Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:48, контрольная работа
Психологическое консультирование как вид психоло¬гической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного разви¬тия. Цель психологического кон¬сультирования — в обеспечении человека продуктив¬ным существованием в конкретных обстоятельствах его жизни. Продуктивность связана прежде всего со способностью человека находить возможно большое число вариантов поведения, возможно большее число понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь воз¬можность общаться с максимально большим числом людей и групп внутри собственной культуры. Это дает возможность соответствовать данной культуре и реф¬лексировать в ней.
Введение 2
1. Проблема психологического консультирования 2
2. Критерии психологического консультирования родителей, имеющих детей-инвалидов 6
3. Специфика оказания консультативной помощи 7
Заключение 13
Список использованной литературы
Содержание
Введение |
2 | |
1. Проблема психологического консультирования |
2 | |
2. Критерии психологического консультирования родителей, имеющих детей-инвалидов |
6 | |
3. Специфика оказания консультативной помощи |
7 | |
Заключение |
13 | |
Список использованной литературы |
14 |
Введение
Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. Цель психологического консультирования — в обеспечении человека продуктивным существованием в конкретных обстоятельствах его жизни. Продуктивность связана прежде всего со способностью человека находить возможно большое число вариантов поведения, возможно большее число понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь возможность общаться с максимально большим числом людей и групп внутри собственной культуры. Это дает возможность соответствовать данной культуре и рефлексировать в ней.
Цель психологического консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.
Главная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия для создания им осознанных нешаблонных способов действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.
Суть психологического консультирования состоит в том, чтобы психолог, пользуясь своими специальными профессиональными, научными знаниями создал условия для другого человека, в которых он переживет свои новые возможности в решении его психологических задач. Критерием эффективности этого вида профессиональной деятельности психолога является появление у другого человека новых переживаний по поводу своей задачи.
1. Проблема психологического консультирования в отечественной и зарубежной литературе
В истории развития человечества взаимоотношения такой семьи и общества характеризуются различной степенью внимания социума к проблемам семьи и ее нуждам. Анализ литературных источников позволяет выделить определенные этапы в истории этих взаимоотношений. В связи с этим представляет интерес краткий экскурс в генезис проблемы помощи семьям, воспитывающим аномального ребенка, и выделение отдельных аспектов этой проблемы. Среди них:
-развитие гуманистического отношения к аномальным лицам в эпоху Возрождения;
-использование в России в конце XIX века положительного влияния семьи на состояние душевнобольного лица;
-первые попытки организации консультативной помощи родителям аномальных детей в начале XX века в России;
-возникновение интереса к изучению проявлений эмоциональных расстройств и кризисных состояний у родителей аномальных детей (за рубежом в середине XX века);
-исследования отечественных авторов о психотравмирующем влиянии аномального ребенка на семью и о возникновении психопатологических расстройств у матерей больных детей;
-изучение принципов семейного воспитания и видов семей;
-развитие проблемы комплексного подхода к вопросу о социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
В России стали обращать внимание на возможность использования семейного окружения как для профилактики, так и для лечения различных психических расстройств в первой половине XIX века. В конце 30-х годов по инициативе одного из основателей общественной психиатрии в России И.Ф.Рюля впервые в мировой практике была проведена общегосударственная перепись душевнобольных. Одновременно с обобщением результатов переписи И.Ф.Рюль составил "Краткое наставление", в котором рассказывалось о том, "каким образом должно обходиться с умалишенным доколе он не будет помещен в заведение". Наряду с общими советами в "Наставлении" определялись меры, которые должны предпринимать члены семьи в отношении душевнобольного лица. Среди них упоминалось о "приветливом обхождении в разговоре между собой", о "стабильности положительных привычек и образа жизни, что служит укреплению характера умалишенного".
К началу XX века в крупных городах
России были созданы и апробированы разнообразные
формы лечения душевнобольных в семьях.
Известные в этой области специалисты
придавали особое значение проведению
разъяснительных мероприятий для родителей
о природе возникновения дефекта, освещению
недостатков семейного воспитания и оказанию
родителям специальной помощи.
