Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 17:00, курсовая работа
Описание работы
Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей является в настоящее время одной из самых актуальных не только для социологической и психологической науки, но и для общества в целом. Исследование особенностей кризисов пожилого возраста у людей, находящихся в разной общественной и социальной ситуации, позволяет выявить новые, не известные до настоящего времени факторы и закономерности генезиса психики. Изменения условий жизни стареющих людей в связи с переходными процессами в обществе, а также выходом на пенсию поставили их перед необходимостью адаптации к этим процессам. Несмотря на то, что данные процессы изучаются не один год, механизм адаптации к жизни в пожилом возрасте фактических вне внимания исследователей даже на понятийном уровне.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...3 1Понятие теории социализации личности………………………………………7 2Анализ проблем социализации пожилых людей……………………………..13 Заключение……………………………………………………………………….25 Список использованной литературы…………………………………………...26
Теоретическая база социальной
работы с пожилыми людьми включает в себя
теории; освобождения, активности, субкультуры,
меньшинств, возрастной стратификации,
др.20
Согласно теории освобождения,
в процессе старения люди отчуждаются
от тех, кто моложе, кроме того, происходит
процесс освобождения пожилых людей от
социальных ролей — имеются в виду роли,
связанные с трудовой деятельностью, а
также руководящие и ответственные роли.
Этот процесс отчуждения и освобождения
обусловлен социальным контекстом, в котором
находятся стареющие люди. Его можно считать
также одним из способов приспособления
к своим ограниченным возможностям и примирения
с неизбежно надвигающейся смертью. Согласно
теории освобождения, в социальном аспекте
процесс отчуждения пожилых людей неизбежен,
поскольку занимаемые ими должности в
какой-то момент должны переходить к людям
более молодым, способным трудится более
продуктивно. Ряд критиков называют данную
теорию самой бесчеловечной, другие задаются
вопросом: представляет ли собой «освобождение»,
«разъединение» универсальное и неизбежное
явление.21
Данная теория в значительной
степени вытеснена в настоящее время теорией
активности, приверженцы которой утверждают,
что, когда стареющие люди расстаются
со своими привычными ролями, их мучает
ощущение утраты и чувство своей ненужности
в обществе. При этом ущемляется чувство
собственного достоинства. Для поддержания
своего морального духа и позитивного
самосознания им следует не отказываться
от активной жизни, а, наоборот, заняться
новой деятельностью. Продолжая исполнять
активные, социально значимые роли и общаться
с окружающими (например, работать не на
полной ставке после выхода на пенсию
или заниматься добровольческой общественной
деятельностью) стареющие люди сохраняют
свое психологическое спокойствие.
В общем, на приспособление
людей к старости в значительной степени
влияет характер их деятельности на ранних
этапах жизни. Если ко времени приближения
старости человек овладевает множеством
различных ролей, ему легче пережить утрату
тех ролей, которые он исполнял в прошлом.
Люди, обладавшие эмоциональной и психологической
устойчивостью и активностью в возрасте
30-ти с лишним лет, сохраняют жизненную
энергию и после 70-ти. Взрослые люди, склонные
к депрессивному состоянию, страхам и
консерватизму в 30 лет, проявляют тревогу
до конца своей жизни.22
Появились новые технологии
по реализации интеграции пожилых людей
и инвалидов в общество, которые предусматривает
этапы и применяются в некоторых регионах
России:
1) комплексная медико-социальная
реабилитация;
2) трудотерапия – от самообслуживания
до общественно-полезного труда;
3) общественная жизнь: участие
в Совете самоуправления;
4) социокультурная жизнь: участие
в творческих студиях;
5) участие в микро-группах, социуме
домов-интернатах;
6) создание семейных пар;
7) обеспечение самостоятельной
жизнедеятельности: перевод на постоянное
место жительство из дома-интерната;
8) социальный патронаж инвалида,
пожилого человека учреждением социального
обслуживания.
Для создания условий социализации
применяются инновационные методы23 социально-педагогической
реабилитации проживающих, направленные
на расширение круга общения, снятия чувства одиночества, это – организация
микро-групп среди проживающих, создание
семейных пар.
Например в комплексном центре
социального обслуживания населения «Ирида»
инновационной технологией, направленной
на формирование социального статуса
проживающих, является развитие органов
самоуправления в Доме-интернате. На основании
Положения о самоуправлении в Доме-интернате
в течение 9-ти лет действует Совет самоуправления.
Совет избирается общим собранием и обеспечивает
формирование инициативы, творчества
каждого человека, формирует самоконтроль
и минимальную зависимость от социального
работника, помогает в реализации прав
и обязанностей проживающих. Под руководством
Совета для поддержания порядка в доме
среди проживающих проводится конкурс
«Лучшая комната», стимулирующий на дальнейшее
улучшение условий проживания.
Особую значимость в комплексной
реабилитации занимает психологическое
сопровождение проживающих с психическими
отклонениями, пограничными состояниями
психики, связанные с последствиями травм
или со старческим возрастом. В Доме-интернате
применяются новые технологии медицинского
и социального обслуживания с использованием
достижений в области геронтологии и гериатрии.
