Проблемы готовности детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время
актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные
исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой
школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы
следующие компоненты готовности:
- социальный,
- психологический,
- эмоционально – волевой.

Содержание работы

• Введение
• Теоретические аспекты проблемы готовности
детей к обучению в школе
• Изучение проблемы готовности к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии
• Особенности психического развития детей 6 – 7 лет
• Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении
младших школьников
• Заключение
• Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.57 Кб (Скачать файл)

двусторонней деятельности школы является адаптация детей  к  быстроменяющейся

жизни.(20)

Как подчеркивает Е.А. Ямбург , можно и нужно учить всех детей без исключения,

вне зависимости  от их способностей и склонностей, индивидуальных различий. В

этом заключается одновременно гуманизм и демократизм адаптивной школы, если

вкладывать профессиональный педагогический смысл.(20)

Е.А. Ямбург утверждает, что адаптивная школа – это  и есть массовая

общеобразовательная школа, где должно быть место каждому  ребенку, то есть

должны быть разработаны  учебные программы, согласно их уровня готовности к

обучению.

Во главу угла адаптивная школа ставит физическое, психическое и нравственное

развитие учащихся, организуя учебно – воспитательный процесс таким образом,

чтобы максимально  снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить

современную диагностику  и коррекцию, систематическую медико – психологическую

помощь непосредственно  в школе. Концепция здоровья разрабатывается  и

внедряется директором Центра ДАР им. Выготского Л.С., кандидатом медицинских

наук В.Н. Касаткиным.

Адаптивная школа  подразделяется на основные модули, соответствующие  этапам

обучения и развития, и сопутствующие модули, выполняющие  свои специфические

задачи.

Модуль «Начальная школа» определяет следующие цели и  задачи:

1.      Обеспечение содержательной и  методической преемственности с

дошкольным модулем. Здесь уделяется внимание психологической  готовности

ребенка к школе  и выбору оптимальных условий  обучения.

2.      Обеспечение оптимального сочетания  двух образовательных парадигм:

аффективно –  эмоционально –волевой и когнитивной.

3.      Овладение учащимися начальной  школы доступными им способами  и

навыками учебной  деятельности.

4.      Организация диалога различных  педагогических систем и технологий.

Этот модуль работает в логике образовательной модели «смешанных

способностей». Характерные  черты:

Ø      Изучение всех предметов проходит в  группах «смешанных

способностей». Таким  образом, обеспечивается внутренняя дифференциация

способностей и  склонностей ребенка за счет специально организованной

коррекционно – развивающей работы и подбора педагогических технологий под

конкретного ребенка.

Ø      Учебный материал преподносится  порционно.

Ø      По завершению работы над базовой  учебной единицей с помощью

диагностических тестов выявляется, насколько успешно учащиеся усвоили учебный

материал.

Ø      В «коррективный», или « дополнительный», период работа над

заданиями организуется индивидуально или в группах.

Ø      Выделение «коррективных», или «дополнительных»  групп

происходит внутри класса.

Ø      Особое внимание уделяется работе с  небольшой группой детей и

индивидуальной  дифференциации.

Ø      Новую базовую учебную единицу  все учащиеся начинают изучать

одновременно.

Ø      Требования, предъявляемые к знаниям  учащихся, фиксированы, но

время, отведенное на изучение той или иной базовой  единицы, не

ограничивается.

Ø      Важнейшая черта этой модели - диагностическое  тестирование.

Ø      Модель хорошо функционирует тогда, когда уделяется внимание

управлению учащихся, так как дети должны получать навыки работы в группе.

Ø      Так как внутри класса происходят постоянные перегруппировки,

хорошие отношения  между учениками и рабочий  климат становятся постоянной

заботой педагога и  необходимым условием эффективного обучения.

Таким образом , по мнению Е.А. Ямбурга , со временем общеобразовательные

школы по необходимости  превратятся в адаптивные, где  учебно – воспитательный

процесс будет организован  с учетом социокультурных особенностей региона,

социальных запросов населения и требований государства  к образовательным

стандартам, по возможности  гибко по отношению к психофизиологическим

особенностям, способностям и склонностям детей.

Таким образом в нашем исследовании дифференцированное обучение будет

рассматриваться как  условие успешного речевого развития первоклассников.

