Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:20, реферат
Цель данной работы – рассмотреть проблему ранней коррекции недостатков умственного развития у детей.
Задачи:
- изучить литературу по данной тематике;
- изучить методы ранней коррекции недостатков умственного развитья у детей.
Объект исследования – дети с недостатками умственного развития.
Введение………………………………………………………………………….4
1. Характерные особенности детей с недостатками
умственного развития…………………………………………………………5
2. Развитие умственно отсталых детей…………………………………………8
3. Коррекционная работа с детьми имеющими
умственное недоразвитие…………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………….16
РЕФЕРАТ
по основам олигофрено-
Тема: «Проблема ранней коррекции
недостатков умственного
Работу выполнил
Деева Т.В
Рязань-2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Характерные особенности детей с недостатками
умственного развития…………………………………………………………
2. Развитие умственно
отсталых детей…………………………………………
3. Коррекционная работа с детьми имеющими
умственное недоразвитие………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Проблема раннего начала коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, является одной из наиболее актуальных в специальной педагогике и психологии. Правильно организованная работа, начатая в раннем возрасте, определяет успешность всестороннего развития ребенка.
Возраст с рождения до трех лет является наиболее ответственным периодом жизни ребенка. В этот период формируются моторные навыки, закладываются основы познавательных способностей и процессы восприятия.
Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования на этом возрастном этапе многих функций определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчать, а, возможно, и предупреждать отклонения в психическом и физическом развитии.
Цель данной работы –
рассмотреть проблему ранней коррекции
недостатков умственного
Задачи:
- изучить литературу по данной тематике;
- изучить методы ранней
коррекции недостатков
Объект исследования – дети с недостатками умственного развития.
1. Характерные особенности
детей с недостатками
Умственно отсталым детям характерны существенные недостатки развития, которые охватывают различные стороны психики. К их числу, в первую очередь, относятся:
- недостатки развития личности как вторичные новообразования в структуре дефекта (неуверенность в себе, неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникативность, эгоизм, пессимизм, снижена или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением и т.д.).
Указанные недостатки частично корректируются и преодолеваются в процессе специально организованного обучения. [1, с. 25]
Трудовое обучение в специальной общеобразовательной школе для умственно отсталых детей - незаменимое средство коррекции недостатков их развития. Систематическое и правильно организованное включение учащихся в доступные виды труда способствует исправлению указанных особенностей психического развития. Впрочем, участие умственно отсталых учащихся в различных видах трудовой деятельности не приводит к исправлению недостатков психофизического развития. Этому предшествует длительная специально организованная работа по предоставлению уроков труда коррекционно - воспитательной направленности. Обеспечивается это введением в школе длительного по времени пропедевтики периода трудового обучения (уроки труда в 1-3 классах), в процессе которого преодолеваются пробелы в знаниях учащихся, развивается фонематический слух, обогащаются представления детей об окружающем мире вещей и явлений, воспитываются простейшие навыки самообслуживания, исправляются недостатки произвольных движений. На уроках труда у учащихся развивается интерес к труду, формируется комплекс умений и навыков работы с простейшими материалами. [2, с. 58]
Коррекционная функция труда обеспечивается целесообразным подбором трудовых задач, дозировкой трудовых усилий учащихся, специальными упражнениями по развитию и закреплению у учащихся процессов анализа, синтеза, сравнения, памяти, речи, движений, поступков и действий, личностных качеств, эмоционально - волевой сферы.
Учитывая низкий уровень познавательных возможностей умственно отсталых учащихся, трудовое обучение осуществляется в облегченной форме, предполагает адаптацию объема и характера учебного материала в познавательных возможностей учащихся. Реализуется это путем упрощения структуры знаний и практических действий, учебный материал подается на низком уровне обобщения, теоретические знания усваиваются в процессе выполнения практических заданий. Изучение сложных разделов теоретических знаний и технологических операций осуществляется путем расчленения их на отдельные части и изучение каждой из них в отдельности.
Коррекционная функция трудового обучения определяется и тем, что овладение профессией осуществляется по оригинальным программам, построенным с учетом особенностей психофизического развития учащихся. Программы из всех профилей трудового обучения разработаны с учетом того, чтобы дать умственно отсталому ученику доступный объем технологических знаний, которые необходимы для сознательного участия в трудовой деятельности, общетрудовых и специальных умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы.
Учитывая, что у умственно отсталых учащихся преобладает конкретное мышление, обучение строится на предметно - наглядной основе. Это означает, что новые способы практической деятельности формируются на основе живого созерцания учениками реальных предметов, их изображений, практической деятельности с конкретными предметами. Предметно - наглядное обучение приобретает коррекционную значимость, если использование этого средства имеет динамический характер в зависимости от сформированности знаний, умений и навыков. Натуральные наглядные средства используются тогда, когда нужно создать конкретное представление об определенном технологическом процессе. Если эти представления уже сформированы и уточняются лишь отдельные его элементы, предметную наглядность целесообразно заменить графической или схематической. [3, с. 78]
Труд учащихся является средством коррекции и тогда, когда в процессе выполнения трудового задания ученик ставится перед необходимостью выполнять мыслительные операции, которые обеспечивают внутреннюю организацию процесса труда. С этой целью на занятиях в школьной мастерской используются специальные приемы, направленные на развитие ориентировки учащихся в трудовом задании, планирование последовательности выполнения действий в уме и в письменной форме, осуществления самоконтроля.