Разработаны геронтоориентированные
программы социально-медицинской реабилитации,
которые предусматривают дифференцированный
подход к применению медицинских технологий
в соответствии со спецификой отделений.
Так были созданы: отделение милосердия
(геронтологический уход, хоспис), отделение
социальной реабилитации (комплексная
реабилитация) и отделение активного долголетия
(геронтологический уход, комплексная
реабилитация).
Отличительной особенностью
медицинской службы и современной формой
работы медико-социального обслуживания
престарелых и инвалидов, является технология
хоспис – медико-социальное обслуживание
тяжелобольных, требующих особого ухода
и более чуткого внимания со стороны обслуживающего
персонала. Хоспис обеспечивает в наибольшей
степени качество, он дает возможность
жить обреченным людям без боли, страха
и одиночества.
Новой технологией социальной
работы Дома-интерната является активизация
важнейших жизнеобеспечивающих функций
организма. Эти функции увеличивают объем
физиологических резервов человека. Здесь
работает целый комплекс мероприятий,
разработанный и успешно действующий
в Доме-интернате. Он включает в себя: организацию
рационального питания, витаминизацию,
двигательную активность с учетом физиологических
резервов организма.
Длительное проживание в учреждении
социального обслуживания стационарного
типа влечет за собой чувство не востребованности.
В Доме-интернате значительное место отведено
лечению немедикаментозному, которое
предполагает постоянное стимулирование
возможностей и желания пожилого человека
и инвалида стать нужными. С этой целью
используются технологии по их социализации
и социальной интеграции.
Ведущий компонент комплексной
реабилитации – трудотерапия, направленное
вовлечение человека в трудовую деятельность
для лечения и реабилитации. В Доме-интернате разработано
положение о трудотерапии, программа по
трудотерапии «Доктор труд», определяющая
виды трудотерапии, правила и условия
ее организации. Программа трудотерапии
«Доктор труд» рассчитана на три года. В
основе организации занятости трудом
пожилых людей и инвалидов лежит бригадный
метод и индивидуальный подход к выбору
видов трудотерапии в зависимости от уровня
самообслуживания человека. Выбор видов
трудовой деятельности зависит от основного
заболевания и направлен на восстановление
функциональных возможностей пожилого
человека и инвалида. Характер труда является
щадяще-активирующим, он не связан с использованием
специального оборудования и механизмов.
Трудовая терапия выглядит как терапия
занятостью с использованием ранее приобретенных
навыков. По мере сил и показаний пожилые
люди и инвалиды занимаются как самообслуживанием,
так и на подсобном хозяйстве. Вовлечение
пожилых людей, инвалидов в общественно-полезную
деятельность для культивирования чувства
полезности, предоставляет им возможность
вносить конструктивный вклад на добровольческой
работе. Трудотерапия помогает человеку
в реализации личностного потенциала.
Таким образом, социализация
пожилых людей и инвалидов в условиях
стационарного учреждения социального
обслуживания должна осуществляться в
разных направлениях: медицинская, социально-педагогическая,
социально-психологическая, социокультурная,
социально-бытовая реабилитация и адаптация.24
В первом полугодии 2014г. для
гостей свои двери распахнули Методические
центры развития социального обслуживания,
г. Сургут; Центр социальной помощи семье
и детям «Апрель», Сургутский район; Комплексный
центр социального обслуживания населения
«Милосердие», г. Белоярский; Комплексный
центр социального обслуживания населения
«Диалог», г. Нижневартовск; Дом-интернат
для престарелых и инвалидов «Отрада»,
г. Нижневартовск; Дом-интернат для престарелых
и инвалидов «Дарина», г. Советский; Центр
социальной помощи семье и детям «Вега»,
г. Ханты-Мансийск; Дом-интернат для престарелых
и инвалидов «Уют», Ханты-Мансийский район.
Более150 учащихся средних и
средне-специальных образовательных учреждений,
студентов вузов, преподавателей и специалистов
смежных отраслей изнутри увидели непростую
работу специалистов учреждений: познакомились
со структурой учреждений, спецификой
предоставляемых услуг, условиями проживания
и организации досуга клиентов учреждений,
приняли участие в мастер-классах и круглых
столах.
После мероприятий книги отзывов
учреждений заполнились восторженными
записями: «поразила гармония, спокойствие
в доме-интернате, все организовано, каждый
сотрудник знает, что и зачем делает»,
«здесь отдыхаешь душой», «вы – лучшие!»,
«нам посчастливилось узнать все нюансы
социальной работы с пожилыми людьми и
инвалидами»…25
Заключение
Современное общество, оценивающее
себя как цивилизованное, пытается решать
проблемы, вызванные демографическими
и социальными изменениями с учетом личностного
потенциала социальных субъектов. К таковым
проблемам относится социальная эксклюзия
пожилых людей, обращающая на себя особое
внимание в ситуации катастрофического
старения человечества, что влечет за
собой значительное увеличение доли пожилых
и старых людей в структуре общества.
