Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 17:48, курсовая работа
Предмет: проблемы самоактуализации и саморазвития преподавателей в вузе.
Цель: выявить проблемы в этой области и возможные причины.
Задачи:
1) Рассмотреть теоретические подходы к проблеме саморазвития и самоактуализации преподавателей в вузе;
2) Оценить способности преподавателей к самоактуализации и саморазвитию, с помощью ряда диагностик;
Введение 3
1. Теоретическое основание 5
2. Ход и результаты эмпирического исследования 10
Данный показатели свидетельствуют о том, что лишь 50% опрошенных полностью или почти полностью самоактуализируются как преподаватели проявляя креативность, творчество и инновационный подход к обучению. Такой результат, по нашему мнению, связан с возрастным критерием, так как лишь 3 человека старше 40 лет ( из 18) проявляют себя как «активные творцы».
Диаграмма 1. Результаты теста «Кто вы: пассивный зритель или активный творец».
2. Оценка способности к
Результаты данного теста (таблица 1) свидетельствуют о том, что большинство преподавателей имеют устойчивую тенденцию к саморазвитию и самообразования, что объясняется спецификой требований, предъявляемых к педагогам и личной мотивацией. Но выявлены и проблемы: 20% опрошенных не проявляют сильного интереса к саморазвитию.
Таблица 1
Баллы |
Результат |
Количество человек |
18 – 25 |
очень низкий уровень |
0 |
26 – 28 |
низкий |
0 |
29 – 34 |
ниже среднего |
6 человека -20% |
35 – 37 |
средний уровень |
3 человека -10% |
38 - 43 |
выше среднего |
9 человек -30% |
44 – 46 |
высокий уровень |
3 человека- 10% |
47 – 54 |
очень высокий уровень |
9 человек – 30% |
В ходе личных бесед и анкетирования были выявлены проблемы, препятствующие эффективной профессиональной самоактуализации.
1. Препятствием
к саморазвитию и
- нехватка материальных ресурсов (6 человек -20%)
2. Что на ваш взгляд, в большей степени способствует самореализации:
- личная мотивация (10 человек – 34%)
- необходимость (угроза потери работы, увеличения нагрузки) (8 человек – 26%)
Возможные решения:
( с преподавателями и будущими преподавателями).
Приложение 1.
ТЕСТ
"Оценка способности к
Инструкция: Выберите в каждом вопросе только один ответ.
1. Мои друзья ценят меня за то, что я:
А. Преданный и верный друг
Б. Сильный и готов в трудную минуту за них постоять
В. Эрудированный, интересный собеседник
2. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.
А. Целеустремленный
Б. Трудолюбивый
В. Отзывчивый
3. Как вы относитесь
к идее ведения личного
А. Думаю, что чаще всего это пустая трата времени
Б. Я пытался это делать, но нерегулярно
В. Положительно, я давно это делаю
4. Что вам больше всего
мешает профессионально
А. Нет достаточно времени
Б. Нет подходящей литературы
В. Не всегда хватает силы воли и настойчивости
5. Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов?
А. Невнимательность
Б. Переоценивание своих способностей
В. Точно не знаю
6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит
А. Настойчивый
Б. Усидчивый
В. Доброжелательный
7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.
А. Решительный
Б. Любознательный
В. Справедливый
8. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.
А. Генератор идей
Б. Критик
В. Организатор
9. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени.
А. Сила воли
Б. Память
В. Обязательность
10. Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время?
А. Занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби
Б. Читаю художественную литературу
В. Провожу время с друзьями либо в кругу семьи
11. Что для вас в последнее
время представляет больший
А. Научная фантастика
Б. Религия
В. Психология
12. Вы могли бы максимально реализоваться в качестве:
А. Спортсмена
Б. Ученого
В. Художника
13. Каким чаше всего
считают или считали вас
А. Трудолюбивым
Б. Сообразительным
В. Дисциплинированным
14. Какой из трех принципов вам ближе?
А. Живи и наслаждайся жизнью
Б. Жить, чтобы больше знать и уметь
В. Жизнь прожить – не поле перейти
15. Кто ближе всего к вашему идеалу?
А. Человек здоровый, сильный духом
Б. Человек, много знающий и умеющий
В. Человек независимый и уверенный в себе
16. Удастся ли вам в
жизни добиться того, о чем
вы мечтаете в
А. Думаю, что да
Б. Скорее всего, да
В. Как повезет
17. Какие фильмы вам больше всего нравятся?
А. Приключенческоромантические
Б. Комедийно-развлекательные
В. Философские
18. Представьте себе, что вы заработали миллиард. Куда вы его потратите?
А. Буду путешествовать и смотреть мир
Б. Поеду учиться за границу или вложу деньги в любимое дело
В. Куплю коттедж с
бассейном, мебель, шикарную машину
и буду жить в свое
Приложение 2
Тест «Кто вы: пассивный зритель или активный творец»
( Лиз Бартоли);
Тест можно найти по ссылке:
http://www.psychologies.ru/
Информация о работе Проблемы самоактуализации и саморазвития преподавателей в вузе