Проблема власти психолога над клиентом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 21:52, контрольная работа

Описание работы

Последствия общения с психологом имеют большую личностную значимость будь то ребенок или взрослый.
Каким будет вмешательство психолога — развивающим или разрушающим личность клиента — зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности.

Содержание работы

Введение. 3
1. Профессиональная этика психолога. 3
2. Этические проблемы психолога. 4
3. Понятие власти. 7
4. Проблема власти психолога над клиентом. 10
Список литературы. 14

Файлы: 1 файл

Профессиональная этика психолога.docx

— 40.03 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

Введение. 3

1. Профессиональная этика психолога. 3

2. Этические проблемы психолога. 4

3. Понятие власти. 7

4. Проблема власти психолога над клиентом. 10

Список литературы. 14

 

 

 

 

Введение.

Последствия общения с  психологом имеют большую личностную значимость будь то ребенок или взрослый.

Каким будет вмешательство  психолога — развивающим или  разрушающим личность клиента —  зависит от соблюдения им этических  принципов профессиональной деятельности.

Психология относительно молодая наука, в начале прошлого века ее развитие стало  необходимостью для максимального использования  человеческих ресурсов в работе, учебе, жизнедеятельности.

Определенные этические  нормы присущи любой профессии, не исключение и этические нормы и принципы психолога-практика.

  1. Профессиональная этика психолога.

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют  определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности  профессиональной деятельности, которые  направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его  жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики  показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так же существует и этика психолога. Психолог несет человеку знание о нем, именно об этом человеке, используя обобщенное представление о людях вообще.

Психолог сам обладает собственной психической реальностью, которая проявляется в присутствии другого человека. Этика предполагает установление и сохранение дистанции с «Я» другого для сохранения этого Я. Этические нормы правильности – неправильности, плохости – хорошести и т. п. всегда предельно обобщены и могут быть при необходимости конкретизированы во множестве вариантов.

  1. Этические проблемы психолога.

 

Последствия общения с  консультантом имеют большую  личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство консультанта -  развивающим или разрушающим личность клиента - зависит от соблюдения им этических  принципов профессиональной деятельности.

В своей работе практический психолог сталкиваеися с так называемыми этическими проблемами и «соблазнами». Наиболее типичные из них  представлены ниже:

1.  Соблазн власти. Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми  от  себя.  Плохо,  когда  власть  над поступками и действиями других людей становится для кого-то самоцелью. На данной проблеме остановимся более подробно ниже.

2. Проблема ответственности  психолога. Задача психолога сформировать чувство ответственности за себя и свои действия у клиента, а не брать всю ответственность на не себя. Сам же  консультант отвечает за саму организацию такой помощи, но не за принимаемые решения - это право (и ответственность) принадлежит клиенту как субъекту самоопределения.

3. Соблазн самокрасования на работе, когда консультант использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств,  чем для помощи обращающимся к нему людей. Но, с другой  стороны,  вообще  не  производить никакого впечатления на  клиента  (не  уметь  нравиться ему)  тоже  нельзя – в этом случае клиент не будет доверять и может уйти.

4. Соблазн следования  «методическим модам», когда в  погоне за  самыми последними новинками в практической  психологии  консультант  тратит  массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками  и  по-настоящему не успевает освоить ни одну из них. Но,  с  другой  стороны,  консультанты, действительно, не должны отставать от последних  новинок.

5. Проблема «денег-подарков»  за оказываемые консультационные  услуги. При анализе данной проблемы  часто  вспоминают об  экспериментах  (большей частью  из  области  психиатрии  и  психотерапии),  «доказывающих»  большую эффективность платных услуг, когда клиент, заплатив немалые деньги,  более ответственно относится проводимой с ним работе. Но если психолог перестает быть профессионалом, и начинает воспринимать клиентов только как источник денег, он уже не хочет и не может помочь своему клиенту.

