Проблемы толерантности в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:20, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить основные проблемы формирования толерантности в поликультурных регионах России для разработки рекомендаций по внедрению установок толерантного сознания в современном российском обществе.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1) изучить современные проблемы толерантности;
2) проанализировать государственно-правовые акты, регулирующие проблемы толерантности;
3) разработать комплексные социально-педагогические меры по развитию толерантности в современном обществе.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Методология исследования проблем толерантности
1.1 Сущность понятия «толерантность» и его актуальность в условиях современной России
1.2 Становление педагогики толерантности в зарубежной и отечественной науке
1.3 Исследование проблем толерантности в психологии
Глава 2. Государственно-правовое регулирование проблем толерантности в современном обществе
2.1 Анализ правовых актов по проблемам толерантности
2.2 Роль религии в формировании толерантности
Глава 3. Социально-педагогические условия решения проблем толерантности в современном обществе
3.1 Основные направления работы по формированию толерантных отношений
3.2 Методика работы по формированию толерантных отношений
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Файлы: 1 файл

дипломная - толерантность.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

Обсудите также с друзьями, какую  роль играют у некоторых народов  Австралии, Африки, Южной Америки  роспись лица, татуировка и прокалывание, а также как используются эти  элементы в современной молодёжной среде. Обратите их внимание на то, что и в том и в другом случае роспись, прокалывание, татуировка являются знаками принадлежности к определённой социальной группе, сигналом о намерениях человека. Наконец, они демонстрируют представление людей о красоте. Иными словами, эти элементы имеют одинаковую функцию в разных культурах.

Игра заканчивается тогда, когда  тема разговора исчерпана.

 

Заключение

Формирование культуры толерантности  приобретает особую актуальность в  свете происходящей ныне глобализации. Под её воздействием мир становится всё более целостным.

Различные культуры, религии, цивилизации  взаимодействовали и прежде. При  этом нередко возникали и острая вражда, и нетерпимость. Однако их основные очаги были разделены территориально, будучи как бы отгороженными друг от друга. Ныне глобальные коммуникационные, финансовые, миграционные потоки пробили огромные бреши в существовавших барьерах, спрессовывая разные культуры и образы жизни в едином пространстве мирового социума. Складывается плотная, всепроникающая сеть общественных взаимоотношений. Нетерпимость в этих условиях генерирует высокие напряжения, способные блокировать жизнедеятельность общественных систем как на национальном, так и на мировом уровнях.

Вместе с тем глобализация наглядно демонстрирует неисчерпаемое многообразие социокультурных традиций и форм общественного устройства, норм взаимоотношений  и ценностных ориентаций, присущих разным сообществам. С каждым десятилетием это многообразие не только не уменьшается, но растёт, иногда в геометрической прогрессии, бросая вызов самой способности человеческого рода регулировать возникающие на этой почве противоречия, не допускать их перерастания в острые конфликты и столкновения.

Общество заинтересовано в том, чтобы у его членов, особенно у молодёжи, сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей разных мировоззрений и политических предпочтений к устранению предубеждённости друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества во имя всеобщего блага. Вместе с тем общество выступает за жесткое пресечение любых экстремистских действий, за неотвратимость наказания их вдохновителей и участников.

Повсеместное и полное утверждение  атмосферы толерантности и одновременно активного неприятия проявлений экстремизма – долгий процесс. Здесь многое зависит не только от государственных органов и общественных, в том числе молодёжных, организаций, но и от системы образования и воспитания, от средств массовой информации, деятелей культуры, от преодоления ими своего индифферентного отношения к бытующим – далёким от толерантности – позициям и нравам, к рецидивам экстремизма. Значительное воздействие способны оказать также здравомыслие и культура политических деятелей, лидеров общественных, особенно молодёжных, движений современной России.

 

Список использованной литературы

1. Большой энциклопедический словарь.  В 2 т./ Гл. ред. А.М. Прохоров. –  Сов. энциклопедия, 1991.-Т.2.

2. Валитова Р.Р. Толерантность:  порок или добродетель? // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия, 1996.

3. Вебер А.Б. Толерантность в  глобальном измерении // Доклад  на симпозиуме «Публичная сфера  и культура толерантности: общие  проблемы и российская специфика» 9 апреля 2002 г. М., 2002.

4. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы её осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. - М., 1974.

5. Выготский Л.С. Педагогическая  психология. - М., 1991.

6. Галкин А.А. Публичная сфера  и культура толерантности. - М., 2002.

