Проблемы поведения в зарубежных исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 22:24, реферат

Описание работы

Зарубежная психология 30-60-х гг. характеризуется интенсивным развитием в области теории и экспериментальных исследований. В этот период возрастают и углубляются междисциплинарные связи, в сферу которых включаются все новые и новые разделы естественных, точных и общественных гуманитарных наук. Развиваются связи психологии с практикой, что находит выражение в образовании прикладных областей психологии. Возникают новые области психологии - этология, нейропсихология и др. Вместе с тем продолжают сохранять свое значение основные проблемы, которые разрабатывались в психологии и раньше, и, казалось бы, особенно плодотворно в период открытого кризиса в 10-20-х гг. XX в

Содержание работы

Введение
3
Определение поведения
5
Проблемы поведения в зарубежных исследованиях
7
2.1.Поведение в бихевиоризме
7
2.2. Поведение в когнитивной психологии.
11
2.3.Поведение в психоанализе
13
2.4.Поведение в индивидуальной психологии.
16
Заключение
19
Список литературы
20

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 38.68 Кб (Скачать файл)

Знакомство с различными системами необихевиоризма показывает, что это направление внесло значительный вклад в экспериментальное исследование поведения, обогатило эту область новыми методиками и фактами. Оно способствовало утверждению объективного подхода к изучению поведения. Однако теоретическая несостоятельность направления является закономерным результатом базисной установки, восходящей к Уотсо-ну, - на исключение сознания из психологии. Включение промежуточных переменных, природа которых понимается разными авторами различно, не освободило это направление от механицизма и натурализации человека. В зарубежной психологии нарастает общее разочарование в бихевиоризме. Как протест против ортодоксального бихевиоризма с его установкой на исключение психики из области научного исследования, в 60-х гг. в самостоятельное направление оформляется так называемая когнитивная психология. Некоторые исследователи называют его не направлением, а подходом.

Когнитивная психология развила идеи о роли когнитивных аспектов в организации поведения, выдвинутые необихевиоризмом (особенно идеи Толмена), некоторые идеи и понятия гештальтпсихологии, Ф. Бартлетта и др. Главной областью исследования когнитивной психологии являются познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление, но она охватывает также проблемы мотивации, некоторые проблемы социальной психологии, психофизиологии, нейропсихологии.

Крупнейшими представителями когнитивной психологии являются У. Найссер, Р. Аткинсон, Г. Бауэр, П. Линдсей, Д. Норман, Дж. Брунер и др. Когнитивная психология началась с подхода к познавательным процессам, которые рассматривались в контексте теории информации и развивались под влиянием успехов в области вычислительной техники. В соответствии с этой методологической ориентацией когнитивная психология развивала подход к человеку как иерархически организованной системе по сбору, хранению и преобразованию информации и ее использованию. Например, в уже упоминавшейся книге Клацки память рассматривается как "информационная система, непрерывно занятая приемом, видоизменением, хранением и извлечением информации". При этом указывается на активную природу познания.

В настоящее время когнитивная психология представляет собой труднообозримую область исследований. С 1970 г. издается специальный журнал "Cognitive psychology" ("Когнитивная психология"). Возникли существенные различия в теоретической интерпретации полученных феноменов. На эти расхождения указывает Найссер в книге "Познание и реальность", отрывок из которой включен в данное издание. Главной причиной этих трудностей является механистический подход к психике человека. Представители когнитивной психологии, хотя и утверждают активность человеческого познания, в конкретных исследованиях рассматривают познавательные процессы вне реальной чувственно-практической предметной деятельности человека. Опыт советских психологов показывает, что только исследование самого содержательного процесса, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром - его предметной деятельности, - открывает действительно реальный подход к пониманию познавательных процессов - восприятия, памяти, внимания, мышления - как формирующихся в ходе различных действий субъекта с предметами.

 

    1. Поведение в психоанализе

В зарубежной психологии 30-60-х гг. получает дальнейшее развитие психологическая разработка проблем бессознательного в русле идей 3. Фрейда. Среди психоаналитических теорий выделяются два направления, явившиеся результатом борьбы мнений среди членов кружка, руководимого 3. Фрейдом, отмежевавшихся еще в 10-х гг. от учения Фрейда. Это аналитическая психология К. Юнга и индивидуальная психология Л. Адлера.

Психологическая система К. Юнга разрабатывалась на основе обобщения опыта клинической работы, наблюдений, а также анализа материалов фольклора, мифов, религий народов мира. Она охватывает также философские и религиозные вопросы. В психологии Юнгу принадлежит развитие учения о бессознательном, учение о психологических типах - экстравертированном и интравертированном, развиваемое в терминах двух базисных установок - экстравертированной и интравертированной и четырех психических функций: мышления, чувств, ощущения, интуиции. Он выдвинул также учение о личности и процессе ее развития, который назвал индивидуацией. Он внес новое в психотерапевтическую технику, модифицировал ассоциативный эксперимент.

