Проблема взаимосвязи основных видов деятельности и интеллектуального развития подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:39, контрольная работа

Описание работы

Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится общение. Эти исследователи так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности.

Файлы: 1 файл

Подростковый период выделяется не во всех обществах.docx

— 29.27 Кб (Скачать файл)

Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким  уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется  все более продолжительное время  для общественного и профессионального  обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового  возраста. Проблема развития личности подростка является одной из важнейших  проблем возрастной и педагогической психологии. Главное содержание подросткового  возраста доставляет его переход  от детства к взрослости. Все стороны  развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые  психологические новообразования, закладываются основы сознательного  поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности  личности детей подросткового возраста. Мы рассматриваем эти особенности, используя данные отечественной  психологии, отраженные в работах  Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.

Известно, что к началу подросткового возраста учебная  деятельность имеет свое ведущее  значение в психологическом развитии учащихся. Ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и  др., становится общение. Эти исследователи  так или иначе сходятся в признании  того огромного значения, которое  имеет для подростков общение  со сверстниками т.к. оно находится  в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны  его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. В процессе общения у подростков могут возникать различные затруднения. Такие трудности в общении являются одной из сложных проблем в психологии. Проблема затруднений (или "барьеров" общения) в качестве объекта специального исследования изучается отечественными и зарубежными психологами с середины 20 века (Д. Кати, Л. Ли, Г. Лассвеля, М. Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин. Б.Ф. Ломов, Н.Л. Коломинский, Е.А. Климов и др). В учебной деятельности затруднения взаимодействия между учениками внутри класса исследовали психологи Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, Е.В. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Поварницина и др.

Целью данной работы стало  изучение основных видов деятельности на интеллектуальное развитие подростков.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

1.1 Характеристика  основных видов деятельности  подростков

Дети в подростковом возрасте находятся в конфликте со всем внешним миром, поскольку у них  происходит период личностной идентификации - отделение себя от всех остальных  людей. Период пубертата связан с тем, что они должны обрести или женскую, или мужскую роль. Но у них нет образцов, и они теряются. Образцов нет, поскольку они хотят быть независимыми от родителей, родитель перестает быть авторитетом или примером для подражания. Необходим новый пример. Эмоциональная нестабильность, характерная для этого возраста, может привести к психическому расстройству. Чтобы этого не произошло, нужно, чтобы у подростков была возможность выражать свои эмоции. Подростковый возраст характеризуется интересом к себе и другим, высокой энергичностью, сочетающейся одновременно с периодами астеничности и вялости, быстрой сменой и нестабильностью интересов, ориентацией на осуществление "авторского" действия в различных областях науки, искусства, спорта. Подростковый возраст - это возраст развития самосознания, возраст становления практического сознания человека.

Одним из важнейших факторов формирования личности в подростковом возрасте является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в  формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных  психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др. С позиции деятельностного подхода исследователи Леонтьев А.Н., Андреева Г.М. считают, что общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Утверждение единства общения  и деятельности в то же время не предполагает однозначности трактовки, то есть общение рассматривают как  вид деятельности (Щедровинский Г.П., Леонтьев А.Н., Рыжов В.В., Гусев Г.И.). Общение, во-первых, - это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в третьих, результат специальной задаваемой деятельности. В качестве основного определения используется следующее: общение - это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений.

Развитие взаимоотношений  выступает в качестве ведущей  деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности.

Следует отметить, что по вопросу определения конкретного  типа ведущей деятельности для подросткового  периода нет единой общепризнанной точки зрения.

Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет  интимно-личностный характер, предметом  общения выступает другой человек - сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Элькенин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С.

В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно  полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений  со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения "как приобщение подростков к обществу".

Все исследователи психологии подросткового возраста так или  иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет  для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций  подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и  вообще старших на ровесников, более  или менее равных по положению. Мудрик А.В. отмечает, что потребность в  общении со сверстниками, которых  не могут заменить родители, возникает  у детей очень рано и с возрастом  усиливается. Поведение подростков, считает Мудрик А.В., по своей специфике, является коллективно-групповым. Отношения  с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя  все остальные сторона его  поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних оно уже занимает немалое место в жизни, у других -ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы.

Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориснтированную. Интимно- личностное общение - взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.

Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных  контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой  характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к  появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость  и т.д.

Социально-ориентированное  общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел - "я" и "общество". Социально-ориентированное  общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.