Особое место в системе коррекционно - воспитательной работы школы отводится формированию личностных качеств у учащихся и исправлению недостатков характера: воспитанию положительного отношения к труду, навыков культурного поведения в коллективе, коррекции эмоционально - волевой сферы. Правильно организованная работа способствует воспитанию у учащихся трудолюбия, коллективизма, самостоятельности, дисциплинированности, формирует понимание общественной значимости труда в жизни людей и обеспечивает преодоление отрицательных черт характера и поведения учащихся.
2. Развитие умственно отсталых детей
Развитие умственно отсталых
детей имеет отдельные
Перечень педагогических средств, с помощью которых могут преодолеваться или уменьшаться недостатки психофизического развития умственно отсталых учащихся, пополняется благодаря творчеству педагогов и может быть безграничным. В связи с этим выделим общие положения, на основе которых осуществляется индивидуальный подход, определяются отдельные цели и соответствующие им средства педагогического воздействия на развитие ребенка. К важнейшим из них относятся:
- согласованность коррекционно - воспитательного воздействия труда на каждого ученика со стороны педагогического и медицинского персонала; - всестороннее изучение учебно - трудовой деятельности ученика и учета ведущих интегральных качеств личности, индивидуальный подход, ориентированный на особенности динамики развития трудовой деятельности и личности ученика, опираясь на сохранившиеся свойства и возможности его развития.
Индивидуальный подход имеет целью исправление наиболее нарушенных процессов трудовой деятельности, предупреждения ошибочных действий, обусловленных особенностями развития ребенка, соблюдение последовательности и преемственности в коррекционно - воспитательной работе.
Наконец, коррекционная работа проводится таким образом, что обеспечивает педагогическое воздействие на все стороны личности. Впрочем, в поле зрения учителя должен находиться ведущий признак дефекта в его взаимосвязи с сопутствующими нарушениями. Поэтому первостепенное значение в коррекционной работе в процессе трудового обучения и воспитания приобретает формирование у детей высших психических функций, которые позволяют выполнять различные виды трудовой деятельности осознанно и произвольно. [1, с. 25]
3. Коррекционная работа с детьми имеющими умственное недоразвитие
На уроках трудового обучения корректируются функции мышления, которые лежат в основе практической деятельности и регулируют ее: анализ, синтез, классификации. Благодаря активному развитию этих функций создаются условия для перевода практических навыков в план умственных действий. Манипулируя материалами, изготавливая из них самые разнообразные изделия, умственно отсталые дети расширяют ассоциативные связи, развивают восприятие, представление, пространственное ориентирование, осязательные ощущения. Кроме того, трудовая деятельность учащихся положительно влияет на состояние здоровья, физическое развитие, скоординированность и пластичность движений, укрепляет костную систему, формирует осанку. [4, с. 36]
Исправление недостатков познавательной деятельности, физической сферы учащихся и подъем на этой основе общего уровня их развития является одним из важнейших задач специальной общеобразовательной школы для умственно отсталых детей. От успешного решения коррекционных задач трудового обучения зависит производительность труда учащихся в период обучения, а также то смогут ли они в будущем работать на предприятиях промышленного или сельскохозяйственного производства.
За последнее десятилетие было проведено значительное количество исследований, посвященных проблеме трудового обучения учащихся вспомогательной школы. При этом внимание главным образом обращалось на то, как влияют условия трудового обучения на развитие познавательных процессов у учащихся. Однако изучение особенностей развития познавательных процессов у умственно отсталых детей будет неполным, односторонним, если не изучить при этом особенности развития личности ребенка в целом.
Личностные, в частности эмоционально - волевые, качества существенно влияют на характер течения мыслительных, познавательных процессов у ребенка. Значительное количество недостатков мыслительной деятельности у умственно отсталых детей можно понять только в связи с особенностями их эмоционально - волевой сферы. Справедливо обратное положение, когда ряд особенностей в эмоционально - волевой сфере ребенка можно понять, учитывая уровень его интеллектуального развития.
При оценке личностных качеств умственно отсталого ребенка многие ученые на первый план выдвигают характеристику особенностей ее эмоционально - волевой сферы. Так, еще Е. Сеген утверждал, что главный недостаток идиота - это расстройство воли: "Физически он не может, умственно он не знает, психически он не желает. Он бы мог, и знал, если бы только хотел; однако вся беда в том, что он прежде всего не хочет".
Позже известный психиатр В. Штроймайер считал главным недостатком умственно отсталых детей отсутствие произвольного внимания. Наш соотечественник Г. Я. Трошин утверждал, что ребенок - дебил всегда идет по пути наименьшего сопротивления, так как активные волевые ее проявления должны иметь органично обусловленную границу. Во всех приведенных высказываниях подчеркивается, что у умственно отсталых детей разных категорий нарушена или недоразвита активная сторона деятельности, не развиты достаточно волевые качества. [8, с. 25]
Все эти утверждения о недоразвитии или нарушении развития эмоционально - волевых качеств у умственно отсталого ребенка имеют, конечно, определенные основания. Как клиническая, так и педагогическая практика работы с умственно отсталыми детьми подтверждает, что проблема формирования у них личностных качеств активности, самостоятельности, целеустремленности в деятельности является зачастую более острой, более актуальной, чем проблема формирования, например, трудовых умений и навыков.
Информация о работе Проблема ранней коррекции недостатков умственного развития у детей