Вопрос об исключении индивида
из потока активной социальной жизни по
возрастному критерию связан, как правило,
с ограничениями его социального пространства
и социальной деятельности. Такие ограничения
имеют негативные последствия как для
общества, которое лишается носителей
социального и профессионального опыта,
так и для человека, которому отказано
в возможности реализовывать свое «Я».
Последнее противоречит пониманию принципа
«цивилизованности» общества и требует
нахождения способа преодоления социальной
эксклюзии «по возрасту», адекватного
современной социальной действительности.
Государству для выработки
успешной социальной стратегии следует
принимать участие в решении социальных
вопросов, оно должно быть заинтересовано
в реализации подобных программ, поскольку
пожилые люди являются носителями социокультурного,
морально-психологического и производственного
опыта предшествующих поколений, хранителями
традиций нравственности. Разработка
проблемы качество жизни, здорового образа
жизни после прекращения трудовой деятельности
в связи с достижением пенсионного возраста,
решении вопросов социальной адаптации
и реабилитации, социального долголетия
пожилых и старых людей – главное направление
практического приложения социальной
геронтологии в социальной работе с населением.
Список использованной
литературы
Резолюция
Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1991 г. № 46/91 Осуществление
Международного плана действий по проблемам
старения и связанных с ним мероприятий¨.
Эл. Ресурс: [http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1312106&subID=100142854,100142855]
Александрова М. Д.
Проблемы социальной и психологической
геронтологии / М. Д. Александрова. – СПб:
Питер, 2014. – 330 с.
Андреенкова Н.В. Проблемы социализации
личности / Социальные исследования// Н.
В. Андреенкова. – 20014. - №3 – С. 34-37.
Арефьева Т.К. Социальные проблемы людей
пожилого возраста. // Социологические исследования, 2013. №8. – с. 45–46.
Волкова Т.Н. Социальные и психологические проблемы старости / Научный журнал Т. Н. Волкова. – 2013 - №2. – С. 26-31.
Гилинский Я.И. Стадии
социализации индивида / Человек и общество//
Я. И. Гилинский. – 2011. - №9. – С. 43-47.
Григорьев С. И. Теория и методология
социальной работы/ С. И. Григорьев, Л. Г.
Гусляков, В. А. Ельчанинов. – М.: Владос,
2014. – 356с.
Дмитриев А.Г. Социальные инновации:
сущность, практика осуществления /А. Г.
Дмитриев, Б. Ф. Усманов, Н. И. Шелейнов.
– М.: Смысл, 2012. – 205 с.
Ковалева Н. Г. Пожилые люди:
социальное самочувствие / СоцИС//Н.Г. Ковалева.
– 2014. - №7 – С. 62-64.
Ковалев В.Н. Качество жизни
в социологическом измерении / Социальная
политика и социология. – 2013 - №3. – С. 153-155.
Леонтьев А.Н. Деятельность.
Сознание. Личность. – М.: Наука, 2014. – 153с.
Молевич Е.Ф. К анализу сущности
и формы социальной старости / Социальные
исследования // Е. Ф. Молевич. – 2014. - №4.
– С.61-65.
Прохорова Л. В. Самореализация пожилых
людей как способ преодоления социальной
эксклюзии. Автореферат / Л. В. Прохорова.
Новосибирск. 2011г.
Социальная работа с пожилыми
людьми / Настольная книга специалиста
по социальной работе. – М.: Институт Социальной
работы, 2014. – 274с.
Социальная работа и социальная
философия / Материалы методологического
семинара. – М.: Институт Социальной работы,
2014. – 227 с.
Спасибенко С. Г. Проблема социализации
пожилых и старых людей / Социально-гуманитарные
знания// С. Г. Спасибенко. – 2013. - №2 – С.
129-149.
Тихонова H. Е. Феномен социальной эксклюзии в условиях России
// Мир России. 2012. № 1. С. 34-38
Толстых А.В. Возрасты
жизни А. В. Толстых. – М., Инфра, 2014. – 264с.
Шилова С. Н. Новые технологии социализации. пожилых людей и инвалидов в условиях. стационарного
учреждения социального обслуживания/
С. Н. Шилова. Электронный ресурс: [http://do.teleclinica.ru/375194/]
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Комплексный
центр социального обслуживания населения
"Ирида". Эл. Ресурс: [http://www.sovonline.ru/catalog/firm.php?id=407]
Методический центр социального
обслуживания. Электронный Ресурс:
[http://ccopir.methodcentr.ru/meropriyatiya/den_otkrytyh_dverej_v_uchrezhdeniyah_sistemy_socialnoj_zawity_hantymansijskogo_avtonomnogo_okruga_yugry/]
Берне. Стадии процесса социализации. Берне. Электронный ресурс: [http://psylist.net/socpsy/00115.htmpsylist.net] 1976. С. 53; 71-77