Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:20, реферат
Цель данной работы – рассмотреть проблему ранней коррекции недостатков умственного развития у детей.
Задачи:
- изучить литературу по данной тематике;
- изучить методы ранней коррекции недостатков умственного развитья у детей.
Объект исследования – дети с недостатками умственного развития.
Введение………………………………………………………………………….4
1. Характерные особенности детей с недостатками
умственного развития…………………………………………………………5
2. Развитие умственно отсталых детей…………………………………………8
3. Коррекционная работа с детьми имеющими
умственное недоразвитие…………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………….16
Отличие нормального ребенка
от умственно отсталого
Исследование показало, что соотношение между интеллектуальными и аффективными процессами изменяется не только по мере возрастного развития детей, но и по-разному проявляется у одного и того же ребенка в зависимости от содержания и степени сложности деятельности, к которой привлекается ребенок.
Как правило, говоря о степени подготовленности ученика к самостоятельному труду, школы подразумевают состояние двух различных групп качеств у ученика:
а) уровень владения системой знаний, практическими и умственными умениями и навыками в работе;
б) личностные особенности: целеустремленность и уверенность, дисциплинированность, отношение к труду и т.д.
Под влиянием обучения и воспитания у учащихся формируются доступные их пониманию социальные мотивы труда, и эти мотивы существенно влияют на весь характер трудовой деятельности учащихся. Наблюдения показывают, что многим умственно отсталым ученикам старших классов уже присущи уверенность и целеустремленность в доступной им сфере конкретно - практической деятельности. В этой сфере они вполне адекватно переживают свои успехи и неудачи, проявляют настойчивость, желание достичь конкретной цели. [1, с. 55]
Вместе с тем, наблюдения за теми же старшими учениками обнаруживает, что им не свойственны эмоционально - волевые проявления и усилия, связанные с познавательным процессом (проявления познавательного интереса).
Таким образом, соотношение
между интеллектуальными и
Систематические наблюдения показывают, что уже в третьем классе у большинства учащихся возникает и постепенно укрепляется более осознанное отношение к трудовым задач. Под влиянием обучения все больше развиваются элементы аналитического исследования учеником образца изделия. Вместо одного только желания «хочу сделать» у ученика появляется вопрос «как сделать?». Появляются ростки понимания логики изготовления вещей, несложных по своей структуре. Все это и ложится в основу формирования нового отношения к трудовым задач, когда это отношение определяется не только эмоциональными стремлениями, но и некоторыми элементами осознания содержания задачи, его сложности, необходимости предварительного отбора материалов, инструментов и т.п.
К началу обучения в четвертом классе в большей части учащихся заметно развиваются элементы логического отношения к трудовым задачам. Центр тяжести в соотношении эмоций и интеллекта по трудовой деятельности учащихся под влиянием обучения начинает постепенно смещаться в сторону интеллекта. [10, с. 98]
Несовершенство
Значительное количество учителей по труду чрезмерно опекают учеников, не придавая им возможности какой-то мере выполнить задание самостоятельно. Постоянно подменяя ученика в трудных для него ситуациях (особенно часто это происходит при решении мыслительных задач в процессе труда), учитель постепенно формирует у него чувство неуверенности в своих действиях, постоянное желание получить помощь и подтверждения правильности своих действий. В результате ученики этой группы и в выпускном классе ожидают помощи от учителя, даже если могли бы справиться с задачей самостоятельно. [1, с. 25]
Заключение
Коррекция недостатков развития психической деятельности, как познавательной, так и эмоционально - волевой, у умственно отсталых детей происходит главным образом на основе таких видов учебно - практических и трудовых занятий, логическая сущность которых может быть усвоена детьми. Иначе говоря, коррекционное влияние процесса обучения и воспитания на развитие умственно отсталых учащихся эффективно тогда, когда оно ориентировано на формирование у детей высших форм психической деятельности, логического мышления, обоснование их предметно - практической деятельности, мотивов их трудовой деятельности. Под влиянием коррекционно - воспитывающего обучения развитие умственно отсталых детей идет будто сверху вниз: от исправления недостатков сложного психического процесса, который позже формируется у ребенка - его логического мышления - и от него к исправлению недостатков других форм психической деятельности, в частности эмоционально - волевой сферы.
В сфере развития эмоционально
- волевых качеств умственно
Список литературы
1. Генезис сенсорных способностей / Под. ред. Л.А. Венгера. М., 2009.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2008.
3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2008.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2007.
5. Дусавицкий А.О. Дважды два - икс. М., 2009.
6. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. М., 2009.
7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 2008.
8. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в
школе. М., 2010.
9. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения
социального опыта. М., 2007.
10. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 2009.
11. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста /
Под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 2008.
12. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 2007.
13. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под. ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 2007.
14. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в
процессе обучения. М., 2008.
15. Сенсорное воспитание дошкольников / Под. ред. А.П. Усовой. М., 2010.
16. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 2009.
17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 2009.
18. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.,
2007.
Информация о работе Проблема ранней коррекции недостатков умственного развития у детей