Проблемы поведения в зарубежных исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 22:24, реферат

Описание работы

Зарубежная психология 30-60-х гг. характеризуется интенсивным развитием в области теории и экспериментальных исследований. В этот период возрастают и углубляются междисциплинарные связи, в сферу которых включаются все новые и новые разделы естественных, точных и общественных гуманитарных наук. Развиваются связи психологии с практикой, что находит выражение в образовании прикладных областей психологии. Возникают новые области психологии - этология, нейропсихология и др. Вместе с тем продолжают сохранять свое значение основные проблемы, которые разрабатывались в психологии и раньше, и, казалось бы, особенно плодотворно в период открытого кризиса в 10-20-х гг. XX в

Содержание работы

Введение
3
Определение поведения
5
Проблемы поведения в зарубежных исследованиях
7
2.1.Поведение в бихевиоризме
7
2.2. Поведение в когнитивной психологии.
11
2.3.Поведение в психоанализе
13
2.4.Поведение в индивидуальной психологии.
16
Заключение
19
Список литературы
20

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 38.68 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

3

  1. Определение поведения

5

  1. Проблемы поведения в зарубежных исследованиях

7

2.1.Поведение в бихевиоризме

7

2.2. Поведение в когнитивной психологии.

11

2.3.Поведение в психоанализе

13

2.4.Поведение в индивидуальной  психологии.

16

Заключение

19

Список литературы

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Зарубежная психология 30-60-х гг. характеризуется интенсивным развитием в области теории и экспериментальных исследований. В этот период возрастают и углубляются междисциплинарные связи, в сферу которых включаются все новые и новые разделы естественных, точных и общественных гуманитарных наук. Развиваются связи психологии с практикой, что находит выражение в образовании прикладных областей психологии. Возникают новые области психологии - этология, нейропсихология и др. Вместе с тем продолжают сохранять свое значение основные проблемы, которые разрабатывались в психологии и раньше, и, казалось бы, особенно плодотворно в период открытого кризиса в 10-20-х гг. XX в. Возвращение к ним - свидетельство непреходящего значения этих проблем, а вместе с тем и огромных трудностей, с которыми встречаются психологи при разрешении подлежащих исследованию задач.

В зарубежной психологии в 30-60-е гг. продолжается линия на разделение психологии, истоки которого восходят еще к В. Вундту, на естественнонаучную, ориентированную на объективные методы исследования, прежде всего на эксперимент, и ориентированную на феноменологический подход и имеющую целью понимание индивидуального, проникновение в субъективный мир индивида. Свое заостренное выражение эта первая тенденция находит в огромном потоке работ по моделированию психических процессов. В этих работах проводятся широкие аналогии механистического толка между человеческим мышлением и поведением и работой сложнейших автоматов. Эта область исследований развивается под сильным влиянием теории систем, кибернетики, вычислительной техники. Критический анализ этого направления широко представлен в советской психологической литературе в трудах В. П. Зинченко, О. К. Тихомирова и др. Вторая тенденция выразилась в разработке проблем личности, мотивации, движущих сил поведения человека, в попытках конкретно понять человека во всей его целостности и неповторимости.

В первой половине XX в. в Европе и США формируется ряд самостоятельных психологических школ, отличающихся друг от друга различным пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий. В Европе это были фрейдизм, гештальтпсихология и Вюрцбургская школа, в США - бихевиоризм и школа Курта Левина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение поведения

Поведение… При произнесении этого слова в контексте психологии на ум сразу приходит бихевиоризм, который делает поведение предметом систематического изучения. Но отнюдь не только эта школа занималась данной проблемой. История рассмотрения этой проблемы уходит корнями в философию.

