Проблемы готовности детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время
актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные
исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой
школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы
следующие компоненты готовности:
- социальный,
- психологический,
- эмоционально – волевой.

Содержание работы

• Введение
• Теоретические аспекты проблемы готовности
детей к обучению в школе
• Изучение проблемы готовности к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии
• Особенности психического развития детей 6 – 7 лет
• Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении
младших школьников
• Заключение
• Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.57 Кб (Скачать файл)

Курсовая: Проблемы готовности детей к обучению в школе 

ПЛАН

·        Введение

·        Теоретические аспекты проблемы  готовности

детей   к обучению в школе

·        Изучение проблемы готовности к  школьному  обучению в

отечественной и  зарубежной психологии

·        Особенности психического развития детей 6 – 7 лет

·        Специфика  реализации дифференцированного  подхода в обучении

младших    школьников

·        Заключение

·        Список литературы

     ВВЕДЕНИЕ.

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна  всегда. В настоящее время

актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные

исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой

школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы

следующие компоненты готовности:

-         социальный,

-         психологический,

-         эмоционально – волевой.

Успешное решение  задач развития личности ребенка, повышение  эффективности

обучения, благоприятное  профессиональное становление во многом определяются

тем, насколько верно  учитывается уровень подготовленности детей к школьному

обучению. В современной  психологии пока не существует единого и четкого

определения понятия  «готовности», или «школьной зрелости».

А.Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями,

знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для  оптимального

уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

И.Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в

развитии, когда  ребенок становится способным принимать  участие в школьном

обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И.Шванцара

выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л.И.Божович указывает , что готовность к обучению в школе складывается из

определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных

интересов, готовности к произвольной регуляции своей  познавательной

деятельности и  к социальной позиции школьника.

На сегодняшний  день общепризнанно, что готовность к школьному обучению –

многокомпонентное образование ,которое требует комплексных психологических

исследований.

Вопросы психологической  готовности к обучению в школе  рассматривают педагоги,

психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л. Венгер.,

Л.С.Выготский, А.В. Запорожец., А. Керн , А.Р.Лурия, В.С. Мухин, С.Я.

Рубинштейн, Е.О. Смирнова  и многие другие . Авторами дается не только анализ

необходимых знаний, навыков и умений ребенка при  переходе из детского сада в

школу, но и рассматриваются  вопросы дифференцированного подхода  при

подготовке детей  к школе , методики определения готовности, а также, что

немаловажно,   пути коррекции негативных результатов  и в связи с этим

рекомендации по работе с детьми и их родителями. Поэтому первостепенной

задачей, встающей как перед отечественными учеными, так и перед зарубежными

заключаются в следующем:

-         выявить в каком возрасте лучше  начинать обучение,

-         когда и при каком состоянии  ребенка этот процесс не будет  приводить

к нарушениям в его  развитии, отрицательно сказываться  на его здоровье.

Ученые считают  что,  дифференцированный подход как  социально –

образовательная среда  основывается на уровне речевой готовности младших

школьников. Дифференцированный подход будет осуществляться более  эффективно

при условии выявления  речевого развития  учащихся первых классов.

     Теоретические аспекты проблемы  готовности детей  к обучению в школе.

     Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и

                         зарубежной психологии.                        

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается  на современном

этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой

раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее

важными предпосылками  для нормального включения в  новую социальную среду и

для формирования учебной  деятельности.

В психологическом  словаре понятие  «готовность  к школьному обучению»

рассматривается как  совокупность морфо – физиологических  особенностей ребенка

старшего дошкольного  возраста, обеспечивающая успешный переход к

систематическому, организованному школьному обучению.

В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и

осознание необходимости  учиться , возникающее в результате социального

созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих

мотивацию к учебной  деятельности.

Д.Б.Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению

предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных

отношений между  ребенком и взрослым.

Наиболее полно  понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А.Венгера,

под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны

присутствовать  все остальные элементы, хотя уровень  их развития может быть

разный. Составляющими  этого набора   прежде всего является мотивация,

личностная готовность, в которую входят «внутренняя  позиция школьника»,

волевая и интеллектуальная готовность. (10)

Новое отношение  ребенка к окружающей среде, возникающее  при поступлении в

школу, Л.И.Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это

новообразование критерием  готовности к обучению в школе.(8)

В своих исследованиях  Т.А.Нежнова указывает, что новая социальная позиция и

соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они

принимаются субъектом, то есть  становятся предметом его  собственных

потребностей и  стремлений, содержанием его «внутренней  позиции». (36)

А.Н.Леонтьев считает  непосредственно движущей силой  развития ребенка его

реальную деятельность с изменениями во «внутренней  позиции».(28)

В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному

обучению уделяется  за рубежом. При решении этого  вопроса ,как отмечает

Я.Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический

опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой

проблемы стоят  интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в

тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия

и других психических  процессах. (35)

По мнению С.Штребела, А.Керна ,Я.Йирасека, поступающий в школу ребенок должен

обладать определенными  признаками школьника: быть зрелым в  умственном,

эмоциональном и социальном отношениях.(28)

К умственной области  авторы относят способность ребенка  к

дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому

мышлению и так  далее.

