Проблемы толерантности в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:20, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить основные проблемы формирования толерантности в поликультурных регионах России для разработки рекомендаций по внедрению установок толерантного сознания в современном российском обществе.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1) изучить современные проблемы толерантности;
2) проанализировать государственно-правовые акты, регулирующие проблемы толерантности;
3) разработать комплексные социально-педагогические меры по развитию толерантности в современном обществе.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Методология исследования проблем толерантности
1.1 Сущность понятия «толерантность» и его актуальность в условиях современной России
1.2 Становление педагогики толерантности в зарубежной и отечественной науке
1.3 Исследование проблем толерантности в психологии
Глава 2. Государственно-правовое регулирование проблем толерантности в современном обществе
2.1 Анализ правовых актов по проблемам толерантности
2.2 Роль религии в формировании толерантности
Глава 3. Социально-педагогические условия решения проблем толерантности в современном обществе
3.1 Основные направления работы по формированию толерантных отношений
3.2 Методика работы по формированию толерантных отношений
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Файлы: 1 файл

дипломная - толерантность.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

Декларация принципов толерантности, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 16 ноября 1995 г. принимает во внимание соответствующие международные акты, в том числе:

-           Международный пакт о гражданских и политических правах;

-           Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

-           Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации;

-           Конвенцию о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него;

-           Конвенцию о правах ребёнка;

-           Конвенцию 1951 г. о статусе беженцев, а также Протокол 1967 г., касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области;

-           Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;

-           Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,

-           Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений;

-           Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам;

-           Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма;

-           Венскую декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене;

-           Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках;

-           Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования.

В статье 2 говорится  о том, что для того чтобы сделать  общество более терпимым, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей [42, c.342-349].

В Декларации и  программе действий в области культуры мира говорится о том, что более полное становление культуры мира неразрывно связано с ликвидацией всех форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости [42, c.350-351].

В Декларации тысячелетия  ООН, принятой на Саммите тысячелетия 6-8 сентября 2000г. описывается ряд фундаментальных ценностей, который будет иметь существенно важное значение для международных отношений в XXI веке: свобода, равенство, солидарность, терпимость (при всём многообразии вероисповеданий, культур и языков люди должны уважать друг друга; следует активно поощрять культуру мира и диалог между всеми цивилизациями), уважение к природе, общая обязанность [42, c.351-353].

На Всемирной  конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, которая проходила в Дурбане (Южная Африка) 31 августа – 7 сентября 2001 г. акцент был сделан на то, что «…все мы – одна человеческая семья, эта истина становится теперь самоочевидной в свете первоначальной расшифровки генотипа человека – выдающегося достижения, которое не только лишний раз подтверждает нашу человеческую общность, но и обещает трансформировать научную мысль и практику, а также представления нашего человеческого рода о самом себе». Эту Декларацию о видении будущего, инициированную Верховным комиссаром ООН по правам человека и генеральным секретарём Всемирной конференции против расизма Мэри Робинсон, при патронаже Нельсона Манделы, подписали руководители 75 стран [42, c.354-355].

Гражданские и политические права. Несовместимость демократии и расизма.

Из доклада  Верховного комиссара по правам человека на 58-й сессии Комиссии по правам человека ООН 7 февраля 2002 г.: «…Всемирная конференция  по борьбе против расизма, расовой дискриминации  подтвердила, что демократия необходима для эффективного предотвращения расизма и связанной с ним нетерпимости и их ликвидации»[42, c. 355-361].

Всемирная конференция  выразила обеспокоенность по поводу того, что расистские и ксенофобные  программы вновь получают политическое, моральное и даже правовое признание многими путями, в том числе через посредство некоторых политических партий и организаций. Конференция подчеркнула ключевую роль, которую политические деятели могут играть в борьбе против такого зла, как расизм, ксенофобия и связанная с ними нетерпимость. Она призвала политические партии предпринять конкретные шаги для поощрения равенства, солидарности и недискриминации.

Предложения, одобренные Всемирной конференцией по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.