Это проблема взаимоотношения СУБЪЕКТА и ОБЪЕКТА. Стоит сказать, что различение на субъект и объект вообще свойственно западной философской традиции. В восточной философии нет этой дихотомии, эти категории не являются для восточного человека противоположными. Европейская философская традиция, берущая свои истоки в античности, придерживается данного различения. Материалистическая традиция древнегреческой мысли приводит к дуализму у Декарта. Декарт отрицает за материей способность ощущать и мыслить, этой способностью обладает лишь носитель сознания, каковым является человек как субъект познания. Декарт, вводя понятие о существовании двух независимых субстанций, ставит проблему их взаимодействия. Декарт говорит, что материальный мир воздействует на нас, производя в субъекте изменения, которые он называет рефлексом. Рефлексы - это ''страдательные'' феномены, и они не относятся Декартом к душевным. Т.е. то, что по сути является частью поведения, по логике Декарта не связано с работой души. Получается, что Декарт как бы раздваивает поведение: рефлексы и поведение, которое идет от работы души.

ПОВЕДЕНИЕ - внешне проявляющаяся активность живых существ. 

Поведение человека - совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение может соответствовать нормам морали, быть доброжелательным, целесообразным или же агрессивным и даже преступным. Индивидуальное и групповое поведение изучают психология, социальная психология, социология. Бихевиоризм трактует поведение как совокупность реакций на стимулы внешней среды, тем самым недооценивает роль сознания, внутреннего мира человека в его регуляции. Наблюдая за поведением учащихся на уроках, учитель может судить об их внимательности, отношении к занятию, изучению преподаваемого материала. Поведение может быть спокойным, аффективным, агрессивным, не соответствовать нормам права (преступным) и т.д. Выделяют также сексуальное поведение, которое мотивируется половой потребностью, требованиями к сексу, временем и ситуацией полового сближения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема поведения в зарубежных исследованиях
    1. Поведение в бихевиоризме

 От Декарта берет начало рассмотрения сознания как предмета психологии. Сознание изучают в рамках субъективной психологии. Дж. Уотсон говорит, что сознание нельзя наблюдать извне, сознания нет для науки. Уотсон решает проблему превращения психологии в объективную науку по типу естественных наук. Уотсон дает начало новой школе – бихевиоризму.

Бихевиоризм - психологическое направление, начало которого было положено публикацией Уотсона в 1913г. ''Психология с точки зрения бихевиориста''. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. Практически поведение является результатом научения. Научение, по Уотсону, - это накопление реакций.

Парадокс в том, что Уотсон, изучая поведение, по сути дела не определяет его, сводя его к набору реакций.

В бихевиоризме Уотсона проявляется детерминистическая позиция определения поведения: по стимулу, считает он, мы можем заключить о последующей за ним реакции. Т.е. поведение предстает как феномен мало пластичный, четко запрограммированный из вне. Понятна ограниченность такого понимания, критике бихевиоризма посвящено много работ, и я не буду излагать их суть. Важно, что Уотсон поставил саму проблему необходимости изучения поведения в психологии, он открыл новую область психологической науки. Но Уотсон рассматривает поведение в отрыве от психики и сознания. Уотсон отождествил понятие психики с интроспективным ее пониманием в психологии сознания, и, отвергая последнюю из-за ее субъективности, отбросил и психику. Стремление объединить поведение и психику ярко проявляется в отечественной психологии в рамках деятельностного подхода. О нем мы будем говорить позже. Однако и последователи Уотсона видели ограниченность такого понимания поведения как лишь продукта внешних условий. Стремление преодолеть ограниченность традиционного бихевиоризма породило ряд новых исследований в русле необихевиоризма.

В результате работ Толмена в схеме S - R появились промежуточные переменные (образ, цель, потребность). Введение психических процессов, опосредствующих ответные реакции, - это введение фактора нестабильности в сферу поведения. Это признание того факта, что мы, зная все внешние условия и стимулы, не можем предугадать самого поведения. Рубинштейн бы сказал, что внешние факторы действуют через внутренние условия. Введение психологических условий решало очень важную проблему. Работы Уотсона содержали проблему управления поведением, которая вульгаризировалась до манипулирования человеком. Соблазнительная для многих идея: как сделать так, чтобы человек выдавал определенные реакции. Одно дело, если это делается во благо человеку, как, например, в психотерапии, и совсем другое, если манипулятор вызывает у другого такие реакции, которые выгодны ему. Введение психологических факторов, опосредствующих процесс выработки новых форм поведения, показывает манипуляторам, что все их усилия могут оказаться тщетными.

Толмен говорит о поведении как молярном феномене. Он говорит, что поведение – это целостный акт, который характеризуется собственными свойствами: направленностью на цель, понятливостью, пластичностью, селективностью, проявляющейся в готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями. Толмен убежден в сложности детерминации поведения. Он различает три разновидности его детерминант: независимые переменные стимулы и исходное физиологическое состояние организма; способности, т.е. видовые свойства организма; вмешивающиеся внутренние переменные – намерения и познавательные процессы. Внутренние переменные Толмен называет когнитивными картами. Когнитивная карта представляет собой такую когнитивную структуру, в которой отражено соотношение между стимулами и целями. Толмен проводил эксперименты на животных и переносил их результаты на людей. Это, конечно, свидетельствует о биологизаторстве, но это позволяет и увидеть филогенетические корни поведения.

Другой необихевиорист, К. Халл, придерживается в своих научных изысканиях схемы стимул (S)-организм (O)-реакция (R), где организм – это некоторые протекающие внутри него невидимые процессы. Эти процессы можно описать объективно, т.к. это результаты предшествующего научения, т.е. навыки, это результат депривации и т.п. Основной детерминантой поведения он считает потребность. Потребность определяет характер поведение, его направленность, выбор средств. Важнейшим условием образования новой связи является смежность стимула, реакции и подкрепления, которое снижает потребность. Халл подчеркивает решающую роль подкрепления в образовании новых связей. Подкрепление – это не что иное, как обратная связь. Идея обратной связи имеет огромное значение в проблеме поведения. В связи с этим хотелось бы вспомнить концепцию Н.А. Бернштейна о построении движений, в которой идея обратной афферентации занимает центральное место.

Проблема обратной связи является ключевой в другой необихевиористской концепции, авторами которой выступили Дж. Миллер, Е. Галантер и К. Прибрам. Под влиянием развития ЭВМ и по аналогии с программами, они постулируют внутри организма механизмы и процессы, опосредствующие реакцию на стимул. В качестве таких инстанций, связующих стимул и реакцию, они назвали образ и план. Образ – это знания человека о себе и о мире. План – это алгоритм построения порядка операций, в достижении определенной цели. Поведение рассматривается как серия движений, а человек как вычислительная машина. Стратегия плана строится на основе проб, проводимых в условиях, созданных образом. Проба – это база целостного процесса поведения, с помощью которой выясняется, что операции осуществляются правильно. В этом смысле обратная связь является главным условием успешного осуществления поведения. 

В концепции оперантного бихевиоризма Скиннера речь идет о подкреплении реакций. Он говорит, что реально процесс приспособления строится на основе активных проб, случайная успешность которых приводит к их закреплению. Такие реакции, которые не вызываются из вне определенными стимулами, а ''испускаются'' организмом, Скиннер назвал оперантными. Именно эти реакции преобладают в адаптивном поведении животного. Образование реакций он вслед за Уотсоном объясняет в терминах обусловливания. При оперантном обусловливании новая реакция не вызывается стимулом, она осуществляется в какой-то определенный момент независимо от определенных обстоятельств. Но, случайно приводя к полезному результату, эта реакция подкрепляется и усиливается в силу временного следования реакции и подкрепления.

Скиннер говорит об активности, но сводит ее к системе случайных проб, некоторые из которых, оказавшись правильными, подкрепляются. Главным средством формирования нового поведения является подкрепление.

В целом необихевиоризм утверждает влияние внутренних факторов наряду с факторами среды. Он указывает на целенаправленность, избирательность, целостность поведения. Поведение возникает не только в ответ на внешние стимулы, но исходит и из субъекта, который разворачивает его с целью удовлетворения своих потребностей. Вспомним раздвоение поведения у Декарта, по-моему, необихевиоризм делает то же самое: есть поведение как ответ на внешние стимулы, а есть поведение, идущее изнутри.

Эта школа внесла огромный вклад в психотехнику. Бихевиористская психотерапия является очень эффективной, а теоретические разработки по проблеме научения актуальны и сейчас.

 

    1. Поведение в когнитивной психологии

Информация о работе Проблемы поведения в зарубежных исследованиях