Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 17:00, курсовая работа
Описание работы
Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей является в настоящее время одной из самых актуальных не только для социологической и психологической науки, но и для общества в целом. Исследование особенностей кризисов пожилого возраста у людей, находящихся в разной общественной и социальной ситуации, позволяет выявить новые, не известные до настоящего времени факторы и закономерности генезиса психики. Изменения условий жизни стареющих людей в связи с переходными процессами в обществе, а также выходом на пенсию поставили их перед необходимостью адаптации к этим процессам. Несмотря на то, что данные процессы изучаются не один год, механизм адаптации к жизни в пожилом возрасте фактических вне внимания исследователей даже на понятийном уровне.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...3 1Понятие теории социализации личности………………………………………7 2Анализ проблем социализации пожилых людей……………………………..13 Заключение……………………………………………………………………….25 Список использованной литературы…………………………………………...26
К сожалению, именно в этой сфере
анализа особенно много противоречивых
позиций. Это связано с наличием тех многочисленных
и разнообразных пониманий личности, о
которых уже говорилось. Прежде всего,
само определение «Я-образа» зависит от
той концепции личности, которая принимается
автором. Весь вопрос, по выражению А.Н.
Леонтьева, упирается в то, что будет названо
в качестве составляющих «Я-образ».
Есть несколько различных подходов к структуре
«Я». Наиболее распространенная схема
включает в «Я» три компонента: познавательный
(знание себя), эмоциональный (оценка себя),
поведенческий (отношение к себе). Существуют
и другие подходы к тому, какова структура
самосознания человека. 7
Самый главный факт, который
подчеркивается при изучении самосознания,
состоит в том, что оно не может быть представлено
как простой перечень характеристик, но
как понимание личностью себя в качестве
некоторой целостности, в определении
собственной идентичности. Лишь внутри
этой целостности можно говорить о наличии
каких-то ее структурных элементов. Другое
свойство самосознания заключается в
том, что его развитие в ходе социализации
— это процесс контролируемый, определяемый
постоянным приобретением социального
опыта в условиях расширения диапазона
деятельности и общения. Хотя самосознание
относится к самым глубоким, интимным
характеристикам человеческой личности,
его развитие немыслимо вне деятельности:
лишь в ней постоянно осуществляется определенная
«коррекция» представления о себе в сравнении
с представлением, складывающимся в глазах
других. «Самосознание, не основанное
на реальной деятельности, исключающее
ее как «внешнюю», неизбежно заходит в
тупик, становится «пустым понятием».8
Именно поэтому процесс социализации
может быть понят только как единство
изменений всех трех обозначенных сфер.
Они, взятые в целом, создают для индивида
«расширяющуюся действительность», в
которой он действует, познает и общается,
тем самым, осваивая не только ближайшую
микросреду, но и всю систему социальных
отношений. Вместе с этим освоением индивид
вносит в нее свой опыт, свой творческий
подход; поэтому нет другой формы освоения
действительности, кроме ее активного
преобразования.9 Это общее принципиальное положение
означает необходимость выявления того
конкретного «сплава», который возникает
на каждом этапе социализации между двумя
сторонами этого процесса: усвоением социального
опыта и воспроизведением его. Решить
эту задачу можно, только определив стадии
процесса социализации, а также институты,
в рамках которых осуществляется этот
процесс.
Анализ проблем социализации пожилых людей
Анализ положения пожилых людей
по наиболее общим социально-демографическим
и экономическим характеристикам свидетельствует
о наличии основных проблем пожилых граждан
России: неудовлетворительное состояние
здоровья, малообеспеченность, одиночество.
Уровень и качество их жизни значительно
ниже, чем у трудоспособной части населения.
Увеличение численности людей, страдающих
различными хроническими заболеваниями,
которые приводят к потере трудоспособности
и инвалидности, снижает качество их жизни.
Установлено, что качество жизни данной
категории людей зависит главным образом
от социально-экономической защищенности,
удовлетворенности людей состоянием своего
здоровья и уровня социализации.10
В настоящее время интерес исследователей
к процессу социализации распространился
на взрослость и старость, то есть на «третий
возраст». Сформировались различные концептуальные
основания социализации таких ученых,
как Г. М. Андреева, И. С. Кон, Дж. К. Коулмен,
И. Таллмен и др. Социализация процесс
двусторонний: с одной стороны, это усвоение
индивидом социального опыта путем вхождения
в социальную среду, систему социальных
связей; с другой – процесс активного
воспроизводства системы социальных связей
индивидом за счет его активной деятельности,
активного включения в социальную среду.
