Проблема возникновения сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:37, реферат

Описание работы

С переходом от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному. Животное в своем поведении не может выйти за пределы чувственного опыта и реагировать на абстрактное, в то время как человек легко усваивает абстрактный материал и реагирует не соответственно своему наглядному прошлому опыту, а соответственно этому отвлеченному. Он не только накапливает свой наглядный опыт, но и усваивает общечеловеческий опыт, сформулированный в системе отвлеченных понятий. Это способствует глубокому проникновению в сущность вещей и их отношений. Но ни одно явление сознания невозможно объяснить вне учета реального контекста жизни человека, который всегда включен в определенную систему социально-исторических отношений.

Файлы: 1 файл

Проблемы возникновения сознания в психологии.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Решение этого сложного вопроса  было дано Л.С. Выготским, который предопределил  развитие психологии на последующие  десятилетия.

Оно заключается в следующем: для  того, чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной деятельности человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности и «категориального»  поведения не в глубинах мозга  и не в глубинах духа, а во внешних условиях жизни, и в первую очередь во внешних условиях общественной жизни, в социально-исторических формах существования человека.

Л.С. Выготский показал, что человек  обладает особым видом психических  функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно названный сознанием. Они формируются в ходе социального общения. Выготский писал, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении своей жизни животные, видоизменяясь, приспосабливались к условиям среды. Человек, наоборот, действует на природу и видоизменяет ее посредством создания орудий труда, развитием материального производства.

В настоящее время единой теории сознания нет. Существуют различные  подходы к его рассмотрению. Биологически ориентированные ученые пытаются объяснить  понятия и законы психологии на языке  их биологических понятий. Такая  попытка сводится к сведению психологических понятий к биологическим и получила название редукционизм. Однако, психические явления, особенно сознание человека невозможно объяснить лишь биологическими механизмами.

Понятие «сознание» не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и  специальном значении под сознанием  имеют в виду не просто психическое  состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.

Сознанию человека присущи  такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они  формируются лишь тогда, когда человек  выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Самосознание направлено на познание человеком самого себя – самопознание.

Обратной стороной сознания является бессознательное. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

 

Свойства сознания

Можно выделить следующие  свойства сознания:

  1. Ясность сознания – способность четко выделять объекты внешнего мира их взаимосвязь, способность запечатлевать новое и воспроизводить имеющийся запас знаний, способность осуществлять целенаправленную деятельность.
  2. Объем знаний – это количество связей, возникающих в сознании в данной конкретной ситуации, то есть объем переживаемых в данный момент переживаний и окружающей обстановки.
  3. Содержание сознания, которое выражается в характере ассоциаций, являющихся результатом отражения объективной реальности и взаимосвязи с прошлым опытом.
  4. Непрерывность сознания – способность осознавать связи между прошлым, настоящим и будущим.

Источники абстрактного мышления и «категориального» поведения, вызывающие скачок от чувственного к рациональному, надо искать не внутри человеческого сознания, а в общественных формах исторического существования человека. Только таким путем можно объяснить возникновении сложных специфических форм сознательного поведения.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Содержание сознания обязательно, так или иначе, практически  реализуется. Но для этого оно  приобретает характер замысла, или  идеи. Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

Но человеческая мысль  способна не только отражать непосредственно  существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный  мир всеми своими красками и формами  как бы светится, отражаясь в зеркале  нашего “я” и образуя не менее  сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.

Признание активного, творческого  характера сознания является необходимым  требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.

 

Язык, сознание и речь

Вторым решающим фактором, определяющим переход от поведения животного к сознательной деятельности человека, является возникновение языка.

У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет  у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные могут  сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимикой и жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Например, вожак стаи журавлей начинает подавать звуковой сигнал, и вся стая тревожно снимается с места и следует за ним; олень-вожак, который чувствует опасность, также издает крики и все стадо следует за ним, воспринимая сигнал опасности. Пчела посредством танца передает другим пчелам, далеко ли она летала, откуда прилетела и куда надо лететь. Все это передается фигурами, которые она делает в воздухе, и которые выражают направление и дальность полета.

Язык животных не является средством обозначения предметов и поэтому не может рассматриваться как средство, формирующее отвлеченное мышление. Он является лишь путем к созданию очень сложных форм общения. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

В процессе общественно  разделенного труда у людей появилась необходимость тесного общения, обозначения той трудовой ситуации, в которой они участвуют, что и привело к возникновению языка. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания.

Рождение языка привело  к тому, что постепенно возникла целая система кодов, которые  обозначали предметы и действия; позже  эта система кодов стала выделять признаки предметов и действий и  их отношения и, наконец, образовались сложные синтаксические коды целых предложений, которые могли формулировать сложные формы высказываний.

Основным элементом  языка является слово. Оно объединяет объекты в известные системы, или кодирует человеческий опыт.

Существует множество  теорий, которые пытаются объяснить происхождение слова. Оно не является, как в случае с животными, порождением аффективного состояния, иначе наш язык ни чем не отличался от «языка» животных. Возможно, что слово, как знак, обозначающий предмет, появилось в процессе совместного труда. На первых этапах своего появления оно было вплетено в практику. Например, когда человек совершал какой-то элементарный трудовой акт совместно с другими людьми, слово вплеталось в этот акт. Значение этого слова менялось в зависимости от ситуации и становилось понятным только из жеста, из интонации и всей ситуации. Постепенно произошло формирование языка в таком виде, когда он стал заключать в себе все необходимые средства для обозначения предметов и выражения мысли. Произошел отрыв слова от практической операции, стало возможным вызывать образ предмета при его отсутствии, что имело большое значение в организации восприятия, внимания и памяти человека.

Затем слово стало  не только замещать явление или признак, но и выделять в них существенный признак, давая возможность его анализировать, классифицировать.

Второй единицей языка  является фраза или предложение. Информация, переданная с помощью  предложения, расширяет, специализирует и уточняет опыт. Фразы передают в готовом виде сообщения о  событиях или отношениях. Передача, переданная с помощью предложений, расширяет, специализирует и уточняет опыт. Фразы передают в готовом виде такие сообщения о событиях, которые человек не смог бы передать при помощи отдельных слов.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное смысловое значение.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык – это непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как отдельно от него лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек более отчетливо уясняет их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка, в конечном счете, выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли.

Язык и сознание образуют также противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически  сложившиеся нормы, специфичные  у каждого народа, в одном и  том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость сознания от языка не является абсолютной. Сознание детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Информация о работе Проблема возникновения сознания