Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 17:48, курсовая работа
Предмет: проблемы самоактуализации и саморазвития преподавателей в вузе.
Цель: выявить проблемы в этой области и возможные причины.
Задачи:
1) Рассмотреть теоретические подходы к проблеме саморазвития и самоактуализации преподавателей в вузе;
2) Оценить способности преподавателей к самоактуализации и саморазвитию, с помощью ряда диагностик;
Введение 3
1. Теоретическое основание 5
2. Ход и результаты эмпирического исследования 10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
Выполнила:
Макарова Яна Петровна
Рязань 2014
Оглавление
В последние годы постепенно происходит понимание того, что формула «образование на всю жизнь» заменяется формулой «образование через всю жизнь». Все более осознается, что качество образования обеспечивается только при условии, если образование переходит в самообразование, воспитание в самовоспитание, а развитие – в саморазвитие личности. Позитивные изменения в педагогическом менталитете вузовского преподавателя, в частности, ориентация на саморазвитие, являются несомненно важным ресурсом повышения гарантированности качества высшего профессионального образования.
Но в действительности не все педагоги высшей школы проявляют готовность к саморазвитию в профессиональной деятельности и активному самообразованию. Зачастую, некоторые из них выражают недовольство инициативами, которые внедряются администрацией вузов, неохотно осваивают информационные технологии, инновационные методики. Многие педагоги психологически не готовы постоянно пересматривать содержание своих дисциплин, разрабатывать новые курсы. Тем временем, обеспечивать развитие студента, как будущего профессионала, может только педагог, который сам находится в активном саморазвитии. Таким образом, существует противоречие между требованиями к профессиональному саморазвитию педагога высшей школы, и, в частности, к самообразованию, и не достаточной психолого-педагогической обеспеченностью этого процесса.
Проблема самоактуализации имеет в психологии не очень большую историю (веток развития с возникновение в 60-е годы XX века гуманистической психологии). Но самоактуализация. быстро стала ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в современной психологии и педагогике. Исследования по данному вопросу, проводимые такими учеными как Ш. Бюллер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс. Э.Шостром, В. Франкл, Л.И. Анциферова
Объект исследования: самоактуализации и саморазвития преподавателей в вузе.
Предмет: проблемы самоактуализации и саморазвития преподавателей в вузе.
Цель: выявить проблемы в этой области и возможные причины.
Задачи:
1) Рассмотреть
теоретические подходы к
2) Оценить способности преподавателей к самоактуализации и саморазвитию, с помощью ряда диагностик;
3) Проанализировать
результаты и выявить
В качестве
основной гипотезы исследования выдвинуто
предположение о том, что:
- Существует противоречие между требованиями к профессиональному саморазвитию педагога высшей школы и не достаточной психолого-педагогической обеспеченностью этого процесса.
Методы исследования:
( Лиз Бартоли);
1. Методология проблемы
Для начала, в методологическом аспекте требуется осмысление понятий «саморазвитие» и «самоактуализация».
Анализ теоретических источников показывает, что определение понятия «саморазвитие» тесно связано с направленностью цели индивида. Так, психолог А. Поляков утверждает, что саморазвитие — это процесс, и как всякий процесс, оно необходимо для достижения определенной цели. Особенность саморазвития в том, что цели всегда меняются, в зависимости от уровня осознанности, умения рисковать, самодисциплины, веры в себя. Эти критерии определяют, цель, которую человек ставит перед собой, и сроки ее достижения.
Ученый считает, что первый шаг в саморазвитии - это процесс самопознания. Каждый человек стремится идентифицировать себя в мире, позиционирует в мысленной системе координат, относительно своих кумиров, идеалов, коллег по работе, членов семьи. В общем, человек ищет ответ на вопрос “кто я в этом мире?” Этот поиск может длиться мгновенье, а может затянуться на долгие годы. Объектом самопознания как целостного предмета является человек, который рассматривается в контексте природного и социального аспектов бытия. Человек, являясь самоорганизованной системой, проявляет себя как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность. Органическое единство данных ракурсов человека обеспечивает его гармоническое развитие, включающее самоопределение, самоактуализацию, самореализацию и самосовершенствование.