6. Проблема чрезмерного   экспериментирования,  когда   консультанту  в какой-то момент захочется обобщить свой опыт и написать научную статью  (или сделать диссертацию). Можно не заметить, как клиенты из живых людей со своими проблемами могут превратиться для психолога-экспериментатора в «статистический материал», и помощь в решении их  проблем  уйдет  на  второй план. Естественно,  психолог-практик  не  должен  отказываться  от  научного поиска и экспериментирования,  но  приоритетом  все-таки  должна  оставаться консультационная помощь.

7.  Соблазн  работать  «вразнос»,  забывая  о  своем   здоровье  и  об интересах своих родных и близких. Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда психолога-практика приводит его самого в психиатрическую больницу.

8. Соблазн спекуляции  на  отсутствии  общепринятых  критериев  оценки эффективности консультационной работы. Как известно, консультация  по  сути своей чаще всего прогностична, то есть ориентирована в будущее и полноценнооценить качество работы консультанта часто можно лишь спустя много времени (оперативные показатели  эффективности,   то   есть   данные   наблюдения, самоотчеты клиентов, мнения экспертов и т.п. носят частичный характер). 

10. Проблема «позднего  прозрения» клиента может возникнуть  при работе с клиентами, которые захотят осмыслить какой-то важный этап своей жизни или всю жизнь в целом. Если консультант покажет такому клиенту, что  многое  из содеянного человеком на самом деле никчемно и даже преступно,  то  этим  он может нанести  клиенту  большую  душевную  травму,  после  которой  человек окажется в  глубоком  кризисе.  Вероятно,  вести  с  клиентами  откровенный разговор на такие темы можно лишь тогда, когда консультант будет  уверен  в способности человека пережить подобную правду.

11. Проблема «сапожника  без сапог». Имеет ли право   консультант,  сам до конца не самоопределившийся в жизни,  помогать  самоопределяться  другим людям? С другой стороны, имеет ли право консультант  помогать  другим,  сам никогда не испытывая сложностей профессионального и личностного самоопределения?

2. Проблема отсутствия  на  данный  момент  в  стране  общепризнанных идеалов личностного  и  профессионального  самоопределения. 

  1. Понятие власти.

Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Считается, что власть появилась  с возникновением человеческого  общества и будет в той или  иной форме всегда сопутствовать  его развитию. Она необходима для  организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также  для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

Специфической разновидностью является политическая власть — способность  определённой социальной группы или  класса осуществлять свою волю, оказывать  воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В  отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие  группы людей, использует в этих целях  специально созданный аппарат и  специфические средства. Наиболее сильным  элементом политической власти является государство и система государственных  органов, реализующих государственную  власть.

Понятию власти свойствен  легкий негативный налет, ибо она  обычно связывается с представлениями  о принуждении, угнетении, насилии  или несправедливом господстве. Однако в не меньшей степени к этому понятию относятся позитивно или, по крайней мере, нейтрально оцениваемые явления, такие, как законное руководство, авторитет, признанное лидерство, влияние, воспитание, примирение интересов, групповая солидарность.

Понимание власти как некоей всеобщей способности встречается  также и в психологии. Каждый эффект, который производит индивид, воздействуя  на окружающий его мир (причем не только на мир социальных объектов), определяется его властью, понимаемой как способность, сила или компетентность. Такое представление о власти свойственно, как было показано Хайдером, наивной теории действия, согласно которой каждое действие вместе со своим результатом порождается двумя видами факторов — «могу» (can), основывающимся на отношении власти субъекта (т. е. его сил и способностей) к противодействующим ему внешним силам, и «старанием» (try), т. е. решимостью субъекта действовать, определяемой тем, сколько он вкладывает в это сил.

Мотивация власти.

