Проблемы самоактуализации и саморазвития преподавателей в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Предмет: проблемы самоактуализации и саморазвития преподавателей в вузе.
Цель: выявить проблемы в этой области и возможные причины.
Задачи:
1) Рассмотреть теоретические подходы к проблеме саморазвития и самоактуализации преподавателей в вузе;
2) Оценить способности преподавателей к самоактуализации и саморазвитию, с помощью ряда диагностик;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретическое основание 5
2. Ход и результаты эмпирического исследования 10

Файлы: 1 файл

Макарова_проект.docx

— 45.11 Кб (Скачать файл)

Данный показатели свидетельствуют о том, что лишь 50% опрошенных полностью или почти полностью самоактуализируются как преподаватели проявляя креативность, творчество и инновационный подход к обучению. Такой результат, по нашему мнению, связан с возрастным критерием, так как лишь 3 человека старше 40 лет ( из 18) проявляют себя как «активные творцы».

Диаграмма 1. Результаты теста «Кто вы: пассивный зритель или активный творец».


 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка способности к саморазвитию, к самообразованию

Результаты данного теста (таблица 1) свидетельствуют о том, что большинство преподавателей имеют устойчивую тенденцию к саморазвитию и самообразования, что объясняется спецификой требований, предъявляемых к педагогам и личной мотивацией.  Но выявлены и проблемы:  20% опрошенных не проявляют сильного интереса к саморазвитию.

Таблица 1

Баллы

Результат

Количество человек

18 – 25

очень низкий уровень

0

26 – 28 

низкий

0

29 – 34

ниже среднего

6 человека -20%

35 – 37 

средний уровень

3 человека -10%

38 - 43

выше среднего

9 человек -30%

44 – 46

высокий уровень

3 человека- 10%

47 – 54

очень высокий уровень

9 человек – 30%


В ходе  личных бесед и анкетирования были выявлены проблемы, препятствующие эффективной профессиональной самоактуализации.

1. Препятствием  к саморазвитию и самоактуализации  для вас являются:

  • нет препятствий (3 человека -10%)
  • нехватка времени (14 человек – 46%)

- нехватка  материальных ресурсов (6 человек -20%)

  • нет стимулов (7 человек – 24%)
  • нет личного стремления, желания (0)

2. Что на ваш взгляд, в большей степени способствует самореализации:

- личная  мотивация (10 человек – 34%)

- необходимость  (угроза потери работы, увеличения нагрузки) (8 человек – 26%)

  • Постоянные стажировки, курсы и материальная поддержка (8 человек – 26%)
  • Другое (4 человека – 14%): интерес к работе, хорошая обстановка в коллективе.
  • Таким образом, видим, что процесс самоактуализации и саморазвития преподавателей в НИУ ВШЭ не является критичным, но ряд проблем существует.

Возможные решения:

  • изменение социально-профессионального статуса научно-педагогических кадров: повышение престижности научно-педагогического труда, повышение материального благосостояния кадров бюджетной сферы, нивелирование статусной рассогласованности научно-педагогических кадров;
  • изменение структуры научно-педагогических кадров: борьба со старением научно-педагогических кадров, феминизацией науки и образования, оттоком кадров из науки, вторичной занятостью на рынке труда (совместительство);
  • переход к новой образовательной парадигме: от передачи знаний к формированию потребности в знаниях, новые компетенции в профессиональной деятельности (знание иностранных языков, профессиональная мобильность, профессиональная коммуникация);
  • лекционно-практические и тренинговые занятия

( с преподавателями  и будущими преподавателями).

 

 

 

Приложение 1.

ТЕСТ

"Оценка способности к саморазвитию, самообразованию педагогов ОУ"

Инструкция:  Выберите в каждом вопросе только один ответ.

1. Мои друзья ценят меня  за то, что я:

А. Преданный и верный друг

 Б. Сильный и готов  в трудную минуту за них  постоять 

 В. Эрудированный, интересный  собеседник

2. На основе сравнительной  самооценки выберите, какая характеристика  вам более всего подходит.

А. Целеустремленный

 Б. Трудолюбивый 

 В. Отзывчивый

3. Как вы относитесь  к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы  на год, месяц, ближайшую неделю, день?

А. Думаю, что чаще всего это пустая трата времени

 Б. Я пытался это  делать, но нерегулярно 

 В. Положительно, я давно  это делаю

4. Что вам больше всего  мешает профессионально самосовершенствоваться, лучше учиться?

А. Нет достаточно времени

 Б. Нет подходящей литературы 

 В. Не всегда хватает  силы воли и настойчивости

5. Каковы типичные причины  ваших ошибок и промахов?

А. Невнимательность

 Б. Переоценивание своих  способностей 

 В. Точно не знаю

6. На основе сравнительной  самооценки выберите, какая характеристика  вам более всего подходит

А. Настойчивый

 Б. Усидчивый 

 В. Доброжелательный

7. На основе сравнительной  самооценки выберите, какая характеристика  вам более всего подходит.

А. Решительный

 Б. Любознательный 

 В. Справедливый

8. На основе сравнительной  самооценки выберите, какая характеристика  вам более всего подходит.

А. Генератор идей

 Б. Критик 

 В. Организатор

9. На основе сравнительной  самооценки выберите, какие качества  у вас развиты в большей  степени.

А. Сила воли

 Б. Память 

 В. Обязательность

10. Что чаще всего вы  делаете, когда у вас появляется  свободное время?

А. Занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби

 Б. Читаю художественную  литературу 

 В. Провожу время с  друзьями либо в кругу семьи

11. Что для вас в последнее  время представляет больший познавательный  интерес?

А. Научная фантастика

 Б. Религия 

 В. Психология

12. Вы могли бы максимально  реализоваться в качестве:

А. Спортсмена

 Б. Ученого 

 В. Художника

13. Каким чаше всего  считают или считали вас коллеги-учителя?

А. Трудолюбивым

 Б. Сообразительным 

 В. Дисциплинированным

14. Какой из трех принципов  вам ближе?

А. Живи и наслаждайся жизнью

 Б. Жить, чтобы больше  знать и уметь 

 В. Жизнь прожить –  не поле перейти

15. Кто ближе всего к  вашему идеалу?

А. Человек здоровый, сильный духом

 Б. Человек, много знающий  и умеющий 

 В. Человек независимый  и уверенный в себе

16. Удастся ли вам в  жизни добиться того, о чем  вы мечтаете в профессиональном  и личном плане?

А. Думаю, что да

 Б. Скорее всего, да 

 В. Как повезет

17. Какие фильмы вам  больше всего нравятся?

А. Приключенческоромантические

 Б. Комедийно-развлекательные 

 В. Философские

18. Представьте себе, что  вы заработали миллиард. Куда  вы его потратите?

А. Буду путешествовать и смотреть мир

 Б. Поеду учиться за  границу или вложу деньги в  любимое дело 

 В. Куплю коттедж с  бассейном, мебель, шикарную машину  и буду жить в свое удовольствие

 

Приложение 2

 

Тест «Кто вы: пассивный зритель или активный творец»

( Лиз Бартоли);

 

Тест можно найти по ссылке: http://www.psychologies.ru/tests/test/166/


Информация о работе Проблемы самоактуализации и саморазвития преподавателей в вузе