Таким образом, под социализацией традиционно
понимается освоение людьми знаний, навыков,
стереотипов поведения, ценностных ориентаций,
нормативов, обеспечивающих их полное
участие в общепринятых формах социального
взаимодействия.
Послетрудовая стадия социализации
представляет собой еще более сложный
вопрос. Определенным оправданием, конечно,
может служить то обстоятельство, что
проблема эта еще более нова, чем проблема
социализации на трудовой стадии. Постановка
ее вызвана объективными требованиями
общества к социальной психологии, которые
порождены самим ходом общественного
развития. Проблемы пожилого возраста
становятся актуальными для ряда наук
в современных обществах. Увеличение продолжительности
жизни - с одной стороны, определенная
социальная политика государств - с другой
(имеется в виду система пенсионного обеспечения)
приводят к тому, что в структуре народонаселения
пожилой возраст начинает занимать значительное
место. Прежде всего увеличивается его
удельный вес. В значительной степени
сохраняется трудовой потенциал тех лиц,
которые составляют такую социальную
группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас
переживают период бурного развития такие
дисциплины, как геронтология и гериатрия.11
В социальной психологии эта
проблема присутствует как проблема послетрудовой
стадии социализации. Основные позиции
в дискуссии полярно противоположны: одна
из них полагает, что само понятие социализации
просто бессмысленно в применении к тому
периоду жизни человека, когда все его
социальные функции свертываются. С этой
точки зрения указанный период вообще
нельзя описывать в терминах "усвоения
социального опыта" или даже в терминах
его воспроизводства. Крайним выражением
этой точки зрения является идея "десоциализации",
наступающей вслед за завершением процесса
социализации. Другая позиция, напротив,
активно настаивает на совершенно новом
подходе к пониманию психологической
сущности пожилого возраста. В пользу
этой позиции говорят уже достаточно многочисленные
экспериментальные исследования сохраняющейся
социальной активности лиц пожилого возраста,
в частности пожилой возраст рассматривается
как возраст, вносящий существенный вклад
в воспроизводство социального опыта.
Ставится вопрос лишь об изменении типа
активности личности в этот период.
Косвенным признанием того,
что социализация продолжается в пожилом
возрасте, является концепция Э. Эриксона
о наличии восьми возрастов человека (младенчество,
раннее детство, игровой возраст, школьный
возраст, подростковый возраст и юность,
молодость, средний возраст, зрелость).
Лишь последний из возрастов - "зрелость"
(период после 65 лет) может быть, по мнению
Эриксона, обозначен девизом "мудрость",
что соответствует окончательному становлению
идентичности.12 Если принять эту позицию, то
следует признать, что послетрудовая стадия
социализации действительно существует.
Хотя вопрос не получил однозначного
решения, в практике отыскиваются различные
формы использования активности лиц пожилого
возраста. Это также говорит в пользу того,
что проблема имеет, по крайней мере, право
на обсуждение. Выдвинутая в последние
годы в педагогике идея непрерывного образования,
включающая в себя образование взрослых,
косвенным образом стыкуется в дискуссию
о том, целесообразно или нет включение
послетрудовой стадии в периодизацию
процесса социализации.
Социализация пожилых отличается
от социализации на более ранних этапах
жизни еще и тем, что роли пожилых людей
четко не определены. Вдова уже больше
не жена, чиновник, ушедший на пенсию, уже
не вице-президент. Положение вдовы и пенсионера
даже нельзя считать ролями, поскольку
они мало связаны с определенными нормами
или идеалами. Не имея четко определенных
ролей, люди пожилого возраста стремятся
выглядеть молодыми в обществе, где высоко
ценится энергия молодости. Подлинная
роль стариков в этом обществе остается
неясной. Люди, значительная часть жизни
которых осталась позади, не пользуются
особым престижем или почетом.