Так, В.П.Кащенко обосновывал идею положительного психологического воздействия семьи на больного необходимостью создания препятствия для его аутизации.
Истоки формирования семейной психотерапии в России связаны с образованием врачебно-воспитательных учреждений и организацией семейных патронажей для психически больных. В 1882г. такое врачебно-воспитательное учреждение было создано в Петербурге. Возглавил его известный врач и педагог И.В.Маляревский. Опытом работы в подобных учреждениях заинтересовались в то время и за рубежом. В.М.Бехтерев, давая ответ на запрос, сообщал, что "12 учреждений такого рода достигают успехов в этом деле не только лечением, но и воспитанием призреваемых" (А.М.Шерешевский, 1978).
Уделяя особое внимание "семейному
воспитанию с родственниками" Маляревский
отмечал, что "педагогическая неумелость
родителей приводит в домашних условиях
к образованию в детях развитого эгоизма,
отсутствию сознания долга перед окружающими,
к излишнему самолюбию, нередко принимаемому
за душевное страдание" (И.В.Маляревский,
1886). Исправление дефектов воспитания
осуществлялось врачом в процессе бесед,
проводимых с ребенком раздельно или по
мере надобности вместе с родителями.
Для родителей отдельно проводились "совещания",
на которых раскрывались недостатки семейного
воспитания. Помощь в таких центрах при
участии семьи оказывалась детям, которые
имели "слабые степени идиотии, аномалии
органов чувств и нервной системы, болезненные
извращения детского ума и нрава, психические
дефекты, выражающие душевную слабость"
(то есть, в соответствии с современной
классификацией категорий аномальных
детей, практически всем детям с отклонениями
в развитии).
Таким образом, идея использования
семьи в качестве организационно-лечебного
и воспитательного компонента реализовывалась
в России лучшими представителями медицинской
и педагогической науки в течение длительного
времени и в различных формах.
Развитие этой идеи нашло свое продолжение и в советскую эпоху в работах ведущих отечественных психологов, педагогов, психиатров (Д. И. Азбуки на, Т.А.Власовой, Г.Л.Выгодской, Л.С.Выготского, М.Ф.Гнездилова, А.Н.Граборова, Е.К.Грачевой, Г.М.Дульнева, С.Д.Забрамной, М.В.Ипполитовой, К.С.Лебединской, В.И.Лубовского, Е.М.Мастюковой, М.С.Певзнер, В.Г.Петровой, Б.И.Пинского, Л.И.Солнцевой, И.М.Соловьева, Е.А.Стребелевой, Г.В.Цикото, Ж.И.Шиф, и др.)
Детальное рассмотрение кризисных состояний и переживаний родителей как процесса адаптации к новой жизненной ситуации приводится также в монографии E.Schuchardt. Автор выделяет восемь таких кризисных состояний:
1.Неизвестность, неопределенность. Состояние панического ужаса перед неизвестным, переживание шока, ощущение того, что рушится привычная "нормальная" жизнь.
2.Известность, определенность. Противоречие между пониманием проблемы на рациональном уровне и ее отрицанием на уровне эмоций и чувств.
З.Агрессия. Проявление негативных чувств в виде эмоциональных вспышек, в результате чего возникает агрессия, направленная на окружающий мир.
4.Активная хаотичная деятельность.
Попытка овладеть безвыходной ситуацией
с помощью имеющихся средств. Выделяются
две основные стратегии такого поведения:
поиск медицинского "светилы", врача-волшебника
и поиск чудесного исцеления путем прямого
обращения к Богу.
б.Депрессия. Переживание чувств
безысходности, апатии и отчаяния в связи
с безуспешностью усилий, предпринятых
на предыдущем этапе.
6.Принятие факта нарушения развития. Обретение нового смысла жизни.
7.Активизация. Высвобождение сил, вследствие принятия факта нарушения развития, которые раньше уходили на борьбу и отрицание, и активное построение и осуществление жизненных планов.
8.Солидарность. Объединение с другими родителями, имеющими аналогичные трудности.
