Проблема психологического консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

Психологическое консультирование как вид психоло¬гической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного разви¬тия. Цель психологического кон¬сультирования — в обеспечении человека продуктив¬ным существованием в конкретных обстоятельствах его жизни. Продуктивность связана прежде всего со способностью человека находить возможно большое число вариантов поведения, возможно большее число понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь воз¬можность общаться с максимально большим числом людей и групп внутри собственной культуры. Это дает возможность соответствовать данной культуре и реф¬лексировать в ней.

Содержание работы

Введение 2
1. Проблема психологического консультирования 2
2. Критерии психологического консультирования родителей, имеющих детей-инвалидов 6
3. Специфика оказания консультативной помощи 7
Заключение 13
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Основы психологического консультирования.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

определяют характер аномалии. Чем  раньше возникло повреждение нервной системы, тем вероятнее явление недоразвития, чем позднее — тем более возможно возникновение повреждения с распадом структуры психических функций (Л. С. Выготский, 1983, т. 3). Кроме того, в определенные периоды онтогенетического развития изменяется общая нервная реактивность. Различают уровни нервно-психического реагирования, наиболее характерные для соответствующих возрастов: а) соматовегетативный (0—3 года), его характеризуют различные варианты соматовегетативного синдрома; б) психомоторный (4—10 лет), сюда относятся гипердинамический синдром, системные невротические и неврозоподобные двигательные нарушения; в) аффективный (7—12 лет), для него типичны синдромы страхов, повышенной аффективной возбудимости, уходов и бродяжничества; г) эмоционально-идеаторный (12—16 лет), ему корреспондирует возникновение сверхценных образований (В. В. Ковалев, 1979).

3. Соотношение между первичными и вторичными дефектами (Л. С. Выготский, 1983, т. 3). Первичные дефекты — это нарушения, непосредственно вытекающие из органических заболеваний и имеющие характер недоразвития или повреждения подкорковых систем и недоразвития корковых. Вторичные дефекты возникают опосредованно, в процессе патологического развития. Механизм их появления различен. Например, вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной (например, немота у глухих). Кроме того, важнейший фактор возникновения вторичных нарушений развития —- социальная депривация.

Она тормозит приобретение знаний и  умений, приводит к ряду расстройств в эмоциональной и личностной сферах.

4. Нарушение межфункциональных взаимодействий. В нормальном психическом развитии ребенка выделяют следующие типы взаимодействия психических функций: временная независимость функций, ассоциативные и иерархические связи (Временная независимость функций характерна для ранних этапов онтогенеза, например относительная независимость развития мышления и речи до 2-летнего возраста. С помощью ассоциативных связей разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе временно-пространственной близости (так, особое значение приобретают образы дома, матери, времени года). Психические функции, построенные по иерархическому типу, формируются в процессе усложнения предметной деятельности и общения (например, речь). При патологии межфункционального взаимодействия возникают различные нарушения развития. (Например, хорошее развитие механической памяти, внешне богатая речь у ребенка-олигофрена существуют изолированно и не используются из-за нарушений мышления.) Очень сильно страдают иерархические координации. Иллюстрацией этому может служить явление регресса функций. Так, дети с задержкой психического развития, уже освоив простые счетные операции в уме, при малейшем затруднении обращаются к счету на пальцах.

Перечисленные выше четыре параметра  по-разному выступают при разных вариантах нарушения психического развития у детей. Все варианты психического дизонтогенеза делятся на 6 типов: психическое недоразвитие, задержка развития, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие.

Дефицитарное развитие — это особый вид дизонтогенеза, связанный с тяжелыми нарушениями отдельных; анализаторных   систем:   зрения,   слуха,   опорно-двигательного аппарата,  а также с рядом хронических соматических заболеваний

1.   Психическое   недоразвитие — тип  дизонтогенеза, для которого характерно раннее время поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие, связанное с а) генетическими пороками развития, б) диффузными повреждениями незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и послеродовых воздействий. Выражена инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях, формирование иерархических связей сильно затруднено. Первичный дефект при этой форме аномалии развития интеллектуальный. Обязательный   признак — недоразвитие   высших   фомыслительной деятельности — абстрактного мышления, недоразвитие   образования   понятий,   низкий   уровень обобщения.

2. Задержанное психическое развитие — тип дизонтогенеза, при котором речь идет не о стойком и по существу необратимом психическом недоразвитии,  а о замедлении темпа формирования познавательных и эмоциональных сфер с их временной фиксацией на более ранних  возрастных  этапах.   Налицо  мозаичность   поражения, когда наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. Ряд авторов (Г. Е. Сухарева,  1959,   1974; В. В. Ковалев,  1979) подчеркивают иную  структуру   нарушений   познавательной  деятельности, чем при олигофрении: не недостаточность мышления как такового, а ослабленность его предпосылок: памяти,   внимания,   пространственного   гнозиса,   переключаемости психических процессов.  Во многих случаях имеет место тенденция к сглаживанию интеллектуального дефекта с возрастом — к 11-15 годам, или нарастание вторичных личностных дефектов, связанных с неправильной социальной ситуацией развития этих детей.

3. Поврежденное  психическое развитие имеет ту же этиологию (наследственные заболевания, инфекции и травмы ЦНС), что и два предыдущих типа дизонтогенеза. Основное отличие связано с более поздним неблагоприятным воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформировалась и их недостаточность проявляется в признаках повреждения.

