Проективные методы в исследовании личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:23, контрольная работа

Описание работы

Возникновение проективного подхода к диагностике личности является важным этапом в развитии психодиагностики, поскольку появляются методики, которые качественно отличны от традиционных. Проективные техники - методики, основанные на феномене проекции. Они предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых переживаний».

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Проективные методы в исследовании личности.................................................4
Заключение............................................................................................................14
Список используемой литературы.......................................................................15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.27 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

 

Введение..................................................................................................................3

Проективные методы в исследовании личности.................................................4

Заключение............................................................................................................14

Список используемой литературы.......................................................................15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возможность получения объективного знания о личности, ее внутреннем, скрытом  от стороннего взгляда мире всегда волновала умы исследователей и  заставляла искать новые пути, ведущие  к решению одной из фундаментальных  проблем психологической науки.

Проективные методы исследования личности- одна из наиболее сложных  и противоречивых  областей  психологической  психодиагностики. Это касается почти всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методы широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии . С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. О важности места, которое занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течении многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, публикуемые на разных языках периодические издания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проективные методы в исследовании личности

Проективный метод [лат. projectio — выбрасывание вперед] — один из методов исследования личности. Основан  на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Традиционно считается, что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работы В. Вундта и Ф. Гальтона. Именно им принадлежит честь первого использования метода свободных ("словесных") ассоциаций. Проективные методики основываются на едином психологическом механизме «проекции», который анализировали Фрейд и Юнг, суть проекции заключается в невольном приписывании другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому человеку, но в которых человек сам себе не признается, подавляя их. Бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных ошибках психики, в особенностях рисунков или восприятия неопределенных рисунков.

 Также в этом направлении  работали такие психологи как Г. Кент и А. Розанов, Д. Рапапорт, Герман Роршах , В.В. Абрамов, Дж. Келли, Д. Кроут, Т. Канн П Проективные методики используют для изучения структуры мотивации, активности личностной особенности, восприятия характерологических особенностей социальных отношений, межличностных и внутриличностных отношений.

Проективные методики находят применение сейчас во многих областях общей и прикладной психологии. Вместе с тем вопрос об их теоретической обоснованности до сих пор остается дискуссионным . Методики создавались в разное время, на протяжении почти пятидесяти лет, причем одни — чисто эмпирическим путем, другие — на основе общепсихологических или частных концепций. Кроме того, их возникновение было связано с потребностями сугубо клинической психологии, т. е. отвечало довольно узкому кругу задач диагностики дезадаптированной личности.   Со временем, однако, методики начинают использоваться более широко как средства диагностики прежде всего индивидуальных особенностей личности. Такая переориентированность, расширение сферы применения проективных методик с необходимостью повлекла за собой процесс их теоретической и методологической рефлексии: поиск наиболее общих принципов и понятий, анализ категориальной системы с целью доказательства ее внутренней непротиворечивости и т. д. Решение этих задач и составляет содержание исследований, направленных на обоснование проективного метода.

 Понятие проекции для  обозначения этих методик было  впервые использовано Л. Франком  (1939) и, несмотря на неоднократные  попытки изменить их название, закрепилось, является общепринятым  в психологической диагностике. Л. Франк впервые сформулировал принципы проективной психологии и выдвинул три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

1. Проективные методы  направлены на уникальное в  структуре или организации личности. В отличие от традиционных  психометрических процедур личность  рассматривается как система  взаимосвязанных процессов, а  не перечень (набор) способностей  или черт.

2. Личность в проективном  подходе изучается как относительно  устойчивая система динамических  процессов, организованных на  основе потребностей, эмоций и  индивидуального опыта.

3. Эта система основных  динамических процессов постоянно,  активно действует на протяжении  жизни индивида, «формируя, направляя,  искажая, изменяя и переиначивая  каждую ситуацию в систему  внутреннего мира индивида» [2, С.31]. Каждое новое действие, каждое  эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на  себе отпечаток личности. Это  третье и основное теоретическое  положение обычно называют «проективной  гипотезой» [3, С.313].

Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого  помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости  от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы, используемые в проективных  методиках, не являются строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а прежде всего в связи с  личностным значением, придаваемым  ему испытуемым [2, С. 123].

 По мнению ученого,  проективные методики удачно  дополняют существующие, позволяя  заглянуть в то, что наиболее  глубоко скрыто, ускользает при  использовании традиционных приемов  исследования. Общими для всех  проективных методик являются  следующие признаки:

1. Неопределенность, неоднозначность  используемых стимулов.

2. Отсутствие ограничений  в выборе ответа.

3. Отсутствие оценки ответов  испытуемых как «правильных»  и «ошибочных».

Проективные методики направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, личности в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения.

 Процесс взаимодействия  личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д.Проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойства а также, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности

В современных исследованиях (Л.Ф. Бурлачук, 1997, Л.Ф. Бурлачук и Е.Ю. Коржова, 1998) осуществляется дальнейшая разработка теории проективных методик, изучаются диагностические возможности  уже известных, создаются новые

Первым разработал классификацию  проективных методик Л. Франк. Эта  классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями  и дополнениями является сегодня  наиболее полно характеризующей  проективную технику. За основу здесь  берется характер ответа.