Мотивация власти - это совокупность стремлений человека получить влияние на индивидуумы или группы людей с помощью средств власти (таких, например, как принуждение и привилегии, позитивное и негативное подкрепление в форме одобрения или наказания). В случае возникновения разногласия между притязаниями на руководство и реальными возможностями власти возникает мотивационное напряжение и человек стремится увеличить уровень контроля и влияния на других. Борьба за высокое положение в административной иерархии представляет собой пример таких действий.

Источники власти.

В настоящее время существует наиболее полная классификация источников власти, предложенная Х.Хекхаузеном, и принятая в отечественной политической психологии (Хекхаузен Х., Т 1, с. 309, 1986). Выделяются шесть источников власти и даются их характеристики.

1. Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием  объекта власти того, в какой  мере субъект в состоянии удовлетворить  один из его (объекта) мотивов, и насколько субъект поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения объекта власти. Власть вознаграждения в политике практически не применяется, хотя использование этого источника власти является одним из самых эффективных в управлении поведением человека.

2. Власть принуждения.  Определяется ожиданием со стороны  объекта той меры, в какой субъект  способен наказать его за нежелательные  для него действия, фрустрацией  того или иного мотива и  того, насколько субъект сделает  неудовлетворение мотива зависящим  от нежелательного поведения  объекта власти. Принуждение заключается  в том, что пространство возможных  действий объекта власти в  результате угрозы наказания  суживается. Это самый часто применяемый  и в политике, и в повседневной  жизни источник власти. Традиционное  выражение «Не пора ли власть  употребить?» подразумевает, в  первую очередь, применение силы  по отношению к оппонентам.

3. Нормативная власть. Субъект  власти имеет право контролировать  соблюдение определенных правил  поведения и в случае необходимости  настаивать на них. Нахождение  в иерархии властных отношений  подразумевается должностным положением  самого носителя власти и обязательном  подчинении установленным правилам  и нормам объекта власти.

4. Власть эталона. Основана  она на идентификации объекта  с субъектом и желанием объекта  быть похожим на субъект власти  по различным параметрам и  характеристикам (основания могут  быть различными – личностными  и психологическими, профессиональными  и моральными и т.д.).

5. Власть знатока. Ее  сила зависит от величины приписываемых  субъекту власти со стороны  объекта особых знаний, умений, навыков,  относящихся к сфере того поведения,  о котором идет речь.

6. Информационная власть. О ее наличии можно говорить  в том случае, когда субъект  владеет информацией, способной  заставить объект власти увидеть  последствия своего поведения  в новом свете.

Власть позволяет оказывать влияние на действия и сознание других людей. Власть во многом явление психологическое – подчинить человека без применения насилия непросто – для этого используются психологические механизмы влияния и воздействия.

Психолог, как и любой  другой человек, способен влиять на другого  человека, в особенности на своего клиента – клиент, обращаясь к психологу за помощью, так же как и к врачу, доверяет ему намного больше чем кому-то другому.

  1. Проблема власти психолога над клиентом.

Психолог работающий с клиентами определенным образом воздействует на клиента словом. Способы воздействия психолога на пациента многообразны: убеждение, конформизм, подражание, психическое "заражение", внушение и другие. Слово может быть использовано в качестве средства при различных способах психологического воздействия: убеждении, конформизме, внушении.

   Психологическое воздействие - один из способов влияния на эмоции и чувства человека в лечебных целях - способно влиять и на отрицательные, и на положительные эмоции; снижать их силу или полностью снимать. С помощью психотерапевтического воздействия можно менять полярность эмоциональных переживаний.

Работая с клиентом, психолог получает определенную власть над ним. Клиент приходит за помощью, когда в его жизни возникают душевные проблемы. При этом, как правило, большинство клиентом не понимают как же беседы с психологом помогут им эти проблемы решить – не понимают механизмов воздействия психолога. Часто не понимают зачем им это вообще нужно – как могут слова постороннего человека  помочь решить проблему одиночества, вылечить психологическую травму и т.д.

Информация о работе Проблема власти психолога над клиентом