Методологическую основу разработки этих проблем составляет дуализм Юнга в решении вопроса об отношении психического к окружающему миру материальных предметов, научно не обоснованные гипотезы (о психической энергии, о врожденности коллективной бессознательной психики и др.). Под эти основания подводятся факты клинической практики, которые произвольно интерпретируются в духе идеализма и агностицизма, мистицизма и религии. Лишь там, где Юнг стоит на почве эмпирических фактов, его идеи получают позитивную разработку. Заслуживает внимания критика Юнгом учения Фрейда.

Юнг выступил против мнения Фрейда об определяющей роли сексуальных влечений в психической жизни человека. Сохраняя понятие "либидо", он трактовал его с энергетической точки зрения как психическую энергию, одной из форм проявления которой является сексуальность. Соглашаясь с делением психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение о двух системах бессознательного - личном и коллективном бессознательном.

Личное бессознательное - это поверхностный слой психики, включающий содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления, комплексы. Оно зависит от личной истории индивида. Его содержание может пробуждаться в снах, фантазиях, с помощью ассоциативного эксперимента.

Главную роль Юнг отводил коллективному бессознательному. (Это сверхличная бессознательная психика.) Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, мифы, предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных.

По Юнгу, коллективное бессознательное - сверхличный и надындивидуальный опыт, древнейшая психика, независимая от развития индивида, от его сознания. Формой существования коллективного бессознательного признаются инстинкты и архетипы: инстинкт предопределяет специфичное поведение человека, архетип проявляется в сознательных психических содержаниях, в образах и символах, соответствует самым глубоким слоям бессознательного. Основанием для введения коллективного бессознательного явился прежде всего психопатологический опыт, когда Юнг отмечал некоторое общее содержание в фантазиях разных больных и одинаковую последовательность в смене их. В содержании этих образов и фантазий Юнг усматривал аналогии с мифологическими образами в мифах и религиях разных народов. Эти данные Юнг произвольно интерпретировал как выражение работы некоторой бессознательной человеческой (и частично животной) психики, которая является результатом запечатления в структуре мозга бесконечно повторяющегося опыта. В такой фантастической форме Юнг выражал идею развития в психологии-.

Юнг описал несколько фигур архетипической природы, которые назвал Персона (или Маска), Тень, Анима (Анимус), Мудрый Старец, Самость. Эти фигуры трактовались как символы определенных сторон (тенденций) бессознательной психики. Например, Персона - это символическое обозначение самой поверхностной стороны личности, которая проявляется во взаимоотношениях человека с другими людьми и не выражает настоящего Лица индивида, это скорее Маска, скрывающая действительную природу личности. Тень символизирует негативную сторону личности: сумму аморальных, асоциальных качеств, с которыми человек не желает сталкиваться слишком близко. Фигуры коллективного бессознательного выступают и как уровни личности, от Персоны - к Самости, которая составляет центр личности. Процесс становления личности Юнг называл индивидуализацией. Ее содержанием является становление человека во всей его неповторимости и целостности, а необходимым условием - уничтожение автономности сознательного и бессознательного и конфликта между ними. Он осуществляется самим индивидом и с помощью психотерапевта в ходе аналитической процедуры. В отличие от научно развиваемого в советской психологии понимания развития личности как процесса, движущей силой которого является деятельность человека в конкретных социальных условиях, Юнг трактует развитие как процесс, детерминированный изнутри и направленный на раскрытие уже имеющегося в личности изначально, в его бессознательном. В целом теория бессознательного Юнга носит религиозно-мистический характер, содержит произвольные принципиально неприемлемые допущения, не отвечающие требованиям научного объяснения, дает ложную трактовку природы человеческой психики и личности. Положительное значение для последующего развития психологии имеют учение Юнга о психологических типах и разработанный им вариант ассоциативного эксперимента, получивший широкое распространение, особенно в психиатрической клинике.

 

    1. Поведение в индивидуальной психологии

 

Другое направление получает разработка учения Фрейда в индивидуальной психологии А. А. Адлера. Адлер также отвергает пансексуализм Фрейда. Главный источник поведения, по Адлеру, мощное стремление к достижению превосходства или совершенства. Эта цель развивается как компенсация чувства неполноценности, которое является результатом неприспособленности человека как биологического существа и неполноценности отдельных его органов. Как отмечает Выготский, критикуя систему Адлера, "чувство или сознание неполноценности, возникающее у индивида вследствие дефекта, есть оценка своей социальной позиции, и она становится главной движущей силой психического развития". Возникает стремление к преодолению чувства неполноценности, которое тем сильнее, чем сильнее чувство. Преодоление выражается в компенсации и сверхкомпенсации.

