Проблема возникновения сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:37, реферат

Описание работы

С переходом от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному. Животное в своем поведении не может выйти за пределы чувственного опыта и реагировать на абстрактное, в то время как человек легко усваивает абстрактный материал и реагирует не соответственно своему наглядному прошлому опыту, а соответственно этому отвлеченному. Он не только накапливает свой наглядный опыт, но и усваивает общечеловеческий опыт, сформулированный в системе отвлеченных понятий. Это способствует глубокому проникновению в сущность вещей и их отношений. Но ни одно явление сознания невозможно объяснить вне учета реального контекста жизни человека, который всегда включен в определенную систему социально-исторических отношений.

Файлы: 1 файл

Проблемы возникновения сознания в психологии.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

В результате человеческой истории язык стал решающим орудием человеческого познания, благодаря которому человек смог выйти за пределы чувственного опыта, выделить признаки, сформулировать известные обобщения и категории. Если бы у человека не было труда и языка, у него не было бы и отвлеченного «категориального» мышления.

Процесс общения людей  посредством языка называется речью, которая не идентична языку и  является его вторичным образованием. Речь – это способ использования  языка.

Речь имеет следующие  функции:

  1. коммуникативная, которая выражается в возможности общения между людьми;
  2. экспрессивная: выражение душевного состояния человека (эмоции, чувства);
  3. индикативная: способность указывать на объекты с помощью слов, которые в данный момент в реальности отсутствуют;
  4. номинативная: способность называть предметы;
  5. смысловая, которая заключается в том, что за каждым словом закреплен свой смысл, своё значение;
  6. регуляция действий.

Если человек не может  пользоваться речью, не усвоив язык, то язык может развиваться относительно независимо от конкретного индивида, его поведения и психологических особенностей и может изменяться под воздействием культурно-исторических преобразований.

Язык не только формирует  человеческое сознание, давая возможность  глубже проникнуть в связи реальной действительности, но и позволяет перейти к новым сознательным формам усвоения опыта, дает возможность построить поведение по законам, связанным с социальной природой человеческого сознания.

 

Заключение

 

Сознание - высшая форма  отражения действительного мира, свойственная только человеку. Сознание связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

Возникновение сознания вне общества невозможно. Основным условием возникновения и развития сознания является соответствующий  уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд.

Необходимость труда  в процессе общения вызвала появление  языка. Человек отличается от животного  наличием языка как системы кодов, обозначающих предметы и их отношения, с помощью которых предметы вводятся в известные системы или категории. Эта системы кодов ведет к формированию отвлеченного мышления, к формированию «категориального» мышления. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

В последние годы психологи  уделяют повышенное внимание проблеме сознания. Основной прогресс в данной области был достигнут благодаря исследованиям психологических процессов, протекающих в условиях отсутствия сознания. Одним из примеров является «слепое пятно», появляющееся в зрительном поле при повреждении затылочной доли коры, когда люди, тем не менее, могут неосознанно распознавать зрительные объекты. Подобные неосознаваемые процессы постоянно присутствуют в нашей жизни, когда мы, например, извлекаем из памяти информацию, не замечая этого. Еще одним распространенным примером неосознаваемых процессов являются автоматизмы. Эти явления доказали, что сознание действует как монитор, который позволяет нам подняться над привычными, шаблонными движениями, скорректировать наши действия в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

 




Информация о работе Проблема возникновения сознания