Проблема взаимосвязи основных видов деятельности и интеллектуального развития подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:39, контрольная работа

Описание работы

Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится общение. Эти исследователи так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности.

Файлы: 1 файл

Подростковый период выделяется не во всех обществах.docx

— 29.27 Кб (Скачать файл)

Память развивается в  направлении усиления произвольности, сознательного управления ею и увеличения объема смысловой, словесно-логической памяти.

В этот период происходит переход  от наглядно-образного, конкретного  к понятийному, научно-теоретическому мышлению. Воображение детей очень  живое, яркое, с характерными чертами  необузданной фантазии. Но постепенно развивается и совершенствуется воссоздающее воображение, оно становится более реалистичным, управляемым. Развивается  и творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта создаются  новые образы.

Важным психическим новообразованием младшего подросткового возраста является развитие произвольности всех психических  процессов. Подросток уже вполне самостоятельно может организовать свое внимание, память мышление, воображение. Быстро развиваются смысловая логическая память, понятийное мышление. При этом мышление приобретает способность  к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, то есть способность строить умозаключения  на основе выдвинутых гипотез. Подросток  становится способным к умственным экспериментам, мысленному решению задач. Предметом мышления становится не только решение внешне заданных задач, но и сам процесс своего мышления, то есть мышление приобретает рефлексивный характер.

По данным отечественных  психологов, в интеллектуальной сфере  подростков отмечается недостаточная  сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы. Треть детей испытывает трудности при самостоятельном владении даже элементарной умственной деятельностью. Из-за неудовлетворительного развития смысловой и образной памяти учащиеся часто прибегают к механическому запоминанию, многие не владеют самыми необходимыми навыками запоминания. Более половины школьников этого возраста в качестве основного приема работы с книгой применяют чтение и пересказ. Они плохо умеют конкретизировать теоретические положения, обобщать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Это затрудняет учение и делает его неинтересным.

К концу подросткового  возраста ребенок уже способен абстрагировать понятие от действительности, отделять логические операции от тех объектов, над которыми они проводятся, и  классифицировать высказывания независимо от их содержания, по их логическому  типу. Пиаже указывает на сильную  склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение  философскими построениями и т.д.

Объем внимания, способность  длительно сохранять его интенсивность  и переключать с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится избирательным, зависящим от направленности интересов. Подростки и юноши  часто жалуются на свою неспособность  сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. "Невоспитанность" внимания, неумение сосредоточиваться, переключаться и отвлекаться  от каких-то раздражителей - одна из главных  причин плохой успеваемости, - отмечают психологи (И.С. Кон). Это же порождает  и такие проблемы ранней юности, как пьянство, наркомания и безудержная  погоня за удовольствиями (Д. Хемилтон).

Развитие интеллекта тесно  связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Интеллектуальный важнейший  компонент творчества - преобладание так называемого дивергентного  мышления, которое предполагает, что  на один и тот же вопрос может  быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие  от конвергентного мышления, ориентирующего на однозначное решение, снимающего проблему как таковую).

1.3 Взаимосвязь  основных видов деятельности  и интеллектуального развития  подростков

Подростковый возраст  обычно характеризуют как переломный переходный, критический. Но, чаще, как  возраст полового созревания. Психологи  различают три точки созревания: органическое, половое и социальное. У современного ребенка все линии  развития разошлись. Теперь мы наблюдаем  сначала половое созревание (12-14), затем органическое (17-18), спустя некоторое  время социальное (22-23). Это расхождение  обусловило возникновение подросткового  возраста. В настоящее время, в  развитых странах мира, этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным, он охватывает почти десятилетие: от 11 до 20 лет. Это время характеризуется  повышенным вниманием ребенка к  самому себе, своей внешности, самопознанию и самовоспитанию.

Отметим главное, подросткам, коль скоро они уже не дети, но еще не взрослые необходим особый подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. По уровню своего интеллектуального развития подростки, практически, не уступают взрослым людям. И за пределами узкоспециальных  областей они способны к равноправному  общению. Хотя их по-прежнему привлекают игровые моменты в их деятельности. Необходимо помочь подростку реализовать  свою потребность в ролевом поведении, особенно в таком, где он может  блеснуть своими знаниями и умениями и показать себя в роли лидера. Тем  более что подчеркнутое стремление к независимости требует предоставления им большей самостоятельности.

Нетривиальность мышления в  этом возрасте служит одним из важных признаков интеллектуальной развитости. По отношению к подросткам можно  значительно ослабить требование поиска стандартного решения, учитывая их стремление к оригинальности и самостоятельности. Подчеркнутое одобрение и позитивная оценка со стороны взрослых людей  именно нестандартных решений подростка  позволяют ему продемонстрировать свою личность с наиболее интересной стороны и позволяют выбрать  оптимальный путь дальнейшего развития. Повышенная потребность в самопознании в этом возрасте бывает настолько  сильна, что нередко перевешивает отсутствие непосредственного интереса к определенным ситуациям, если они  дают возможность лучше узнать самих  себе и сравнить себя с другими. Здесь  необходимо отметить особую эмоциональную  чувствительность подростков и их, возможно, неадекватную реакцию на критические замечания относительно своей внешности и сексуальной  состоятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин В.А. Психология детей  и подростков. Учебное пособие.  СПб, 1998.

2. Андреева Г.М. Социальная  психология. М., 1994.

3. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. М, 1983.

4. Бурлакова Н.С. Возможности практической психологии в образовании М., 1998.

5. Возрастные и индивидуальные  особенности младших подростков / под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В. М., 1967.

6. Зимняя И.А. Педагогическая  психология. Учебное пособие. Ростов  на Дону, 1997.

7. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков // Вопросы психологии, 1983, №3. Стр. 40-45.

8. Кон И.С. Психология ранней  юности. М., 1989.

9. Кон И. С. Психология старшеклассника:  Пособие для учителя. М., 1980.

10. Лисина М.И. Проблемы общей,  возрастной и педагогической  психологии. М, 1978.

11. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.

12. Мудрик А.В. Общение как  фактор воспитания школьников. М., 1984.

13. Немов Р.С. Практическая психология М., 1998.

14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999.

15. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.

16. Талызина Н.Ф. Педагогическая  психология. М., 1998.

17. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии,1985, №1.

18. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности подростка // Вопросы психологии, 1980, №4.

19. Эриксон Г.Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.

20. Ярцев Д.В. Особенности социализации  современного подростка // Вопросы  психологии, 1999, N 6. Стр. 54-58.


Информация о работе Проблема взаимосвязи основных видов деятельности и интеллектуального развития подростков