Проблема социализации
пожилых людей заключается в том, что поле
для самореализации пожилого человека
ограничено в связи с социальной эксклюзией.13 Термин "социальная
эксклюзия", по свидетельству Ч. Гора,
впервые стал использоваться в 1974 г. во
Франции для обозначения социально незащищенных
категорий населения. По выделенному критерию
можно типологизировать социальную эксклюзию:
- социальная эксклюзия
в профессиональной сфере;
- социальная эксклюзия
в материальной сфере, в быту;
- социальная эксклюзия
в духовной сфере;
- социальная эксклюзия
в сфере получения знаний, в
сфере образования;
- социальная эксклюзия
в сфере искусства;
- социальная
эксклюзия в семье;
- социальная эксклюзия
в общественной сфере.14
Для того чтобы возвращение
было успешным необходимо преодолеть
барьеры, создаваемые социальной эксклюзией
и создать соответствующие условия. К
числу условий, влияющих на самореализацию
пожилого человека, относятся:
1) целостность и
развитость личности;
2) смысложизненные
ориентации;
3) адаптивный потенциал
(ресурсы);
4) социальный капитал;
5) набор сфер
деятельности;
6) профессиональный
уровень и компетенции.
Целью социализации пожилого
человека является восстановление его
социального статуса, обеспечение социальной
адаптации в обществе, достижение материальной
стабильности, то есть социальная реабилитация,
которая предусматривает:
- формирование навыков самообслуживания,
передвижения, ориентации в среде обитания,
личной безопасности, общения, в том числе
с помощью технических средств реабилитации,
помощь в создании семьи;
- обучение персональной сохранности
(правилам личной безопасности при пользовании
бытовыми приборами, правилам личной безопасности
в среде); обучение решению личных и психологических
проблем;
- обучение социальному общению;
- помощь и содействие в организации
и проведении активного досуга: посещение
друзей, родственников, зрелищных учреждений
и мест отдыха, занятия доступными видами
спорта.
Если попытаться одним словом
обозначить все те принципы, которые сформулированы
в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
о пожилых людях, то это, безусловно, уважение.
Уважение и цивилизация – понятия одного
порядка15. Уважение к старым людям выражается
теми материальными условиями жизни, которые
общество может им предоставить: размером
пенсий, качеством жилья, уровнем здравоохранения,
комфортностью услуг. Необходимо понимать,
что пожилые люди – одна из самых больших
социально-демографических групп, их материальная
неустроенность может отрицательно влиять
на социальную стабильность общества.
Следовательно, достойная старость
– важнейшая государственная задача.16 Но не менее важна духовная
сторона жизни – включенность пожилого
человека в социум. Материальное обеспечение
вне социального общения ведет к деградации
личности, к сокращению срока жизни. Социальное
общение в широком смысле – это участие
в решении политических проблем общества.
В узком смысле – в делах собственной
семьи, постоянная коммуникация с другими
людьми. Задача социальных работников,
близких людей и всего общества в целом
сводится к оказанию пожилому человеку
по мере возможности, со знанием и пониманием
геронтопсихологии, материальной и моральной
поддержки и уважения.17
Современные теории старения
играют важную роль в организации социальной
работы с пожилыми людьми, ибо они интерпретируют
и обобщают опыт, информацию и результаты
наблюдений, помогают предвидеть будущее.
Они нужны социальному работнику, прежде
всего для того, чтобы организовать и упорядочить
свои наблюдения, составить план действий,
наметить последовательность шагов в
отношениях с клиентом. Выбор той или иной
теории предопределяет характер и объем
информации, которую будет собирать специалист,
а также методы организации интервью с
клиентом.18
Наконец, теория позволяет специалисту
«сохранить дистанцию», т.е. объективно
оценить ситуацию, причины психологического
дискомфорта клиента, а также реальные
пути решения проблемы. Сознательно избранная
теория —гарантия того, что социальный
работник не попадет в плен собственных
иллюзий, предрассудков и симпатий. Последовательно
применяя ту или иную теорию или синтезируя
несколько теоретических установок, сотрудник
социальной службы целенаправленно выполняет
возложенную на него миссию — корректирует
и стабилизирует социально - функционирование
индивида, семьи, группы организаций. Кстати
сказать, именно этой социальной направленностью
и отличается социальная работа от дружеского
участия или родственного вмешательства.19