Проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 18:12, реферат

Описание работы

В современном мире именно общество, его культура, обычаи и традиции, особенности воспитания детей-сирот становятся объективными (социальными) факторами виктимизации, содержащими в себе характеристики и черты, влияние которых способно сделать человека жертвой. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.

Файлы: 1 файл

дети-сироты (Автосохраненный).docx

— 26.51 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

 

 

 

 

В современном мире именно общество, его культура, обычаи и традиции, особенности воспитания детей-сирот становятся объективными (социальными) факторами виктимизации, содержащими в себе характеристики и черты, влияние которых способно сделать человека жертвой. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими. Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение. (Из Государственного доклада 1994 г. "О положении детей в РФ", М.,1995 г., гл. В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие: добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. · смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они,впоследствии, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

Проблемы адаптации и социализации приемных детей в новой семье

Как показывает анализ социально-педагогической практики, устранению виктимизации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует отказ от больших детских учреждений и поддержка их в естественной (семейной) среде проживания.

Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

– создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в различных формах семейного жизнеустройства (приемные семьи, опека, патронат, усыновление и др.);

– развитие системы постинтернатной адаптации;

– мониторинг соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В нашей стране развиваются следующие альтернативные формы воспитания детей, проживающих в детских учреждениях:

  1. Усыновление (удочерение)  - юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным – с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.
  2. опекунская семья (семейная пара или отдельные граждане выполняют безвозмездно обязанности по воспитанию детей-сирот на основании решения органа опеки и попечительства при выплате ежемесячного пособия на содержание ребенка);
  3. приемная семья (семейная пара или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот на основании решения органа опеки и попечительства, заключая трудовой договор, согласно которому устанавливается срок нахождения ребенка в семье, воспитательная работа зачисляется в трудовой стаж, воспитателям выделяются отпуска, премии);

гостевая семья (форма временного устройства детей-сирот в семьи на праздники и в выходные дни);

замещающая семья (форма временного устройства детей-сирот в семьи, если в биологических семьях нарушены семейные связи и потеряна родительская опека над детьми);

  1. детский дом семейного типа (семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот, в рамках которой взрослые выполняют обязанности по воспитанию детей в должности родителей-воспитателей на основании трудового договора);
  2. международное усыновление (усыновление иностранными гражданами детей на территории Российской Федерации на основе решения областных судов по месту жительства ребенка);
  3. детская деревня (социально-педагогическое учреждение образования, созданное на основе двух и более воспитательных групп, где взрослые в должности родителей-воспитателей выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот в рамках трудового договора); 

В процессе воспитания приемных детей наиболее типичными проблемами, с которыми сталкиваются родители-воспитатели, являются проблемы детской адаптации и социализации. Длительность процесса адаптации, т. е. приспособления к нормам, правилам, ценностям новой семьи, к системе внутрисемейных отношений у детей разная. Ученые-педагоги и психологи (А. А. Аладьин, Л. И. Смагина и др.) выделяют в этом процессе три основных периода.

Первый период длится от 1 недели до 1–2 месяцев. Приемные дети испытывают тревожность, настороженность, неуверенность, боязливость, стресс. Они часто плачут, кричат, ведут себя агрессивно, пытаются убежать из дома, могут обманывать, сквернословить, воровать, проявлять другие негативные привычки, приобретенные в процессе виктимизации и депривации в условиях проживания в неблагополучной семье и детских учреждениях. Нередко это сопровождается отсутствием аппетита, нарушением сна и др.

Второй период адаптационного процесса у приемных детей составляет от 2 до 4 месяцев. За это время у ребят исчезает тревожность, напряжение, страх, ослабевают или исчезают болезни, отклонения, негативные привычки, поведение становится более уравновешенным. Дети начинают проявлять отзывчивость и доброжелательность по отношению к родителям и другим детям; приобретают навыки самообслуживания; приобщаются к участию в хозяйственно-трудовых делах семьи; усваивают основные требования новой семьи.

Третий период адаптации длится от 5 до 10 месяцев, а иногда и год. Он характеризуется тем, что приемные дети начинают чувствовать себя самостоятельными, свободными, независимыми; выполняют просьбы и требования родителей; относятся к ним с уважением, любовью, сочувствием, оказывают помощь в хозяйственных делах и воспитании младших детей; проявляют внимание и интерес к жизнедеятельности семьи, испытывают чувство гордости за то, что являются ее членами.

Наблюдение за адаптацией детей в новых семьях показывает, что адаптация приемных детей проходит значительно быстрее и конфликты между ними и родными детьми практически отсутствуют, если:

мать, отец и другие члены семьи с первых же дней появления приемных детей занимают правильную педагогическую позицию: предъявляют ко всем детям единые родительские требования; проявляют ко всем детям естественную строгость и ласку; учитывают возрастные психологические особенности детей; владеют культурой родительского общения с детьми, культурой общения мужа и жены, отца и матери;

родители, особенно мать, проявляют в отношении приемных детей естественную человеческую любовь, внимание, заботу, тепло, ласку, участие и сопереживание. Все это помогает в короткий срок (от месяца до полугода) устранить у детей разные виды психической депривации, разнообразные негативные проявления и черты (жестокость, агрессивность, тревожность, раздражительность, вспыльчивость и др.).

