Проблема социализации пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей является в настоящее время одной из самых актуальных не только для социологической и психологической науки, но и для общества в целом. Исследование особенностей кризисов пожилого возраста у людей, находящихся в разной общественной и социальной ситуации, позволяет выявить новые, не известные до настоящего времени факторы и закономерности генезиса психики. Изменения условий жизни стареющих людей в связи с переходными процессами в обществе, а также выходом на пенсию поставили их перед необходимостью адаптации к этим процессам. Несмотря на то, что данные процессы изучаются не один год, механизм адаптации к жизни в пожилом возрасте фактических вне внимания исследователей даже на понятийном уровне.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1Понятие теории социализации личности………………………………………7
2Анализ проблем социализации пожилых людей……………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...26

Файлы: 1 файл

курсовая Проблема социализации пожилых людей.docx

— 51.08 Кб (Скачать файл)

Теоретическая база социальной работы с пожилыми людьми включает в себя теории; освобождения, активности, субкультуры, меньшинств, возрастной стратификации, др.20

Согласно теории освобождения, в процессе старения люди отчуждаются от тех, кто моложе, кроме того, происходит процесс освобождения пожилых людей от социальных ролей — имеются в виду роли, связанные с трудовой деятельностью, а также руководящие и ответственные роли. Этот процесс отчуждения и освобождения обусловлен социальным контекстом, в котором находятся стареющие люди. Его можно считать также одним из способов приспособления к своим ограниченным возможностям и примирения с неизбежно надвигающейся смертью. Согласно теории освобождения, в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку занимаемые ими должности в какой-то момент должны переходить к людям более молодым, способным трудится более продуктивно. Ряд критиков называют данную теорию самой бесчеловечной, другие задаются вопросом: представляет ли собой «освобождение», «разъединение» универсальное и неизбежное явление.21

Данная теория в значительной степени вытеснена в настоящее время теорией активности, приверженцы которой утверждают, что, когда стареющие люди расстаются со своими привычными ролями, их мучает ощущение утраты и чувство своей ненужности в обществе. При этом ущемляется чувство собственного достоинства. Для поддержания своего морального духа и позитивного самосознания им следует не отказываться от активной жизни, а, наоборот, заняться новой деятельностью. Продолжая исполнять активные, социально значимые роли и общаться с окружающими (например, работать не на полной ставке после выхода на пенсию или заниматься добровольческой общественной деятельностью) стареющие люди сохраняют свое психологическое спокойствие.

В общем, на приспособление людей к старости в значительной степени влияет характер их деятельности на ранних этапах жизни. Если ко времени приближения старости человек овладевает множеством различных ролей, ему легче пережить утрату тех ролей, которые он исполнял в прошлом. Люди, обладавшие эмоциональной и психологической устойчивостью и активностью в возрасте 30-ти с лишним лет, сохраняют жизненную энергию и после 70-ти. Взрослые люди, склонные к депрессивному состоянию, страхам и консерватизму в 30 лет, проявляют тревогу до конца своей жизни.22

Появились новые технологии по реализации интеграции пожилых людей и инвалидов в общество, которые предусматривает этапы и применяются в некоторых регионах России:

1) комплексная медико-социальная реабилитация;

2) трудотерапия – от самообслуживания до общественно-полезного труда;

3) общественная жизнь: участие в Совете самоуправления;

4) социокультурная жизнь: участие в творческих студиях;

5) участие в микро-группах, социуме домов-интернатах;

6) создание семейных пар;

7) обеспечение самостоятельной жизнедеятельности: перевод на постоянное место жительство из дома-интерната;

8) социальный патронаж инвалида, пожилого человека учреждением социального обслуживания.

Для создания условий социализации применяются инновационные методы23 социально-педагогической реабилитации проживающих, направленные на расширение круга общения, снятия чувства одиночества, это – организация микро-групп среди проживающих, создание семейных пар.

Например в комплексном центре социального обслуживания населения «Ирида» инновационной технологией, направленной на формирование социального статуса проживающих, является развитие органов самоуправления в Доме-интернате. На основании Положения о самоуправлении в Доме-интернате в течение 9-ти лет действует Совет самоуправления. Совет избирается общим собранием и обеспечивает формирование инициативы, творчества каждого человека, формирует самоконтроль и минимальную зависимость от социального работника, помогает в реализации прав и обязанностей проживающих. Под руководством Совета для поддержания порядка в доме среди проживающих проводится конкурс «Лучшая комната», стимулирующий на дальнейшее улучшение условий проживания.