Этот  вариант дизонтогенеза складывается в условиях органической деменции и эпилептической болезни. Основную роль играет фактор повреждения отдельных мозговых систем, что не ведет к тотальности и иерархичности нарушений; на первый план выступает парциальность расстройства психических функций. Наиболее значимый дифференциально-диагностический критерий — динамика развития дефекта. Здесь часто имеются указания на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка, есть хронологическая связь начавшегося снижения с перенесенной вредностью. При этом виде дизонтогенеза чаще всего обнаруживаются корково-подкорковые нарушения, выражающиеся в резко выраженной инертности мышления, тяжелой истощаемости, персевераторных явлениях. При органической деменции большое значение имеет нарушение целенаправленности мышления, нарушение критичности, отсутствие понимания и переживания своей несостоятельности.

4. Искаженное  психическое развитие — тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных функций, приводящего к ряду качественно новых патологических новообразований. Одним из клинических выражений этого типа дизонтогенеза является детский аутизм. В его структуре выделяются основные дефекты — исходная энергетическая недостаточность, связанная с ней область побуждений, быстрая истощаемость любой целенаправленной активности и ее пресыщаемость, низкие сенсорные пороги с выраженным отрицательным фоном ощущений, повышенная готовность к реакциям тревоги и страха. Аутичный ребенок боится окружающего мира; детский аутизм представляет собой основной вторичный дефект, выступающий в качестве компенсаторного механизма, направленного на защиту от травмирующей внешней среды. Наблюдается аутичная направленность всей интеллектуальной деятельности такого ребенка. Игры, фантазии, интересы далеки от реальной жизни. Содержание их монотонно, поведение однообразно, стереотипно: дети годами играют в одну и ту же игру, рисуют одинаковые рисунки, стереотипно  действуют.

5. Дисгармоническое психическое  развитие — тип дизонтогенеза, основой которого служит врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Для него характерны явления задержки развития одних психических функций с парциальным ускоренным развитием других. Эта диспропорциональность формирует некоторые аномальные варианты личности, для которых характерна «неадекватная реакция на внешние: средовые раздражители, вследствие чего более или менее нарушено поведение и затруднена активная приспособляемость к окружающей среде» (Г. Е. Сухарева). Этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или патологическое развитие личности. Дисгармоничность психики первично обусловлена нарушениями в эмоциональной сфере.       

В таблице приводятся результаты патопсихологического обследования состояний психических сфер ребенка, характерные для того или иного типа дизонтотенеза.                                

Детерминанты  необоснованных жалоб родителей

Виды консультативной  работы

Психологическая неграмотность родителей

Информирование и разъяснение

Искаженное родительское отношение

Психокоррекционная работа по изменению родительского отношения

Психопатология родителей

Направление в соответствующее лечебное учреждение

Детерминанты обоснованных жалоб  родителей

 

Психическое недоразвитие ребенка

Информирование родителей  и направление ребенка к дефектологу

Задержка психического развития

Информирование родителей, рекомендации по психологически грамотной организации занятий родителей с ребенком; возможно направление к дефектологу

Поврежденное    психическое развитие ребенка

Информирование родителей  об особенностях ребенка, направление к психиатру

Искаженное психическое  развитие ребенка

Направление к психиатру. Приспособление родителей к особенностям ребенка

Дисгармоничное психическое  развитие ребенка

Психокоррекционная работа с родителями по нормализации их общения  с ребенком

Нарушения развития личностной сферы ребенка

Направление ребенка на второй этап диагностики, дальнейшая психокоррекционная работа с ребенком и родителями


 

                                            Заключение

         Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. Цель психологического консультирования — в обеспечении человека продуктивным существованием в конкретных обстоятельствах его жизни. Продуктивность связана прежде всего со способностью человека находить возможно большое число вариантов поведения, возможно большее число понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь возможность общаться с максимально большим числом людей и групп внутри собственной культуры. Психологическое консультирование предполагает многообразную работу, просвещение как психологическое образование консультируемых; психологическую диагностику и информирование обследованных; научно-практические рекомендации по образу жизни (режиму труда и отдыха, проведению досуга); рекомендации по самоорганизации деятельности (игровой, учебной, трудовой).

В последние  годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов, развитию социально-реабилитационных услуг. К началу 2004 года в системе органов социальной защиты населения РФ действовало 305 специализированных реабилитационных центров и 680 отделений реабилитации в качестве структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания семьи. В рамках федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» в 2001 году свыше 60 центров реабилитации детей с ограниченными возможностями получили необходимое реабилитационное оборудование и автотранспорт.

Но всё это  мало отражается на решении внутренних психологических проблем родителей ребёнка-инвалида, особенно матери. Тесный эмоциональный контакт с матерью, начиная с первых дней жизни, её ласка и забота являются залогом полноценного психического развития любого ребёнка.

                                 Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. — Изд. 7-е., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2002.

2. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.

3. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных  ситуаций. Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998.

4. Квинн В.  Прикладная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.

5. Клюева Н.В.  Психолог и семья: диагностика,  консультации, тренинг. – Ярославль:  Академия развития, 2001.

6. Меновщиков  В.Ю. Введение в психологическое  консультирование. 2-е изд., стереотипное. – М.: Смысл, 2000.

7. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с                                кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2002.

 


Информация о работе Проблема психологического консультирования