В процессе адаптации и социализации приемных детей нередко родители отмечают их неумение и нежелание беречь вещи и домашнее имущество. Это происходит потому, что воспитанники детских домов и интернатов все получают в готовом виде, они не видят денег, не имеют представления о бюджете и о стоимости различных вещей, не понимают, сколько вложено труда в их изготовление. Поэтому родителям-воспитателям необходимо в процессе социализации детей приучать их к бережливости, применяя следующие приемы: привлечение ребят к планированию семейного бюджета на неделю и месяц, к планированию расхода денег на покупку одежды, предметов домашнего обихода; выдача детям денег на руки для отдельных покупок; совместное с детьми благоустройство квартиры, игровых комнат, спален, дачных приусадебных участков; совместное изготовление вещей домашнего обихода (подставок, вешалок и т. д.) и семейных подарков (альбомов, сувениров и др.); выращивание цветов; определение детей в кружки технического и декоративно-прикладного творчества и т. д.

Важнейшим аспектом социализации приемных детей является расширение сферы их общения. В приютах и интернатах дети, как правило, общаются с одной группой сверстников. Это приводит к низкому уровню развития у них коммуникационных навыков, отсутствию умений вступать в общение с незнакомыми людьми, конструктивно разрешать различные жизненные ситуации. Таким детям присуще «общение-обвинение», «общение-самозащита»; ярко выражены бедность лексики, отсутствие способности сопереживать в процессе общения, нежелание признавать свои ошибки.

Устранению у приемных детей отмеченных негативных качеств с целью их успешной социализации способствует практическое обучение навыкам общения: в новой семье – с матерью, отцом, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами; в детском саду и школе – с нянями, воспитателями учителями, детьми; в кружках, студиях, секциях, клубах – с педагогами, тренерами, сверстниками.

Постинтернатное сопровождение и адаптация детей-сирот как условие их успешной социализации

Постинтернатная адаптация для детей-сирот является актуальной проблемой, поскольку для данной категории молодого поколения, выросшего в специфическом частично изолированном мире интернатных учреждений, находясь на государственном обеспечении, переход от детства к периоду взрослости сложен и связан со многими проблемами в самостоятельном жизнеустройстве.

У вступающего во взрослую жизнь должны быть сформированы адекватные представления об обществе, его культуре и ценностях, развиты социально значимые качества, способствующие реализации адаптационных возможностей и механизмов социализации. Несмотря на проводимую с воспитанниками интернатов в этом отношении работу, анализ практики показывает, что после выхода из названных учреждений сироты испытывают значительные трудности в адаптации к миру, не умеют применить полученные знания в жизни. Это приводит к тому, что молодые люди зачастую не имеют моделей самостоятельной жизни, теряются в незнакомой ситуации, могут решать возникающие проблемы незаконными способами, не видя других путей, проявляют склонность к социальной деградации и т. д.

Все это свидетельствует о виктимизации выпускников интернатных учреждений, что обусловливает необходимость реализации системы постинтернатного сопровождения детей-сирот, способствующей их социальной адаптации и социализации после выхода из стен интернатов.

Говоря о проблемах постинтернатной социализации, следует отметить такие сферы социального становления личности, как деятельность, общение, семья, самопознание и самореализация.

На этой основе процесс постинтернатной адаптации и социализации детей-сирот необходимо осуществлять на следующих уровнях: 1) общество (макросреда) – адаптация к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества; 2) социальная группа (микросреда) – адаптация сироты к конкретной социальной общности (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и др.); 3) сам индивид (адаптация на внутриличностном уровне) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции личности и ее самооценки.

Постинтернатная адаптация и социализация детей-сирот должна осуществляться в соответствии со следующими этапами:

выработка адаптационных навыков и способностей;

социально-бытовое устройство;

усвоение социально полезных ролей;

закрепление социально значимых позитивных установок, мотивов и способов поведения и общения.

В настоящее время в опыте российских социально-педагогических служб представлено несколько моделей постинтернатной адаптации и социализации детей-сирот, в их числе социальная гостиница, Центр постинтернатной адаптации, социальный приют и воспитательный дом, благотворительные фонды и программы.

Социальная гостиница предназначена для временного проживания выпускников интернатов, не имеющих жилья и состоящих на учете по подбору жилой площади. Воспитательная работа с выпускниками здесь ведется по следующим направлениям: правовое воспитание, основы медицинских и гигиенических знаний, семейное воспитание, основы законодательства и делового общения, основы делопроизводства. В условиях социальной гостиницы реализуется модель самостоятельного проживания, которая включает в себя ведение домашнего хозяйства; рациональное использование денежных средств; знание, куда обращаться, если есть проблемы со здоровьем; знание, когда и где платить за квартиру; умение защитить свои гражданские права; знание, где находятся кризисные центры и для чего они существуют, и др.

Центр постинтернатной адаптации решает следующие задачи: 1) создание необходимых материальных и психолого-педагогических условий для всестороннего развития личности воспитанника; 2) создание условий, приближенных к домашним и способствующих освоению вузовской программы обучения; 3) сохранение и укрепление физического и психического здоровья сирот, обучающихся в Центре; 4) оказание медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи сиротам на протяжении всего срока обучения в вузе. Важнейшим условием работы Центра является взаимодействие с деканами вузов, с различными общественными молодежными организациями и службами.

Информация о работе Проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей