические нормы, правила поведения,  определяемые этими качествами».  

Аристотель: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят  по поводу добродетели: нравственно  прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего  всеми добродетелями  человека».

Ницше: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение  издревле установленному закону или  обычаю».

 Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного  убеждения закладывается в детстве  и раннем отрочестве, когда добро  и зло, честь и бесчестье,  справедливость и несправедливость  доступны пониманию ребенка лишь  при условии яркой наглядности,  очевидности морального смысла  того, что он видит, делает, наблюдает».

 

Возрастные особености нравственного развития личности

 

 Ученые в области  педагогики выявили, что в различные  возрастные периоды существуют  неодинаковые возможности для  нравственного воспитания. Ребенок,  подросток и юноша, по-разному  относятся к различным средствам  воспитания. Знания и учет достигнутого  человеком в тот или иной  период жизни помогает проектировать  в воспитании его дальнейший  рост. Нравственное развитие ребенка  занимает ведущее место в формировании  всесторонне развитой личности. 

В  младшем  школьном  возрасте  особенности  поведения  ребенка  во  многом  определяются  его  новой  социальной  ситуацией:  он – начинающий  школьник.  Он  впервые  получает  права  и  обязанности  школьника,  становится  членом  классного  коллектива. Большая  часть  детей  приходит  в  1  класс  из  детского  сада,  где  ребята  получают  достаточный  запас  нравственных  представлений  и  привычек.  Дети  имеют  широкий  круг  представлений  о  хороших  и  плохих  поступках,  навыки  вежливого  отношения  к  окружающим.  Стремление  детей  стать  школьниками  является  хорошим  стимулом  для  нравственного  воспитания.  С  приходом  детей  в  школу  круг  их  общения  и  обязанностей  расширяется.  Главным  для  детей  становится  учеба.  Кроме  того,  там  они  должны  научиться  строить  нравственные  отношения  с  товарищами  по  классу,  учителем.  Осознание  важности,  нужности  новых  обязанностей  и  дел  предопределяет  готовность  ребенка  выполнять  новые  требования  взрослых:  добросовестно  готовить  школьные  задания,  старательно  овладевать  знаниями,  активно  участвовать  в  жизни  класса.

В  большинстве  своем  младшие  школьники  коммуникативны,  легко привыкают к новому  коллективу,  не  застенчивы,  стремятся делать  полезные  дела  для класса,  школы,  других  людей,  выполнять общественные  поручения.

Психологи  установили,  что  младший  школьный  возраст  характеризуется  также  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость.

На  пороге  школьной  жизни  возникает  новый  уровень  самосознания  детей,  наиболее  точно  выражаемый  словосочетанием  «внутренняя  позиция».  Она  представляет  собой  осознанное  отношение  ребенка  к  себе,  к  окружающим  людям,  событиям,  делам  –  такое  отношение,  которое  он  отчетливо  может  выразить  словами  и  делами.  Факт  становления  такой  позиции  внутренне  проявляется  в  том,  что  в  сознании  ребенка  выделяется  система  нравственных  норм,  которым  он  следует  или  старается  следовать  всегда  и  везде,  независимо  от  обстоятельств.

Ж.  Пиаже  установлено,  что  в  период  5-12  лет  представления  ребенка  о  нравственности  меняются  от  нравственного  реализма  к  нравственному  релятивизму.  Нравственный  реализм,  в  понимании  Пиаже,  –   это  твердое,  непоколебимое  и  однозначное  понимание  добра  и  зла,  разделяющее  все  существующее  только  на  две  категории  –  хорошее  и  плохое  –  и  не  усматривающее  никаких  полутеней  в  нравственных  оценках.

Информация о работе Проблема нравственного развития личности в отечественной и зарубежной психологии