7. Гражданские и политические права. Несовместимость демократии и расизма // Доклад Верховного комиссара ООН по правам человека. Экономический и Социальный Совет ООН. 7 февраля 2002. С. 20-21.

8. Даль В. Толковый словарь  живого великорусского языка.  М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955.

9. Дружинин В.Н. Варианты жизни.  Очерки экзистенциальной психологии. М.; СПб., 2000.

10. Зимбули А.Е. Почему терпимость  и какая терпимость? // Вестник  СПбГУ. 1996. №3. С. 23-27.

11. Золотухин В.М. Терпимость как общечеловеческая ценность // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Ч.1. М., 1997. С. 7-9.

12. Иванов В. В зеркале социологии // Советская культура. 19 сентября. 1989.

13. Иранский дневник. Б. м., б.  г.-С. 18-37.

14. Ищенко Ю.А. Толерантность  как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. 1990. №4. С. 48-60.

15. Карлген Ф. Воспитание к  свободе/Пер. с нем.М., 1992.

16. Клепцова Е.Ю. Психология и  педагогика толерантности: Учебное  пособие. - М.: Академический Проект, 2004.

17. Козырева П.М., Герасимова С.Б., Киселева И.П., Низамова А.М. Эволюция  социального самочувствия россиян  и особенности социально-экономической  адаптации (1994 – 2001гг) // Россия  реформирующаяся. М., 2002. С. 160-183.

18. Кондаков А.М. Формирование установок толерантного сознания // Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России. М.: Центр развития системы доп. образования детей, 1999. С. 95-97.

19. Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс – Энциклопедия, 1994.

20. Лекторский В.А. О толерантности плюрализме и критицизме // Вопросы философии, №11,1997.

21. Львов М.В. Словарь антонимов  рус. языка: Более 200 антоним.  пар/Под ред. Л.А. Новикова. - М.: Рус. яз., 1988.

22. Монтессори М. Метод науч. педагогики, применяемая к детскому воспитанию в домах ребёнка // История дошк. заруб. педагогики: Хрестоматия. М., 1974.

23. Нетерпимость в России./ Под  ред. Г. Витковской, А. Малашенко.  М.: Моск. центр Карнеги, 1999.

24. Новичков В.Б. Столичный мегаполис  как полиэтническая и поликультурная среда // Педагогика.№4.1997.

25. Ожегов. С.И. Словарь русского  языка. - М., 1983.-С. 707.

26. Ондрачек П. принципы действенного  воспитания. Вологда,2001.

27. Петрицкий В.А. Толерантность  – универсальный этический принцип  // Известия СП лесотехнической академии. Спб.; 1993.-С.139-151.

28. Права человека, толерантность,  культура мира // Док-ты. М., 2002.

29. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Ю.В. Чернявская. Мн.: Харвест, 1998.

30. Религия и Закон. Правовые  основы свободы совести и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии: Собрание правовых актов. М.: Юриспруденция, 2002. С. 7-56, 57-203.

31. Риэрдон Б. Толерантность –  дорога к миру. М., 2001.

32. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода  учиться. М., 2002.

33. Россия: 10 лет реформ. М., 2002. С. 94.

34. Скворцов Л.В. Толерантность:  иллюзия или средство спасения? // Октябрь.№3.1997.

35. Словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. - СПб.: Дуэт,1994.

36. Словарь по этике / Под ред.  А.А.Гусейнова и И.С. Кона. М.-.: Политиздат, 1989.

37. Словарь рус. языка: в 4-х  т./АН СССР, Институт русского  языка; Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Рус. яз., 1981.

38. Сухомлинский В.А.Мудрая власть  коллектива // Избр. пед. соч. Т.З.  М., 1981.

39. Сухомлинский В.А. Разговор  с молодым директором школы // Избр. пед. соч. Т.З. М., 1981.

40. Сухомлинский В.А. Павлышевская  ср. школа // Избр. пед. соч. Т.2.М.,1981.

41. Солдатова Г.У. Межэтническая  напряженность. М.: Смысл, 1998.

42. Толерантность. Общ. Ред. М.П.  Мчедова.- М.: Изд-во «Республика», 2004.

43. Толерантность: М-лы регион. научн-практ.  конф. Якутск. ЯНЦСО РАН, 1994.

44. Толерантность: Сборник научн.  статей. Вып. 1. Кемерово: Кузбассвузиздат., 1995.

45. Толковый словарь русского  языка. В 4 т./Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур и др.; Под ред.  Д.Н. Ушакова. – М.: русские словари, 1994.