Исследования, проведённые  Д.И. Фельдштейном, показывают, что потребность подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве. Материалы проведённой опытно-экспериментальной работы показывают, что общение подростков приобретает интимно-личную и стихийно-групповую форму при отсутствии развёрнутой общественно-полезной деятельности. Невключённостъ подростков в систему общественно-полезных дел, как следствие этого, невозможность удовлетворить появившуюся потребность в утверждении своей новой социальной позиции в обществе, что обеспечивается расширением социально-ориентированной формы общения, приводит к активизации интимно-личностного и ещё большей степени стихийно-группового общения. Фельдштейн Д.И. считает, что в условиях планомерного и последовательного включения подростков в систему общественно-полезной деятельности резко возрастает, во-первых, потребность подростка в социально-ориентированной форме общения, во-вторых, потребность в интимно-личном общении несколько понижается, а оно само претерпевает существенные изменения, потребность в стихийно-групповом общении падает почти до нуля.

При выделении ведущей  деятельности подросткового возраста мы придерживаемся идеи К.Н. Поливановой, согласно которой, деятельностью, определяющей психическое развитие подростка, является социальное экспериментирование и проектирование. Принципиальной является ориентация на самостоятельное действие ребенка, на подчеркивание "Я" ребенка. Учет возрастных особенностей, использование идеи ведущей деятельности приводит нас к необходимости ориентации на индивидуализацию знания для ребенка, к необходимости внедрения в подростковой школе проектной формы работы как совместной работы взрослых и учащихся. Два ведущих типа деятельности подросткового возраста межличностное общение и учебно-профессиональная деятельность должны быть совмещены.

1.2 Особенности  интеллектуального развития подростков

В подростковом возрасте особенно важно интеллектуального развитие подростков. По мнению Бине, человек, обладающий интеллектом, - это тот, кто правильно судит, понимает и размышляет и кто, благодаря своему здравому смыслу и инициативности, может приспосабливаться к обстоятельствам жизни. Эту точку зрения разделял и Векслер - ученый, создавший в 1939 году первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть, короче говоря, успешно меряться силами с окружающим миром. Сегодня, отмечает Годфруа, большинство психологов согласно именно с этим определением интеллекта, который рассматривается как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.

Но эти определения  интеллекта не дают представления о  том, что же можно и нужно развивать: интеллект характеризуется со стороны  его функций (разумно действовать, адаптироваться к среде и т.д.). Для педагога такого определения  интеллекта недостаточно, так как  невозможно поставить педагогические цели его развития. Действительно, что  нужно развить в человеке, чтобы  он успешно действовал в различных  жизненных обстоятельствах? Ответить на данный вопрос можно, если выделить состав интеллектуальной сферы.

Как известно, под сферой понимается область действия, пределы  распространения чего-либо. В педагогическом смысле - область психики с определенными  свойствами: когнитивными, мотивационными, аффективными и пр.

Интеллектуальная сфера - это область психики, характеризующаяся  видами мышления (творческое, познавательное, теоретическое, эмпирическое, дивергентное, конвергентное, саногенное, патогенное и др.), стилем мышления (аналитический склад ума, образное мышление, наглядно-образное), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность, способность действовать в уме и др.), познавательными процессами (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными операциями (вычленение, сличение, анализ, синтез, систематизация, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация и др.), познавательными умениями (умение поставить вопрос, вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, доказать ее, сделать выводы, применить знания), умениями учиться (планировать, ставить цели, читать и писать в должном темпе, конспектировать и пр.), внепредметными знаниями и умениями, предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний.

Каждый возрастной период связан со степенью созревания высших психических функций и накоплением  опыта в типичных для каждого  возраста видах деятельности. Особенности  развития интеллектуальной сферы школьников характеризуются тем, что психические  процессы у них развиваются интенсивно, но неравномерно. Восприятие является свежим, широким и острым, но мало дифференцированным. Дети младшего подросткового  возраста не умеют проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, выделять главное, существенное в воспринятом. Однако постепенно восприятие становится управляемым, оно освобождается от влияния  непосредственной деятельности, с которой  раньше было неразрывно связано, увеличивается  место организованного наблюдения. Характерной особенностью этого  возраста является слабость произвольного  внимания. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное. Внимание неустойчиво, что объясняется слабостью  тормозных процессов.

Информация о работе Проблема взаимосвязи основных видов деятельности и интеллектуального развития подростков