Под эмоциональной  зрелостью они понимают эмоциональную  устойчивость и почти

полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с

детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских

групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в

общественной ситуации школьного обучения.

Ф.Л.Илг , Л.Б.Эймс провели исследование, посвященное выявлению параметров

готовности к  школьному обучению. В результате возникла специальная система

заданий, которая позволяла обследовать детей от 5  до 10 лет. Разработанные в

исследовании тесты  имеют практическое значение и обладают прогнозирующей

способностью. Кроме  тестовых заданий авторы предлагают в случае

неподготовленности  ребенка к школе  забирать  его оттуда и путем

многочисленных  тренировок доводить до нужного уровня готовности. Однако эта

точка зрения не единственная .  Так , Д.П.Озубел предлагает, в случае

неподготовленности  ребенка, изменить программу обучения  в школе и тем самым

постепенно выравнивать  развитие всех детей. (1)

Надо отметить ,  что, несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных

авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к школьному

обучению пользуются   понятием «школьная зрелость», исходя из ложной

концепции , согласно которой возникновение этой зрелости обусловлено в

основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного созревания

врожденных задатков ребенка  и  существенно не зависящих  от социальных

условий жизни и  воспитания. В духе этой концепции  основное внимание уделяется

разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной зрелости детей. Лишь

небольшое число  зарубежных авторов  - Вронфенвреннер, Врунер – критикуют

положения концепции  «школьной зрелости» и подчеркивают роль  социальных

факторов, а так  же особенностей общественного и  семейного воспитания в ее

возникновении.

Делая сравнительный  анализ зарубежных и отечественных  исследований, можно

сделать вывод , что основное внимание зарубежных психологов направлено на

создание тестов и гораздо в меньшей степени  ориентировано на теорию вопроса.

В работах отечественных  психологов содержится глубокое теоретическое

исследование проблемы готовности к школе.

Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение

проблемы психологической  готовности к обучению в школе. (Л.А. Венгер, С.Д.

Цукерман , Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман, А.И. Савинков, С.Д.

Забрамная)

Составными компонентами психологической готовности ребенка  к школе являются:

-         мотивационная (личностная),

-         интеллектуальная,

-         эмоционально – волевая.

Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания  учиться . В

исследованиях А.К. Марковой , Т.А. Матис , А.Б. Орлова показано, что

возникновение осознанного  отношения ребенка к школе  определяется способом

подачи  информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям  сведения о школе были

не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается

включением детей  в деятельность, активизирующую как  мышление, так и

чувства.(31)

В мотивационном  плане были выделены две группы мотивов  учения:

1.      Широкие социальные мотивы учения  или мотивы, связанные с

потребностями ребенка  в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с

желанием ученика  занять определенное место в системе  доступных ему

общественных отношений.

2.      Мотивы, связанные непосредственно  с учебной деятельностью, или

познавательные  интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в

овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Личностная готовность к школе выражается в отношении  ребенка к школе,

учителям и учебной  деятельности ,  включает так же формирование у детей таких

качеств, которые  помогли бы им общаться с учителями  и одноклассниками.

Интеллектуальная  готовность предполагает наличие у  ребенка кругозора, запаса

конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным

восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу,

обобщенными формами  мышления и основными логическими  операциями, смысловым

запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у

ребенка начальных  умений в области учебной деятельности, в частности, умения

выделить учебную  задачу и превратить ее в самостоятельную  цель деятельности.

В.В.Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными  операциями,

уметь обобщать и  дифференцировать предметы и явления  окружающего мира, уметь

планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При  этом важно

положительное отношение  к учению, способность к саморегуляции поведения и

проявление волевых  усилий для выполнения поставленных задач. (18)

В отечественной  психологии при изучении интеллектуального  компонента

психологической готовности к школе акцент делается не на сумму  усвоенных

ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть

ребенок должен уметь  выделять существенное в явлениях окружающей

действительности, уметь сравнивать их , видеть сходное и отличное; он должен

научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин  на первое место ставил

сформированность  необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя

эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие  параметры:

-         умение детей сознательно подчинять  свои действия правилам,

обобщенно определяющим способ действия,

-         умение ориентироваться на заданную  систему требований,

-         умение внимательно  слушать   говорящего  и точно выполнять  задания,

предлагаемые в устной  форме,

-         умение самостоятельно выполнять  требуемое задание по зрительно

воспринимаемому образцу.

Эти параметры развития произвольности являются частью психологической

готовности к  школе, на них опирается обучение в первом классе.

Информация о работе Проблемы готовности детей к обучению в школе