Особую значимость в комплексной реабилитации занимает психологическое сопровождение проживающих с психическими отклонениями, пограничными состояниями психики, связанные с последствиями травм или со старческим возрастом. В Доме-интернате применяются новые технологии медицинского и социального обслуживания с использованием достижений в области геронтологии и гериатрии. Разработаны геронтоориентированные программы социально-медицинской реабилитации, которые предусматривают дифференцированный подход к применению медицинских технологий в соответствии со спецификой отделений. Так были созданы: отделение милосердия (геронтологический уход, хоспис), отделение социальной реабилитации (комплексная реабилитация) и отделение активного долголетия (геронтологический уход, комплексная реабилитация).

Отличительной особенностью медицинской службы и современной формой работы медико-социального обслуживания престарелых и инвалидов, является технология хоспис – медико-социальное обслуживание тяжелобольных, требующих особого ухода и более чуткого внимания со стороны обслуживающего персонала. Хоспис обеспечивает в наибольшей степени качество, он дает возможность жить обреченным людям без боли, страха и одиночества.

Новой технологией социальной работы Дома-интерната является активизация важнейших жизнеобеспечивающих функций организма. Эти функции увеличивают объем физиологических резервов человека. Здесь работает целый комплекс мероприятий, разработанный и успешно действующий в Доме-интернате. Он включает в себя: организацию рационального питания, витаминизацию, двигательную активность с учетом физиологических резервов организма.

Длительное проживание в учреждении социального обслуживания стационарного типа влечет за собой чувство не востребованности. В Доме-интернате значительное место отведено лечению немедикаментозному, которое предполагает постоянное стимулирование возможностей и желания пожилого человека и инвалида стать нужными. С этой целью используются технологии по их социализации и социальной интеграции.

Ведущий компонент комплексной реабилитации – трудотерапия, направленное вовлечение человека в трудовую деятельность для лечения и реабилитации. В Доме-интернате разработано положение о трудотерапии, программа по трудотерапии «Доктор труд», определяющая виды трудотерапии, правила и условия ее организации. Программа трудотерапии «Доктор труд» рассчитана на три года. В основе организации занятости трудом пожилых людей и инвалидов лежит бригадный метод и индивидуальный подход к выбору видов трудотерапии в зависимости от уровня самообслуживания человека. Выбор видов трудовой деятельности зависит от основного заболевания и направлен на восстановление функциональных возможностей пожилого человека и инвалида. Характер труда является щадяще-активирующим, он не связан с использованием специального оборудования и механизмов. Трудовая терапия выглядит как терапия занятостью с использованием ранее приобретенных навыков. По мере сил и показаний пожилые люди и инвалиды занимаются как самообслуживанием, так и на подсобном хозяйстве. Вовлечение пожилых людей, инвалидов в общественно-полезную деятельность для культивирования чувства полезности, предоставляет им возможность вносить конструктивный вклад на добровольческой работе. Трудотерапия помогает человеку в реализации личностного потенциала.

Таким образом, социализация пожилых людей и инвалидов в условиях стационарного учреждения социального обслуживания должна осуществляться в разных направлениях: медицинская, социально-педагогическая, социально-психологическая, социокультурная, социально-бытовая реабилитация и адаптация.24

В первом полугодии 2014г. для гостей свои двери распахнули Методические центры развития социального обслуживания, г. Сургут; Центр социальной помощи семье и детям «Апрель», Сургутский район; Комплексный центр социального обслуживания населения «Милосердие», г. Белоярский; Комплексный центр социального обслуживания населения «Диалог», г. Нижневартовск; Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Отрада», г. Нижневартовск; Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Дарина», г. Советский; Центр социальной помощи семье и детям «Вега», г. Ханты-Мансийск; Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Уют», Ханты-Мансийский район.

Более150 учащихся средних и средне-специальных образовательных учреждений, студентов вузов, преподавателей и специалистов смежных отраслей изнутри увидели непростую работу специалистов учреждений: познакомились со структурой учреждений, спецификой предоставляемых услуг, условиями проживания и организации досуга клиентов учреждений, приняли участие в мастер-классах и круглых столах.

После мероприятий книги отзывов учреждений заполнились восторженными записями: «поразила гармония, спокойствие в доме-интернате, все организовано, каждый сотрудник знает, что и зачем делает», «здесь отдыхаешь душой», «вы – лучшие!», «нам посчастливилось узнать все нюансы социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами»…25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современное общество, оценивающее себя как цивилизованное, пытается решать проблемы, вызванные демографическими и социальными изменениями с учетом личностного потенциала социальных субъектов. К таковым проблемам относится социальная эксклюзия пожилых людей, обращающая на себя особое внимание в ситуации катастрофического старения человечества, что влечет за собой значительное увеличение доли пожилых и старых людей в структуре общества.