Дифференцированный  подход – это учет индивидуальных особенностей учащихся, в

той форме, когда  учащиеся группируются на основании  каких – либо

особенностей. При  обучении младших школьников реализация дифференцированного

подхода будет иметь  следующие особенности:

q       Обеспечение содержательной и методической преемственности, выбор

оптимальных условий  обучения.

q       Обеспечение оптимального сочетания двух образовательных парадигм:

аффективно –  эмоционально – волевой и когнитивной.

q       Овладение учащимися начальной школы доступными им способами и

навыками учебной  деятельности.

q       Организация диалога различных педагогических систем и технологий.

q       Создание благоприятных условий для максимального развития задатков и

способностей младших  школьников.

q       Ликвидация перегрузки в обучении младших школьников.

                               Заключение                               

Успешное решение  задач развития личности ребенка, повышение  эффективности

обучения, благоприятное  профессиональное становление во многом определяются

тем, насколько верно  учитывается уровень подготовленности детей к школьному

обучению.

Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается  как комплексная

характеристика  ребенка, в которой раскрываются уровни развития

психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками  для

нормального включения  в новую социальную среду и  для формирования учебной

деятельности.

Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного  возраста

являются:

-         умение детей сознательно подчинять  свои действия правилам, обощенно

определяющим способ действия,

-         умение ориентироваться на заданную  систему требований,

-         умение внимательно слушать говорящего  и точно выполнять задания,

прелагаемые в устной форме,

-         умение самостоятельно выполнять  требуемое задание по зрительно

воспринимаемому образцу .

Кроме указанных  составляющих психологической готовности  к школе,

исследователи выявляют уровень развития речи.

Основными показателями речевой готовности первоклассников  к обучению являются:

-         более сложная самостоятельная  форма речи – развернутое

монологическое  высказывание,

-         развитие звуковой стороны речи, завершается процесс фонематического

развития,

-         развитие грамматического строя  речи,

-         усвоение закономерностей морфологического  порядка и синтаксического,

-         усвоение грамматических форм  языка и приобретение большего

активного словаря,

-         совершенствование словесно –  логического мышления.

Согласно выявленного уровня готовности к обучению, с учетом у учащихся

задатков и способностей, необходима система определенных мер, обеспечивающих

развитие младших  школьников в оптимальном режиме.

Такой системой, может  быть дифференциация. Специфика организации

дифференцированного подхода будет зависеть:

-         во – первых, от уровня готовности учащихся

-         во – вторых, от  специфики  развития познавательных процессов  и

речевого развития первоклассников;

-         в – третьих, от эффективности  использования основных воспитательных

и развивающих возможностей учебных программ;

-         в –четвертых, от рационального сочетания ведущего вида деятельности

(учебной) с другими  видами деятельности, при оптимальном  сочетании форм,

методов и средств  обучения;

-         в – пятых, от знания форм  и методов дифференцированного  подхода при

обучении младших школьников

·

                               Список литературы.                              

1.      .Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред.

К.М.Гуревича, В.И.Лубовского – М.,1982.

2.      Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.

Т.2. – М., 1979 (Развитие мышление школьника: 5 – 118)

3.      Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей

младшего школьного  возраста – Томск.,1993.

4.      Давыдов В.В. Проблемы развивающего  обучения. – М., 1986

(Психологическое  развитие младших школьников  в процессе учебной деятельности:

163-213)

5.      Запарожец А.В. Избранные психологические труды: В 2  т. – М., 1986. –

Т.1 (Учение Ж Пиаже  и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы

развития психики  ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды  психического развития

ребенка: 233 – 235, 248 – 257)

6.      Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая

подготовка детей  к школе. – Кишенев, 1987. (Генезис общения у дошкольников:

5 – 43)

7.      Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от

дошкольного к школьному возрасту. – М.,1988.

8.      Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. – М., 1972 (Формирование у

дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122 –

123. Формирование наглядно – образного мышления у дошкольников: 162 – 237)

9.      Русский язык в начальных классах/ Под ред. Н.С.Соловейчик, П.С.

Жедек. – М.,1997.

10.  средней общеобразовательной  школе Н.М. Шахмаев: 269 – 297)

 


Информация о работе Проблемы готовности детей к обучению в школе