Право и политика. Конференция настоятельно призвала к всеобщей ратификации к 2005 году Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а также к отзыву всех оговорок. Она также рекомендовала ряд законодательных, судебных, регулирующих, административных и иных мер на национальном уровне в целях предупреждения расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и защиты от них. К ним относится принятие следующего:

а) конституциональных, законодательных и административных мер для содействия равенству, включая рассмотрение, исправление и отмену национального законодательства и административных положений, которые могут приводить к дискриминации;

б) национальной стратегии, планов действий, законодательства и административных мер по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости;

в) законодательных  и административных стратегии, а  также других превентивных мер для  защиты определённых групп трудящихся;

г) эффективных  стратегий и программ по предотвращению и привлечению к ответственности  за проступки сотрудников полиции  и других правоохранительных органов, включая преследование в судебном порядке лиц, совершивших такие  проступки;

д) мер, направленных на ликвидацию расовой  ориентации.

Государственные учреждения, позволяющие урегулировать разногласия посредством диалога, также играют важную роль в обеспечении защиты прав уязвимых групп. Конференция рекомендовала создавать и укреплять уже существующие независимые национальные учреждения в целях борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и оказания помощи жертвам.

Гражданское общество. Конференция также признала основополагающую роль, которую гражданское общество играет в борьбе против расизма и в стимулировании общественной заинтересованности. Она также отметила, что содействие обеспечению более высокой степени взаимного уважения и доверия между различными группами внутри общества должно быть общей, но дифференцированной обязанностью государственных институтов, политических лидеров, низовых организаций и граждан.

Средства массовой информации. СМИ, будь то аудиовизуальные, электронные или печатные, играют важную роль в демократических обществах. Признавая позитивный вклад, вносимый СМИ в борьбу против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Всемирная конференция с сожалением отметила, что некоторые СМИ, создавая неверное представление об уязвимых группах и отдельных лицах, в частности мигрантах и беженцах, и формируя негативные стереотипы, способствуют распространению в обществе ксенофобии и расистских настроений и в некоторых случаях поощряют насилие со стороны расистски настроенных лиц и групп.

Образование. Невозможно переоценить важную роль образования в обеспечении информированности и поощрении уважения и терпимости в целях предотвращения расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и борьбы с ними. Всемирная конференция, состоявшаяся в Дурбане, вновь подчеркнула не только важность доступа к образованию без какой-либо дискриминации, но также и роль образования в области прав человека в борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью и в укреплении взаимопонимания между всеми культурами и цивилизациями.

Решения Будапештского Саммита  СБСЕ 1994г.

Государства – участники осуждают проявления нетерпимости, особенно –  агрессивно национализма, ксенофобии и антисемитизма, и будут оказывать  дальнейшее содействие эффективным мерам, направленным на их искоренение. Они постановили, что должны приниматься надлежащие меры для более эффективного предотвращения расистских вылазок и других насильственных проявлений нетерпимости в отношении рабочих-мигрантов и их семей. Они положительно оценивают принятый Советом Европы план действий в отношении расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости. Предпринимая дальнейшие шаги в свете Декларации римской Встречи Совета, институты СБСЕ будут изучать возможности для совместной работы с Советом Европы, а также с ООН и другими международными организациями.

Федеральная Целевая Программа  «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма  в российском обществе» (на 2001-2005 годы).

Целью Программы является формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих и социальных групп в различных ситуациях социальной напряжённости как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Программа состоит из следующих подпрограмм: 1) «Личность», включает разработку и внедрение в систему образования всех ступеней программ и учебных материалов, воспитывающих подрастающее поколение в духе толерантности; развитие механизмов страхования как социального института конструирования мотивации безопасности поведения; 2) «Семья», включающая разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в воспитании у подрастающего поколения толерантности; 3) «Общество», включающая разработку и реализацию комплекса мероприятий по пропаганде миролюбия, повышению устойчивости к этническим, религиозным конфликтам; 4) «Государство», включающая комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности государственной политики по снижению социально-психологической напряжённости в обществе; 5) «Организационное и информационное обеспечение», включающая разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению эффективности реализации Программы, включая международное сотрудничество. В Москве один раз в год, по данной программе в школах, проводится «День толерантности». В Калуге таких мероприятий нет, соответственно идею московского региона надо принять на вооружение и Калужской области.

Отсутствие толерантного климата  в сегодняшнем российском обществе способствует возникновению в стране очагов социальной напряжённости, различных конфликтов (межэтнических, межрелигиозных и проч.), проявлений экстремизма, великодержавного шовинизма, вспышек русофобии. Эффективное противодействие этим негативным социально-политическим явлениям возможно при осуществлении целой системы мер. Эффективность же государственной и общественной деятельности зависит во многом от воплощения в жизнь принципов толерантного поведения, от реального соблюдения терпимости в различных областях жизни. Так, в Декларации принципов толерантности, принятой 28-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г., утверждается, что «терпимость – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека…»; что «терпимость – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающие нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека…» [42, с. 78].

