Процесс запоминания как компонент памяти. Формирование энграмм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 12:29, контрольная работа

Описание работы

Память - одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительное время хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, неоднократно выводить эту информацию в область сознания и поведения. Обучение и память - это две стороны одного процесса. При изучении обучения прежде всего исследуется механизм приобретения знаний, при изучении памяти - механизм хранения и использования этих знаний.

Память человека и животных включает четыре характеристики - запоминание (усвоение) информации, ее сохранение, извлечение и воспроизведение. Запоминаются не только раздражители, исходящие из внешней или внутренней среды организма, но и вызванные ими ощущения и восприятия. Благодаря свойствам памяти, человек (и животные) организует во времени и пространстве функции, которые позволяют приобретать, сохранять и использовать индивидуальный опыт, причем, предыдущий опыт всегда влияет на последующее восприятие и запоминание.

Файлы: 1 файл

психофизиология.docx

— 43.56 Кб (Скачать файл)

Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в запоминании  и воспроизведении материала  память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память - это такое  запоминание и воспроизведение  материала, которое происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой  специальной мнемической задачи (задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение материала).

Произвольная память - это запоминание  и воспроизведение требует от человека волевых усилий.

Что такое произвольная память? Это  особая мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная с использованием особых приемов или способов запоминания.

С точки зрения способов произвольное запоминание делится на механическое и логическое.

Механическое запоминание основано на многократных повторениях без  проникновения в сущность предметов  и явлений.

Совершенно иной характер носит  логическое, или осмысленное, запоминание. И оно, конечно, зависит от повторения, но основой его является не столько  одновременность или последовательность во времени того, что воспринимается нами, сколько связь частей запоминаемого  по смыслу, т. е. логическая, или смысловая, связь.

 

4. Временная организация  памяти, формирование энграмм.

 

Изменение следа памяти - энграммы во времени побудило исследователей ввести временной критерий для различения видов памяти. С позиции сторонников, подчеркивающих роль временного фактора в становлении энграммы, в ее жизни существует несколько этапов. Они последовательно переходят друг в друга и различаются механизмами запечатления энграммы, степенью ее устойчивости, объемом одновременно сохраняемой информации.

Этапы формирования энграмм. По современным представлениям, фиксация следа в памяти осуществляется в три этапа.

Вначале, в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след (зрительный, слуховой, тактильный и т. п.). Эти следы составляют содержание сенсорной памяти.

На втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации. Есть данные, что гиппокамп в совокупности с медиальной частью височной доли играет особую роль в процессе закрепления (консолидации) следов памяти. Речь идет о тех изменениях, которые происходят в нервной ткани при образовании энграмм. Гиппокамп, по-видимому, выполняет роль селективного входного фильтра. Он классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, способствуя оптимальной организации сенсорных следов в долговременной памяти. Он также участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. Роль височной области предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь, в коре больших полушарий. Другими словами, она отвечает за реорганизацию нервных сетей в процессе усвоения новых знаний; когда реорганизация закончена, височная область в дальнейшем процессе хранения участия не принимает.

На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную по некоторым предположениям может происходить как во время бодрствования, так и во сне.

 

5. Декларативная  и процедурная память

 

Под декларативной, или эксплицитной, памятью понимают запоминание объектов, событий, эпизодов. Это память на лица, места событий, предметы. Декларативная память часто основана на ассоциации одновременно действующих раздражителей. Процедурная, или иксплицитная, память - это память на действия. Она представлена моторными навыками, перцептуальными стратегиями, классическими условными и инструментальными рефлексами.

Рассматриваемые системы  памяти неодинаково связаны с  сознанием. Декларативная память является сознательной, так как предполагает осведомленность субъекта об объекте или событии, образы которых извлекаются из памяти, тогда как использование недекларативной, процедурной памяти в поведении может осуществляться без осознания этого факта. Декларативную и процедурную память различает и скорость их формирования. Эксплицитное обучение происходит быстро, иногда после первого “урока”, когда информация о некотором разовом событии, произошедшем в определенное время и в определенном месте, запечатлевается сразу и навсегда. Именно с помощью декларативной памяти мы различаем знакомые и незнакомые события. Напротив, иксплицитное обучение протекает медленно и требует повторения ассоциируемых и часто последовательно действующих раздражителей, как в случае выработки условного рефлекса. Процедурная память позволяет хранить информацию о причинно-следственных отношениях между событиями.

След в декларативной  памяти может храниться годами, тогда  как процедурная память при неупотреблении и без поддержки соответствующим  подкреплением склонна к угасанию. В филогенезе декларативная память появляется позже процедурной (условно-рефлекторной).

Впервые декларативную память в 30-е годы стал исследовать известный  грузинский физиолог И.С. Бериташвили (Беритов).

Некоторые исследователи  в составе декларативной памяти выделяют эпизодическую и семантическую память. Такое деление долговременной памяти было предложено в 70-х годах канадским психологом Э. Тульвингом. Под эпизодической памятью он понимал память на датированные во времени эпизоды и события из индивидуальной жизни человека, а под семантической - знание вещей, которые не зависят от нашего личного опыта. Это память на слова, понятия, правила и абстрактные идеи; она необходима, чтобы пользоваться языком.

             Заключение

Значение  памяти в жизни человека очень  велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности  мозга запоминать и сохранять  в памяти образы, мысли, пережитые  чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

Список литературы

1. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. 1980;

2. Лебедев А.Н. Нейрофизиологические  параметры памяти человека. - Журнал  Высшей Нервной Деятельности, 1993, т. 43, N2. С. 277 - 285.

3. Лебедев А.Н. Психофизиология  памяти. В кн.: Основы психофизиологии. /под ред. Ю.И. Александрова. М., изд - во "Инфра - М", 1997, с. 129 - 142.

4. Ливанов М.Н. Избранные труды.  Пространственно временная организация  потенциалов и системная деятельность  головного мозга. М.,1989, 400 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение.Память

2.Структурная организация  памяти.

2.1. Запоминание

3.Виды памяти.

4.Временная организация  памяти, формирование энграмм

5.Декларативная и процедурная  память.

 Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Процесс запоминания как компонент памяти. Формирование энграмм