Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:39, контрольная работа
Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится общение. Эти исследователи так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности.
Память развивается в направлении усиления произвольности, сознательного управления ею и увеличения объема смысловой, словесно-логической памяти.
В этот период происходит переход от наглядно-образного, конкретного к понятийному, научно-теоретическому мышлению. Воображение детей очень живое, яркое, с характерными чертами необузданной фантазии. Но постепенно развивается и совершенствуется воссоздающее воображение, оно становится более реалистичным, управляемым. Развивается и творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта создаются новые образы.
Важным психическим
По данным отечественных психологов, в интеллектуальной сфере подростков отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы. Треть детей испытывает трудности при самостоятельном владении даже элементарной умственной деятельностью. Из-за неудовлетворительного развития смысловой и образной памяти учащиеся часто прибегают к механическому запоминанию, многие не владеют самыми необходимыми навыками запоминания. Более половины школьников этого возраста в качестве основного приема работы с книгой применяют чтение и пересказ. Они плохо умеют конкретизировать теоретические положения, обобщать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Это затрудняет учение и делает его неинтересным.
К концу подросткового возраста ребенок уже способен абстрагировать понятие от действительности, отделять логические операции от тех объектов, над которыми они проводятся, и классифицировать высказывания независимо от их содержания, по их логическому типу. Пиаже указывает на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д.
Объем внимания, способность
длительно сохранять его
Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Интеллектуальный важнейший компонент творчества - преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующего на однозначное решение, снимающего проблему как таковую).
1.3 Взаимосвязь основных видов деятельности и интеллектуального развития подростков
Подростковый возраст
обычно характеризуют как переломный
переходный, критический. Но, чаще, как
возраст полового созревания. Психологи
различают три точки
Отметим главное, подросткам,
коль скоро они уже не дети, но
еще не взрослые необходим особый
подход, учитывающий как их детские,
так и взрослые черты. По уровню своего
интеллектуального развития подростки,
практически, не уступают взрослым людям.
И за пределами узкоспециальных
областей они способны к равноправному
общению. Хотя их по-прежнему привлекают
игровые моменты в их деятельности.
Необходимо помочь подростку реализовать
свою потребность в ролевом
Нетривиальность мышления в
этом возрасте служит одним из важных
признаков интеллектуальной развитости.
По отношению к подросткам можно
значительно ослабить требование поиска
стандартного решения, учитывая их стремление
к оригинальности и самостоятельности.
Подчеркнутое одобрение и позитивная
оценка со стороны взрослых людей
именно нестандартных решений
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. СПб, 1998.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.
3. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. М, 1983.
4. Бурлакова Н.С. Возможности практической психологии в образовании М., 1998.
5. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В. М., 1967.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов на Дону, 1997.
7. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков // Вопросы психологии, 1983, №3. Стр. 40-45.
8. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
9. Кон И. С. Психология
10. Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М, 1978.
11. Майерс Д. Социальная
12. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
13. Немов Р.С. Практическая психология М., 1998.
14. Обухова Л.Ф. Возрастная
15. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
16. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
17. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии,1985, №1.
18. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности подростка // Вопросы психологии, 1980, №4.
19. Эриксон Г.Э. Детство и
20. Ярцев Д.В. Особенности