Проблема успеваемости старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 23:17, реферат

Описание работы

Цель: выявить основную причину падения успеваемости учащихся в старших классах.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что основной причиной снижения успеваемости старшеклассников является избирательность учащихся старших классов к учебе: ученики готовятся основательно только по тем предметам, по которым они будут сдавать экзамены при поступлении в ВУЗ.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Определить профессиональную ориентацию учащихся 11 класса школы №1 г. Кувандыка.
3. Сравнить уровень подготовленности учащихся по тем предметам, по которым они собираются сдавать экзамены при поступлении в вуз с успеваемостью по другим предметам.

Содержание работы

Введение
Глава I Старшеклассник как субъект учебной деятельности.
1.1 Старшеклассники - период ранней юности.
1.2 Профессиональная ориентация старшеклассников.
Глава II Проблемы успеваемости старшеклассников школы №1 г. Кувандыка.
Выводы по I главе
2.1 Зависимость успеваемости старшеклассников от профессиональной ориентации.
2.2 Результаты анкетирования старшеклассников школы №1.
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

05_problemy_uspevaemosti_starsheklassnikov_shkoly.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

Введение

Глава I Старшеклассник как субъект учебной деятельности.

1.1 Старшеклассники - период ранней  юности.

1.2  Профессиональная  ориентация  старшеклассников.

Глава II  Проблемы успеваемости  старшеклассников  школы №1 г. Кувандыка.

Выводы по I главе

    1. Зависимость  успеваемости старшеклассников от профессиональной ориентации.
    2.     Результаты анкетирования старшеклассников школы №1.

Выводы по II главе

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Известно, что в старших классах успеваемость большинства учащихся падает. Отчёты по успеваемости за 2000-2006 годы в нашей школе показывают, что если в 5-8 классах степень обученности учащихся (СОУ) составляет в среднем 45%, то в 9-11 классах СОУ уже менее 40%; если качество знаний в 5-8 классах составляет 32%, то в 9-11 классах качество знаний не выше 23%.

При этом, по данным анкетирования, большинство старшеклассников собирается поступать в вузы, что предполагает высокий уровень успеваемости. Противоречие  между необходимостью иметь хорошие знания для поступления в вуз и снижением успеваемости в старших классах привело к проблеме настоящего исследования: снижение успеваемости старшеклассников.

Объект исследования: успеваемость старшеклассников, предмет исследования: проблема снижения успеваемости старшеклассников в нашей школе.

Цель: выявить основную причину падения успеваемости учащихся в старших классах.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что основной причиной снижения успеваемости старшеклассников является избирательность учащихся старших классов к учебе: ученики готовятся основательно только по тем предметам, по которым они будут сдавать экзамены при поступлении в ВУЗ.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Определить профессиональную ориентацию учащихся 11 класса школы №1 г. Кувандыка.
  3. Сравнить уровень подготовленности учащихся по тем предметам, по которым они собираются сдавать экзамены при поступлении в вуз с успеваемостью по другим предметам.

Для решения этих задач использовались следующие методы: анализ литературы, анкетирование, сравнение, обобщение.

Новизна исследования заключается в том, что была выявлена одна из основных причин падения успеваемости старшеклассников нашей школы.

     Практическая значимость:

 Выявленная причина падения  успеваемости старшеклассников позволит учителям и родителям старшеклассников разработать систему мероприятий и рекомендаций по повышению мотивации к изучению предметов школьного цикла.

Этапы исследования:

    1. Изучение литературы по теме (октябрь-ноябрь).
    2. Проведение анкетирования среди старшеклассников нашей школы (январь).
    3. Обработка данных и оформление результатов (февраль-март).

 

 

I Глава.  Старшеклассник как субъект учебной деятельности.

1.1 Старшеклассники - период  ранней юности.

        Юность — это период созревания и развития человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. В психологии хронологические границы, соответствующие старшему школьному возрасту, определяются как период ранней юности: от 15 до 18 лет. В возрасте от 15 до 18 лет заканчивается развитие всех систем органов человека: дыхательной, сердечно-сосудистой, половой, опорно-двигательного аппарата, органов чувств и нервной системы (центральной и вегетативной), т.е. к концу юношеского периода завершаются процессы физиологического созревания организма. От физиологического состояния организма зависят психические свойства личности.

Трудности становления личности в ранней юности имеют в своей основе как социально-психологические, так и физиологические причины, связанные с ростом и перестройкой организма. Эти изменения поначалу вызывают непонятное для старших школьников беспокойство, тревожность, придающее дополнительную, эмоциональную напряжённость поведению, импульсивность реакциям.

Старшеклассник вступает в новую социальную ситуацию развития сразу  же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения – гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных  групп людей. Необходимость выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителям и, и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностная ориентационная активность. Она связана со стремлением к автономии, правом быть самим собой. Как подчеркивает И. С. Кон, «современная психология ставит вопрос об автономии выросших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы). Эмоциональную автономию (потребность  и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей). Моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых)»[1,с.154].

Существенно, что если для подростка авторитеты учителя и родителей как бы уравновешиваются, дополняясь авторитетом сверстников, то для старшеклассника авторитет отдельного учителя-предметника дифференцируется от авторитета школы. Возрастает авторитет родителей, которые участвуют в личностном самоопределении  старшеклассника.

1.2  Профессиональная  ориентация старшеклассников.