2.2 Роль религии в формировании  толерантности

Для постепенного распространения в российском обществе духа и принципов толерантности важное значение имеют повсеместное утверждение в нём свободы совести, отношение к последователям любого религиозного или светского течения, мировоззренческих систем без их дискриминации, ущемления прав по вероисповедному, мировоззренческому признаку.

Актуальность и трудности обеспечения  религиозной толерантности в  современной России обусловлены  рядом обстоятельств: негативными  историческими традициями (вопросы  свободы совести нередко решались в стране в угоду политическим интересам государства, партий); сложным поликонфессиональным (около 70 религиозных течений) и полиэтническим (более 150 этносов) составом населения; необходимостью регулярных усилий по поддержанию взвешенных взаимоотношений между разными религиями (православие – ислам, православие – иудаизм, ислам – иудаизм и т.д.), конфессиями (православие – католицизм, православие – протестантизм, протестантизм – католицизм и т.д.), между традиционными религиями и новыми, в том числе эзотерическими, религиозными образованиями, между верующими (45% населения), неверующими и другими мировоззренческими группами населения (более половины россиян – неверующие, безразлично относящиеся к вере и неверию или неопределившиеся в своих мировоззренческих исканиях); не изжитой практикой нарушения конституционных норм должностными лицами; проявлениями среди определённых групп населения, в том числе в молодёжной среде, экстремизма и различных форм нетерпимости по отношению к тем или иным верованиям и этносам и т.д.

Для нашей страны, познавшей в  последнее время горечь национальных распрей, этнического эгоизма, даже этнофобии, особое значение приобретает  позиция религиозных организаций, отношение верующих к перечисленным  проблемам. Это тем более важно, что националистические, экстремистские группировки в центре и на местах, местные элиты в своей борьбе за власть и материальные привилегии неизменно используют в той или иной мере религию, порождая тем самым межнациональную и межконфессиональную напряжённость. А это – игра с огнём. Ведь если к существующим этническим противоречиям и конфликтам добавятся столкновения на религиозной почве, то последствия (как свидетельствует печальный опыт Ольстера, индии, Пакистана, Боснии, Хорватии, Косово) могут быть трагическими. К счастью, благодаря традиционной религиозной толерантности в России, здравомыслию религиозных руководителей, их моральному авторитету во многом были нейтрализованы попытки полномасштабного использования религиозного фактора в преступных целях этнократически настроенными и экстремистскими группировками. Достаточно отметить, что кровопролитные события в Чечне на стыке 20 и 21 вв. вопреки стремлению сепаратистов не переросли в религиозную войну, хотя религиозный фактор всячески используется террористами для обоснования своих преступных действий.

Общий позитивный толерантный настрой  во взаимоотношениях представителей различных  российских этнических и религиозных  общностей неизменно находит  подтверждение в ответах на многие вопросы. Так, при опросе 2001 г. вновь  крайне низкий процент опрошенных (3,6%) посчитал, что иное вероисповедание оказывает негативное влияние на его отношение к другому человеку. Правда, почти столько же (3,2%) сочло, что данное обстоятельство оказывает позитивное влияние, но основная масса исходит из того, что на отношение к другому человеку иное вероисповедание никакого влияния не оказывает (73,7%).

В этом массовом безразличии –  как верующих, так и неверующих – к вопросам веры в межличностных  отношениях не следует усматривать  какие-то негативные моменты. Наоборот, что, как представляется, свидетельство отсутствия помех для нормальных личностных взаимоотношений, невзирая на мировоззренческие различия. Подобное утверждение толерантных, рациональных начал можно считать серьёзным показателем демократичности нашего общества, отсутствия в нём предубеждённости против представителей других этноконфессиональных общностей. Исходя из того, что чувства, составляющие «триаду враждебности» - гнев, отвращение, презрение, - являются сущностными характеристиками понятия «интолерантность» как понятия, антонимичного «толерантности», можно предположить, что сущностными характеристиками «толерантности» являются понятия, противоположные по значению чувствам, составляющим «триаду враждебности» [42, c.36-40].

Информация о работе Проблемы толерантности в современном обществе