Таким образом, по Адлеру, чувство неполноценности - это не пассивное переживание дефекта. Оно становится важным источником для бессознательной постановки цели, которая состоит в стремлении к совершенству. Эта цель - общая для всех - получает у каждого человека свое специфическое направление в форме индивидуальной - "уникальной" - цели. Она возникает впервые в 4-5 лет и задает ту целостную индивидуальную личностную структуру, которую Адлер назвал "стилем жизни". Стиль жизни - продукт творчества индивида. Цель и стиль жизни во многом являются бессознательными. Вообще, различие между сознанием и бессознательным не является у Адлера столь контрастным, как у Фрейда.

Чувство неполноценности может развиться в комплекс неполноценности и привести к неврозу. Такое патологическое направление оно получает у дефективных детей и в условиях неправильного воспитания, у балованных и нелюбимых детей. В этих случаях ребенок не может справиться с требованиями, предъявляемыми к нему социальным окружением, что и вызывает невроз.

Идея Адлера о том, что дефект сам по себе еще не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания, так что возможность социально полноценной личности у детей, обладающих дефектами, является вполне реальной, встретила сочувствие у Л. С. Выготского. Вместе с тем, Выготский указал на абстрактность теории Адлера, по существу снимающей разницу между воспитанием слепого, глухого и нормального ребенка, и поставил задачу разработки средств и путей воспитания дефективных детей.

Индивид, по Адлеру, не может рассматриваться вне общества. Все важные проблемы, которые он должен решить, являются социальными. Адлер приписывает человеку наличие социального интереса (общественного чувства). Социальный интерес, так же как и чувство неполноценности, является необходимой компенсацией слабости человека, продуктом его потребности в безопасности и проявлением общественного характера его жизни. Основные задачи, которые решает человек в жизни, связанные с выбором профессии, общением с другими людьми, выбором партнера для построения семьи, предполагают наличие социального интереса, требуют способности к кооперированию. Только посредством социального общения индивид становится членом общества, участником этого великого разделения труда и находит свою задачу и возможность решить ее. Социальное сознание формируется в детстве и прежде всего матерью. Личность, не обладающая способностью к кооперации, не может решить эти три проблемы и получает патологическое направление развития.

Адлер выступил родоначальником социального направления в развитии психоанализа, подчеркивал значение социальных моментов в развитии личности, которые, однако, трактовал абстрактно.

Однако Адлер сохраняет глубокую связь с психоанализом Фрейда, поскольку принимает положение о врожденных причинах поведения, хотя и иначе понимает их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В зарубежной психологии в настоящее время широко исследуются проблемы стратегии жизни, влияние критических обстоятельств жизни человека на его поведение. Значительное внимание уделяется представлению в сознании индивида не только внешнего мира, но и его собственной жизни. Широкое распространение получает психобиографический метод исследования личности.

Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная (от лат. cognitio - познание) психология, которая в противовес бихевиоризму постулирует знание как основу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Джером Сеймур Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзек), психология личности (Дж. Келли).

В связи с развитием кибернетики и актуализацией проблемы управления сложными системами возникает повышенный интерес к структуре человеческого поведения (Д. Карнеги, Т.Харрис, Р.Фишер….).

В современной зарубежной социальной психологии значительное внимание уделяется психологии межличностного взаимодействия (интеракции), поведению человека в социальной организации, психологии организации жизненной среды человека, психологии менеджмента, маркетинга и социального управления. Интенсивно развиваются исследования в области психофизиологии.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Ананьев Б.Г. человек как предмет познания. – СПб., 2001.
  2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вызов – М.: Аспект Пресс, 2002. – 286с.
  3. Битянова М.Р. Социальная психология. – СПб., Питер, 2008.
  4. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения//Выготский Л.С. Собр.соч. Т.I. – М.,1982.
  5. Еникеев М.И. Общая психология:учебник.-М.,ПРИОР,2000.
  6. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов псих.фак.универ. М.: Педагогическое общество России 1999. – 512с.
  7. История психологии ХХ век. /Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 4-е изд. – М.: Академический проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002. – 832с.
  8. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учебное пособие для вузов.-М.,Юнити-Дана,2001.
  9. Майерс Д. Социальная психология: учебник. СПб.,Питер,2002.
  10. Сеченов И.М. Психология поведения. Избранные психологические труды./под ред. Ярошевского М.Г./-М.,Изд-во Ин-та практической психологии; Воронеж, НПО «Модек», 1995.
  11. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ, Т.1-2.М.,1992.
  12. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.

Информация о работе Проблемы поведения в зарубежных исследованиях