1) конститутивные — структурирование, оформление стимулов, придание им смысла ( Роршаха тест);

2) конструктивные — создание из оформленных деталей осмысленного целого ( Мира тест);

3) интерпретативные — истолкование какого-либо события, ситуации

( Тематической апперцепции тест);

4) катартические — осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях ( Психодрама);

5) экспрессивные — рисование  на свободную или заданную тему

( «Дом—дерево—человек» тест);

6) импрессивные — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим ( Люшера цвета выбора тест);

7) аддитивные — завершение предложения, рассказа, истории «Завершения предложения методики» [4, С.149].

Остановимся подробнее на характеристике групп проективных  методик.

Конститутивные. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются  ситуацией, в которой от испытуемого  требуется создание некой структуры  из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либо аморфный материал, которому необходимо придать смысл. Примерами таких методик на завершение задания могут служить:

-Незаконченные предложения

- Незавершенные рисунки

Незаконченные предложения  — весьма популярная методика, применяемая  в самых разнообразных исследованиях. Она может иметь некоторые  интерпретации, например, респонденту  предлагается самому дописать предложение  или выбрать из нескольких предложенных вариантов. Техники незаконченного рисунка, такие как тест Вартегга или VAT`60. Включение теста Роршаха  в эту категорию зависит от того, как много «структур» готов  увидеть человек в чернильных пятнах. А также лепка из пластилина или сходного вещества – род активности, который быстрее всего приходит в голову. В качестве другого примера  Франк приводит технику рисования  пальцами, тщательно разработанную  Наполи и претендующую на статус методики, хотя на деле она не пользовалась популярностью [10].

2. Конструктивные. Предлагаются  оформленные детали (фигурки людей  и животных, модели их жилищ  и пр.), из которых нужно создать  осмысленное целое и объяснить его. Сценотест, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни (или заданные им экспериментатором), а по определённым особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения. Различие между этой категорией и конститутивной аналогично различию между «сырым» и «переработанным» материалом. Последний, в форме строительных кубиков, кусочков мозаики и тому подобного, поддаётся скорее упорядочиванию, нежели моделированию по шаблону. Примером, относящимся к данной категории, может служить тест «Рисунок человека» или другие формы рисуночных заданий, отличные от «свободного выражения» согласно собственным склонностям [5, С. 151].

3. Интерпретационные методы  – как ясно из определения,  испытуемый должен истолковать  некоторый стимул, исходя из собственных  соображений – ТАТ- хорошая  иллюстрация этого вида методик.  Испытуемому предлагаются таблицы-картины,  на которых изображены относительно  неопределённые ситуации, допускающие  неоднозначную интерпретацию. В  ходе обследования испытуемым  составляется небольшой рассказ,  в котором необходимо указать,  что привело к изображённой  ситуации, что происходит в настоящее  время, о чём думают, что чувствуют  действующие лица, чем эта ситуация  завершится. Предполагается, что испытуемый  идентифицирует себя с «героем»  рассказа, что даёт возможность  раскрытия внутреннего мира, его  чувств, интересов и побуждений [ С.152].

4. Катартические. Предлагается  осуществление игровой деятельности  в особо организованных условиях. Например, психодрама в виде импровизированного  театрального представления позволяет  субъекту не только аффективно  отреагировать (игровой катарсис) – а тем самым добиться терапевтического  эффекта, – но и даёт исследователю  возможность обнаружить выносимые  вовне конфликты, проблемы, другую  личностно насыщенную продукцию.  Здесь мы видим смещение акцента  с процента на результат. Игровые  техники задействуют фантазию  испытуемого, и поэтому, являются  типичным примером данной категории.

5. Экспрессивные. Анализ  почерка, особенностей речевого  общения. Осуществление испытуемым  изобразительной деятельности, рисунок  на свободную или заданную  тему, например, методика «Дом-дерево-человек». По рисунку делаются выводы  об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития  и других особенностях.

6. Импрессивные. Эти методики  основываются на изучении результатов  выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее  желательные, предпочитаемые им  стимулы. Например, тест Люшера, состоящий  из 8 цветных квадратов. Предъявляются  все квадраты с просьбой выбрать  наиболее приятный. Процедура повторяется  с оставшимися квадратами до  тех пор, пока в итоге образуется  ряд, в котором цвета располагаются  по их привлекательности. Психологическая  интерпретация исходит из символического  значения цвета. В качестве  стимулов могут выступать фактически  любые объекты живой и неживой  природы.

7.Аддитивные. От обследуемого  требуется завершение имеющего  начало предложения, рассказа  или истории. Эти методики предназначены  для диагностики разнообразных  личностных переменных, от мотивов  тех или иных поступков до  отношения к половому воспитанию  молодёжи [9].

Информация о работе Проективные методы в исследовании личности