В период ранней юности старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование, призвание, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим как врач, педагог, исследователь, но и конъюнктурой, выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны. Только очень целеустремленные и по-настоящему увлеченные люди 15-17 лет сохраняют верность призванию на пути дальнейшего профессионального становления, личностного самоопределения, которое наиболее тесно связанно с типом учебного заведения [2].

Возникающая на рубеже подросткового и юношеского возраста потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассника, но иногда и определяет её. Это относится прежде всего к выбору учебного заведения, классов с углубленной подготовкой, игнорированию предметов того или иного цикла: гуманитарного или естественно-научного. «Мне математика не интересна, я не буду  заниматься математикой, физикой  никогда, я люблю историю, и это то, что мне понадобиться при продолжении учебы» - часто утверждают ученики старших классов. С одной стороны, это выражение направленности личности, проецирование себя в будущее, профессиональная ориентация, но, с другой – это невыполнение требований общей образовательной программы учебного заведения, основа  недовольства и претензий со стороны  учителей, родителей, почва для конфликтов. «В целом такая установка более «взрослая», но нередко при этом проявляется довольно примитивный практицизм, в частности недооценка гуманитарных дисциплин, так как они «в дальнейшем не понадобятся»» [3; с. 84].

У старшеклассников складывается особая форма учебной деятельности. Она включает элементы анализа, исследования, в общем контексте некоторой уже осознанной либо осознаваемой как необходимость профессиональной направленности, личностного самоопределения. Важнейшее психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации, определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника (Д.И.Фельдштейн). Она сама становится средством реализации этих планов, всё более явно «уходя» от положения ведущей деятельности.

Готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению включает систему ценностных ориентаций, явно выраженные профессиональную ориентацию, профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания. Как свидетельствуют данные массированного социологического исследования В.С. Собкина, старшие школьники включены в общественную жизнь страны, они «моделируют всё пространство корневых вопросов политической дискуссии  и, по сути, всё пространство представленных позиций» [9, с.252]. Вместе с тем автор подчеркивает обусловленность политических и ценностных ориентаций старших школьников их социально-стартовым положением в обществе, экономическим и образовательным статусом их семей.

Старшеклассник включается в новый тип ведущей деятельности – учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду. Это еще в большей степени как бы подчиняет учебную деятельность более важной цели – будущей профессиональной или профессионально ориентированной деятельности. Самоценность учебной деятельности подчиняется более отдалённым целям профессионального самоопределения. Человек учится не только ради самого учения, а для чего-то более значимого для него в будущем, что в наибольшей степени проявляется в студенческом возрасте.

Выводы по первой главе:

  1. Юность — это период созревания и развития человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностная ориентационная активность.
  2. Возникающая на рубеже подросткового и юношеского возраста потребность в самоопределении определяет характер учебной деятельности старшеклассника. Это относится прежде всего к выбору учебного заведения, классов с углубленной подготовкой, игнорированию предметов того или иного цикла: гуманитарного или естественно-научного.

 

 

II глава.  Проблемы успеваемости  старшеклассников

школы №1 г. Кувандыка.

    1.    Зависимость  успеваемости старшеклассников от профессиональной ориентации.

Одним из важнейших моментов развития личности в ранней юности является начало серьёзных размышлений юношей и девушек над выбором будущей профессии. В отличие от подросткового возраста, которому также свойствен повышенный интерес к профессиональным занятиям, старшие школьники сталкиваются уже с необходимостью практического осуществления своего выбора. Если в средних классах обращение к той или иной профессиональной деятельности ни к чему не обязывает школьника,  он по своему желанию может бросить начатое дело, переключившись на другое, более привлекательное в данный момент, то в старшем школьном возрасте  у юношей  девушек таких широких возможностей нет. Школьная программа в старших классах столь насыщена  и напряженна, что почти не остается времени для свободных занятий той или иной дополнительной, профессиональной деятельностью на досуге.

Обычно к окончанию девятого класса юноши или девушки решают, какую профессию избрать для себя, потому что подготовка к ней требует длительного времени. Если, например, молодой человек принимает решение поступать в высшее или среднее специальное учебное заведение, то это ставит его перед необходимостью всерьёз готовиться к вступительным экзаменам и, значит, в течение двух последних лет обучения всё свободное время посвятить этому делу. Но многие старшеклассники настолько углубленно изучают предметы, которые им нужны при вступительных экзаменах, что забрасывают остальные предметы, изучаемые в школе.

Известно, что «успеваемость – это степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности» (С.831). Успеваемость находит свое выражение в баллах. Степень обученности учащихся вычисляют как соотношение суммы количества «пятерок», «четверок», «троек», «двоек» и «единиц», помноженных на соответствующие коэффициенты, к количеству детей. Качество знаний определяют как суммарное количество «пятерок» и «четверок», выраженное в процентах.

 График, построенный на основе  отчетов классных руководителей школы №1 г. Кувандыка за 2005-2006 учебный год, показывает явное снижение успеваемости учащихся нашей школы в старших классах (см. рис. 1). Анализ статистических данных за три предыдущих учебных года показал падение качества знаний в старших классах по сравнению с младшим звеном в среднем примерно на 7-10 %. И это при том, что в десятые классы идут, как правило, учащиеся, сознательно мотивированные на хорошую учебу и ориентацией на поступление в вуз (более 70%).

Рис.1                Сравнительная характеристика степени обученности учащихся и качества знаний учащихся школы №1 со второй по десятые классы за 2005-2006 учебный год.

Информация о работе Проблема успеваемости старшеклассников