Проблема самоактуализации имеет в психологии не очень большую историю (веток развития с возникновение в 60-е годы XX века гуманистической психологии. С основным принципом, что в основе природы человека заложены тенденции к саморазвитию. Устремленность в будущее - главное качество личности. быстро стала ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в современной психологии и педагогике. Исследования по данному вопросу, проводимые такими учеными как Ш. Бюллер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс. Э.Шостром, В. Франкл, Л.И. Анциферова
Эти ученые определяют понятие «самоактуализация» по-разному, например, в психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского данный термин расшифровывается как «стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личных возможностей», согласно же А. Маслоу, самоактуализация – «это желание стать всем, чем возможно: это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала.
По А. Маслоу, «самоактуализированный человек характеризуется следующим набором свойств, каждое из которых в цивилизованном обществе должно быть принято как положительное и для индивида, и для целого общества: эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью; приятие (себя, других, природы); спонтанность, простота, естественность; служение; отстраненность, потребность в уединении; автономность, независимость от попкультуры и среды, воля и активность; свежий взгляд на вещи; высшие переживания; братское отношение к людям; верные межличностные отношения; демократичность; умение отличать средство от цели, добро от зла; философское чувство юмора; творчество; сопротивление культурному влиянию».
Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне их самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение «труд – радость». Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску «бытийных» ценностей, то есть поиску определенных ценностей, которые являются подлинными, и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро, совершенство, простота, всесторонность и т. д.
Несмотря
на то, что необходимость в
самоактуализации является
Исследования
показывают, что развитие самоактуализации
личности педагогов должно
2. Условия эффективной
Считаем необходимым выделить ряд условий, при которых достигается эффективность профессиональной самоактуализации педагогов:
Таким образом, характерными особенностями самоактуализации личности является, с одной стороны, стремление педагогов и студентов - будущих педагогов - к активному и творческому взаимодействию с окружающим миром (принятие ценностей Истины, Добра, Совершенства и др.), а с другой стороны, отмечаются трудности самопонимания и самовыражения, недоверие к себе, собственным возможностям и природе человека в целом.
3. Самообразование как часть
профессионального
Профессиональное саморазвитие педагогов мы определяем как осознанные действия по совершенствованию своей личности как профессионала, это — целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности, педагогической техники и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и собственной программой. Мы исходим из того, что движущей силой и источником профессионального саморазвития педагога высшей школы является его осознанная потребность в этом процессе, вызванная желанием быть лучше, успешнее, иметь признание окружающих, получать удовольствие от процесса и результатов профессиональной деятельности. Основными направлениями саморазвития личности есть самовоспитание (воспитание воли, качеств характера, определенной модели поведения) и самообразование (познание нового, осмысление информации, ее интеграция с имеющимися знаниями, интеллектуальное обогащение).
Мы рассматриваем самообразование как составную часть саморазвития личности. Под самообразованием преподавателя высшего учебного заведения понимаем добровольную деятельность, направленную на освоение общей культуры, современных педагогических идей и технологий, которая содействует повышению качества и результативности учебно-воспитательного процесса и самосовершенствованию педагога. В качестве основных характеристик самообразования выделяем его осознанность, целенаправленность и систематичность.
В процессе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом и т. п.. Интенсивное развитие информационных технологий меняет условия самообразования. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, мастер-классах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению педагогов в решении вопросов самообразования.
Объект исследования: самоактуализации и саморазвития преподавателей в вузе.
Предмет: проблемы самоактуализации и саморазвития преподавателей в вузе.
База исследования: НИУ ВШЭ, Москва.
Преподаватели кафедры английского языка для математических и экономических дисциплин
30 человек ( 5 мужчин, 25 женщин);
Возраст: 18 человек старше 40 лет; 12 человек младше 40 лет.
Цель исследования: оценить способности преподавателей к самоактуализации и саморазвитию; выявить проблемы в этой области и возможные причины.
Методы исследования:
( Лиз Бартоли);
(Приложение 1, 2)
Время исследования: 20-30 ноября 2014 года
Результаты исследования: По итогам проведенных тестов и опроса, данные были анализированы, а результаты были проранжированны.
1. Результаты теста «Кто вы: пассивный зритель или активный творец».
Информация о работе Проблемы самоактуализации и саморазвития преподавателей в вузе