Вопрос об исключении индивида из потока активной социальной жизни по возрастному критерию связан, как правило, с ограничениями его социального пространства и социальной деятельности. Такие ограничения имеют негативные последствия как для общества, которое лишается носителей социального и профессионального опыта, так и для человека, которому отказано в возможности реализовывать свое «Я». Последнее противоречит пониманию принципа «цивилизованности» общества и требует нахождения способа преодоления социальной эксклюзии «по возрасту», адекватного современной социальной действительности.

Государству для выработки успешной социальной стратегии следует принимать участие в решении социальных вопросов, оно должно быть заинтересовано в реализации подобных программ, поскольку пожилые люди являются носителями социокультурного, морально-психологического и производственного опыта предшествующих поколений, хранителями традиций нравственности. Разработка проблемы качество жизни, здорового образа жизни после прекращения трудовой деятельности в связи с достижением пенсионного возраста, решении вопросов социальной адаптации и реабилитации, социального долголетия пожилых и старых людей – главное направление практического приложения социальной геронтологии в социальной работе с населением.

 

Список использованной литературы

 

  1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1991 г. № 46/91 Осуществление Международного плана действий по проблемам старения и связанных с ним мероприятий¨. Эл. Ресурс: [http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1312106&subID=100142854,100142855]

  1. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М. Д. Александрова. – СПб: Питер, 2014. – 330 с.
  2. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности / Социальные исследования// Н. В. Андреенкова. – 20014. - №3 – С. 34-37.
  3. Арефьева Т.К. Социальные проблемы людей пожилого возраста. // Социологические исследования, 2013. №8. – с. 45–46.
  4. Волкова Т.Н. Социальные и психологические проблемы старости / Научный журнал Т. Н. Волкова. – 2013 - №2. – С. 26-31.
  5. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида / Человек и общество// Я. И. Гилинский. – 2011. - №9. – С. 43-47.
  6. Григорьев С. И. Теория и методология социальной работы/ С. И. Григорьев, Л. Г. Гусляков, В. А. Ельчанинов. – М.: Владос, 2014. – 356с.
  7. Дмитриев А.Г. Социальные инновации: сущность, практика осуществления /А. Г. Дмитриев, Б. Ф. Усманов, Н. И. Шелейнов. – М.: Смысл, 2012. – 205 с.
  8. Ковалева Н. Г. Пожилые люди: социальное самочувствие / СоцИС//Н.Г. Ковалева. – 2014. - №7 – С. 62-64.
  9. Ковалев В.Н. Качество жизни в социологическом измерении / Социальная политика и социология. – 2013 - №3. – С. 153-155.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Наука, 2014. – 153с.
  11. Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной старости / Социальные исследования // Е. Ф. Молевич. – 2014. - №4. – С.61-65.
  12. Прохорова Л. В. Самореализация пожилых людей как способ преодоления социальной эксклюзии. Автореферат / Л. В. Прохорова. Новосибирск. 2011г.
  13. Социальная работа с пожилыми людьми / Настольная книга специалиста по социальной работе. – М.: Институт Социальной работы, 2014. – 274с.
  14. Социальная работа и социальная философия / Материалы методологического семинара. – М.: Институт Социальной работы, 2014. – 227 с.
  15. Спасибенко С. Г. Проблема социализации пожилых и старых людей / Социально-гуманитарные знания// С. Г. Спасибенко. – 2013. - №2 – С. 129-149.
  16. Тихонова H. Е. Феномен социальной эксклюзии в условиях России // Мир России. 2012. № 1. С. 34-38
  17. Толстых А.В. Возрасты жизни А. В. Толстых. – М., Инфра, 2014. – 264с.
  18. Шилова С. Н. Новые технологии социализации. пожилых людей и инвалидов в условиях. стационарного учреждения социального обслуживания/ С. Н. Шилова. Электронный ресурс: [http://do.teleclinica.ru/375194/]
  19. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Комплексный центр социального обслуживания населения "Ирида". Эл. Ресурс: [http://www.sovonline.ru/catalog/firm.php?id=407]
  20. Методический центр социального обслуживания. Электронный Ресурс:  [http://ccopir.methodcentr.ru/meropriyatiya/den_otkrytyh_dverej_v_uchrezhdeniyah_sistemy_socialnoj_zawity_hantymansijskogo_avtonomnogo_okruga_yugry/]
  21. Берне. Стадии процесса социализации. Берне. Электронный ресурс: [http://psylist.net/socpsy/00115.htmpsylist.net] 1976. С. 53; 71-77

Информация о работе Проблема социализации пожилых людей