Проблема урегулирования и разрешения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты неизбежны, существовали всегда и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей между собой. Исследованию конфликтов, причин их появления, месту конфликтов в становлении и развитии общества посвящено множество работ ученых различных направлений: философов, социологов, управленцев.

Содержание работы

Содержание:
1.Введение
2.Структура конфликта.
3.Динамика конфликта.
4.Стили конфликтного поведения.
5.Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная по социальной психологии.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

- проблема имеет жизненно важное  значение для участника конфликта,  считающего, что он обладает достаточной  силой для ее быстрого решения  в свою пользу;

- конфликтующая сторона занимает  весьма выгодную для себя, по  сути беспроигрышную позицию  и располагает возможностями  использовать ее для достижения  собственной цели;

- субъект конфликта уверен, что  предлагаемый им вариант решения  проблемы наилучший в данной ситуации, и вместе с тем, имея более высокий ранг, настаивает на принятии этого решения;

- участник конфликта в данный  момент лишен другого выбора  и практически не рискует что-либо  потерять, действуя решительно в  защиту своих интересов и обрекая оппонентов на проигрыш.

Конфронтация вовсе не означает, что непременно употребляется грубая сила или делается ставка лишь на власть и высокий ранг того, кто добивается возобладания своего мнения, собственных  интересов. Возможно, что настойчивое  стремление выиграть противостояние опирается на более убедительные аргументы, на умение одного из оппонентов искусно драматизировать свои идеи, подавать их в эффектном изложении, в манере броского вызова.

Сотрудничество, как и конфронтация, нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но в отличие от конфронтационного стиля сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Это возможно при условии своевременной и точной диагностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения как внешних проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей для всех цели.

Стиль сотрудничества охотно используется теми, кто воспринимает конфликт как нормальное явление социальной жизни, как потребность решить ту или иную проблему без нанесения ущерба какой- либо стороне. В конфликтных ситуациях возможность сотрудничества появляется в тех случаях, когда:

- проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон, каждая из которых не намерена уклоняться от ее совместного решения;

- конфликтующие стороны имеют  примерно равный ранг или вовсе  не обращают внимания на разницу  в своих положениях;

- каждая сторона желает добровольно  и на равноправной основе обсудить  спорные вопросы, с тем чтобы  в конечном счете прийти к  полному согласию относительно  взаимовыгодного решения значимой  для всех проблемы;

- стороны, вовлеченные в конфликт, поступают как партнеры, доверяют друг другу, считаются с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонентов.

Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях. Но такой  путь продвижения к положительному исходу конфликта по- своему тернист. Он требует времени и терпения, мудрости и дружеского расположения, умения выразить и аргументировать свою позицию, внимательного выслушивания оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив  и согласованного выбора из них в ходе переговоров взаимоприемлемого решения. Наградой за общие усилия служит конструктивный, всех устраивающий результат, совместно найденный оптимальный выход из конфликта, а также укрепление партнерского взаимодействия.

Компромисс занимает срединное место в сетке стилей конфликтного поведения. Он означает расположенность участника(участников) конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Этот стиль в равной мере предполагает активные и пассивные действия, приложение индивидуальных и коллективных усилий. Стиль компромисса предпочтителен тем, что обычно преграждает путь к недоброжелательности, позволяет, хотя и отчасти, удовлетворить притязания каждой из вовлеченных в конфликт сторон. К компромиссу обращаются в ситуациях, когда:

- субъекты конфликта хорошо  осведомлены о его причинах  и развитии, чтобы судить о  реально складывающихся обстоятельствах,  всех «за» и «против» собственных  интересов;

- равные по рангу конфликтующие  стороны, имея взаимоисключающие интересы, сознают необходимость смириться с данным положением дел и расстановкой сил, довольствоваться временным , но подходящим вариантом разрешения противоречий;

- участники конфликта, обладающие  разным рангом, склоняются к достижению договоренности, чтобы выиграть время и сберечь силы, не идти на разрыв отношений, избежать излишних потерь;

- оппоненты, оценив сложившуюся  ситуацию, корректируют свои цели  с учетом изменений, происшедших  в процессе конфликта;

- все другие стили поведения в данном конфликте не приносят эффекта.

Способность к компромиссу- признак  реализма и высокой культуры общения, т.е. качество, особо ценимое в  управленческой практике. Не следует, однако, прибегать к нему без нужды, торопиться с принятием компромиссных решений, прерывать тем самым обстоятельное обсуждение сложной проблемы, искусственно сокращать время на творческий поиск разумных альтернатив, оптимальных вариантов. Каждый раз нужно проверять, эффективен ли в данном случае компромисс по сравнению, например, с сотрудничеством, уклонением или приспособлением. [1; с.131]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров  Д.К. Конфликтология: Учебник. –  М.: ИНФРА-М,2002.-240с.-(Серия «Высшее  образование»)

2.Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др.; под ред. А.Н. Сухова, А.А. Дергача. –М.: Издательский центр «Академия»,2001.-600с.

3.Громова О.Н. Конфликтология. Курс  лекций.-М.: Ассоциация авторов и  издателей “Тандем”. Издательство  ЭКМОС, 2000.-320с.

4.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов.- 2-е изд.  перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-  ДАНА, 2002.- 591с.



Информация о работе Проблема урегулирования и разрешения конфликтов