У нас в стране также предпринята попытка структурирования кризисных состояний родителей аномальных детей М.М.Семаго (1991, 1992). Он описывает четырехстадийную психодинамическую модель поведения семьи в переживаемых ею критических состояниях:
-первый кризис - период первоначального установления диагноза;
-второй кризис - определение ребенка в специальное учебное заведение;
-третий кризис - наступление совершеннолетия;
-четвертый кризис -период трудоустройства и построение дальнейших жизненных планов.
Продолжение изучения психотравмирующего воздействия аномального ребенка на психику его родителей и изучение межличностных особенностей родительско-детских взаимоотношений получило свое продолжение в работе коллектива ученых, возглавляемого И.А.Скворцовым (1995) на базе Научно-терапевтического Центра профилактики и лечения психоневрологической инвалидности.
2. Психологическое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов
Практика свидетельствует о
том, что в настоящее время возникла актуальная
потребность, не только в констатации,
но и в разработке и реализации специализированной
реабилитационной помощи, оказываемой
как аномальному ребенку, так и членам
его семьи.
Анализ отдельных проблем семьи
аномального ребенка изложен в работах
Т.Г.Богдановой, Н.В.Мазуровой (1998); Т.А.Добровольской
(1989, 1991); А.И.Захарова (1976, 1978, 1982); К сожалению,
в настоящее время не существует апробированной
системы коррекционных мер, предусматривающих
не только коррекцию дефекта ребенка,
но и направленных на социальную адаптацию
семьи, в которой он воспитывается.
Отсутствие государственной системы психологической помощи родителям больных детей и детям через специальное влияние семьи значительно снижает социальную реабилитацию большого круга лиц, имеющих детей с отклонениями в развитии.
Реакция родителей на дефект ребенка (интеллектуальный, физический, двигательный, речевой и др.) вызывает в них ответные действия защитных механизмов, которые в зависимости от степени выраженности стресса и конституционально заданных свойств, оказывают влияние на их личностные особенности. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются неспособными справиться самостоятельно с навалившимся на них грузом проблем. Некоторые из них, в первую очередь это касается матерей, снижают свой профессиональный статус и переходят на неквалифицированную работу, позволяющую находиться рядом с больным ребенком, другие вообще отказываются от социальной деятельности.
В связи с этим представляет интерес изучение личностных особенностей родителей аномальных детей, оказавшихся под воздействием пролонгированной психопатогенной ситуации, и влияние этих особенностей на характер взаимоотношений с аномальным ребенком и другими лицами.
При интерпретации особенностей личности родителей аномальных детей использовался целостный подход, в рамках которого личность понимается как единство биологических и социальных факторов. Целостный подход строится на положении Л.С.Выготского о единстве "аффекта и интеллекта" и на концепции С.Л.Рубинштейна о том, что формирование психики под влиянием социального опыта происходит опосредствованно, преломляясь через индивидуально очерченные внутренние условия человека.
3. Специфика оказания консультативной помощи
Психодиагностика отклонений в поведении и развитии ребенка проводится с тремя основными целями.
1. Определить степень обоснованности жалоб родителей на поведение и развитие ребенка. Решение этой диагностической задачи во многом предопределяет диагностику родительского отношения к ребенку и характер дальнейшей работы с родителями.
2. В том случае, если жалобы родителей полностью или частично обоснованы, необходимо оценить состояние психического развития ребенка, выявить и квалифицировать дефект развития, его природу.
3. На основании решения
первых двух задач сформулирова
Теоретической основой диагностики аномалий психического развития ребенка служат результаты клинических исследований В.В.Лебединского и его соавторов (В. В. Лебединский, 1975; В. В. Лебединский и др.,1985), в которых выделяются 4 параметра нарушений психического развития — психического дизонтогенеза.
1. Уровень и характер локализации нарушения:
определяют вид дефекта — частный, связанный с недостаточностью отдельных функций (гнозиса, праксиса, речи), и общий, сопряженный с нарушением корковых и подкорковых регуляторных систем. При дисфункции подкорковых систем наблюдаются снижение уровня бодрствования, психической активности, патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства. Дисфункция корковых систем обусловливает дефекты контроля и целенаправленной интеллектуальной деятельности, нарушение высших эмоций.
2. Время поражения:
Информация о работе Проблема психологического консультирования