46. Толстой Л.Н. Соединить в  себе любовь к делу и к  ученикам // Учитель: Статьи. Док-ты.-М.,1991.

47. Установление культуры мира: универсальные ценности и гражданское  общество. Тверь, 2001. С.66.

48. Уэйн К. образование и толерантность // Высшее образование в Европе.№2.-1997.

49. Формирование установок толерантного  сознания и профилактика различных  видов экстремизма в российском  обществе на 2001-2005 годы. Фед. целев.  прогр. М.: МШПЧ, 2002г.

50. Фролов С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений. М.: Логос, 1997.

51. Хеффе О. Плюрализм и толерантность:  к легитимности в современном  мире// Философские науки. №12.1991.

52. Шемякина О. Эмоциональные  преграды во взаимопонимании  культурных общностей // Общественные науки и современность.-1994.-№4.

53. World Conference against racism // Всемирная конференция  по борьбе против расизма, расовой  дискриминации, ксенофобии и связанной  с ними нетерпимости. Дурбан (Южная  Африка). 31 августа – 7 сентября 2001.-С. 17-18.

 

Приложение 1

Типы толерантности

Типы общественного  сознания

Типы толерантности

Признаки толерантности

Мифологическое

«скрытая» толерантность

«Толерантность ещё  не осмыслена концептуально. Общество терпимо относится к специфике  философского мышления, поскольку оно ещё не ведёт к разрушению образов мифического сознания, но в конечном итоге возникает тенденция подавления философии…»

«В структуре абсолютной веры, монотеизма толерантность невозможна в принципе, поскольку она разрушает  абсолютность, но религиозные войны, основой которых являлась религиозная нетерпимость, в конечном счёте, и подготовили легимитизацию толерантности…»

Секулярное

«культурная» толерантность

«В секулярном обществе толерантность становится реальностью  в результате признания как истинных универсальных нравственных принципов. На данной основе возможно уважение к иному, принятие этнических и национальных особенностей, раздичий в социальных воззрениях, которые порождаются особенностями условий жизни, профессиональной деятельности, культурных традиций. Толерантность здесь – следствие высокой духовной и нравственной культуры…»

Научно - общественное

Терпимость в сфере  научной ментальности

«Терпимость к чужим  мнениям в сфере науки имеет  значение лишь там, где вопрос ещё  не выявлен окончательно; теоретическая истина, построенная на неопровержимых доказательствах, требует признания. В тех случаях, когда в известном вопросе могут быть представлены доводы pro et contra терпимость имеет место при оценке доводов противника».


 

Приложение 2

Модели толерантности

Модели толерантности

Особенности моделей  толерантности

Толерантность как безразличие

«Толерантность при  таком её понимании выступает  как по существу безразличие к  существованию различных взглядов и практик, так как последние  рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество».

Толерантность как невозможность  взаимопонимания

«Согласно данному пониманию  толерантности религиозные, метафизические взгляды, специфические ценности той  или иной культуры не являются чем-то второстепенным для деятельности человека и для развития общества. Толерантность в данном случае выступает как уважение к другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать»

Толерантность как снисхождение

«В случае данного  понимания толерантность выступает  как снисхождение к слабости других, сочетающихся с некоторой долей  презрения к ним. Например, я вынужден терпеть взгляды, несостоятельность  которых я понимаю и могу показать, но вступать в критическую дискуссию с таким человеком не имеет смысла»

Терпимость как расширение собственного опыта и критический  диалог

«Толерантность в этом случае выступает как уважение к  чужой позиции в сочетании  с установкой на взаимное изменение  позиций в результате критического диалога»


 

Приложение 3

Данные опроса 2001 года относительно ряда бытовых ситуаций, где присутствуют этноконфессиональные факторы

 

Верующие в Бога

Неверующие

При знакомстве.

При выборе круга друзей.

При выборе места жительства.

При решении вопроса  о вступлении в брак Ваших родственников.

При Вашем решении  вступить в брак.

21,4 

24,2 

 

 

33,9 

31,2

35,0

25,0 

25,4 

 

 

38,3 

34,8

39,4


 

Приложение 4

Бланк опросника для упражнения «Черты толерантной личности»

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

1.Расположенность  к другим

2.Снисходительность

3.Терпение

4.Чувство юмора

5.Чуткость

6.Доверие

7.Альтруизм

8.Терпимость  к различиям

9.Умение владеть  собой

10.Доброжелательность

11.Умение не  осуждать других

12.Гуманизм

13.Умение слушать

14.Любознательность

15.Способность  сопереживать 

   


Информация о работе Проблемы толерантности в современном обществе