Проективные методы в исследовании личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:23, контрольная работа

Описание работы

Возникновение проективного подхода к диагностике личности является важным этапом в развитии психодиагностики, поскольку появляются методики, которые качественно отличны от традиционных. Проективные техники - методики, основанные на феномене проекции. Они предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых переживаний».

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Проективные методы в исследовании личности.................................................4
Заключение............................................................................................................14
Список используемой литературы.......................................................................15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.27 Кб (Скачать файл)

Все перечисленные методики, по Фрэнку, объединяет способность  отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости  и целостности функционирования. Эти методики характеризует также  общность формального построения и  сходство в стратегии проективного эксперимента: поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановке диагностических задач [7, С.45].

В литературе по психометрическим тестам и в литературе по проективным  методикам можно встретить другие классификации методов. Приведенная  классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.

1. Методики дополнения. Стимульный  материал: набор слов-стимулов. От  респондента требуется назвать  слова, которые "приходят на  ум" в связи с услышанным  словом (ассоциативный тест К.Г.  Юнга).

Набор неоконченных предложений  или неоконченный рассказ, которые  требуют завершения ("Неоконченные предложения").

Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").

2. Методики интерпретации.  Стимульный материал - набор картинок, фотографий. От респондента требуется  составить рассказ (ТАТ, САТ)  по предложенным картинкам; ответить  на вопросы по предложенным  ситуациям на картинках (Тест  фрустрации Розенцвейга, Тест  Жиля); отобрать приятные-неприятные  картинки-фотографии (Тест Сонди).

3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный  материал (Толкование случайных  форм Г.Роршаха).

4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей  речевого поведения).

5. Методики изучения продуктов  творчества. Предметом интерпретации  является рисунок, который рисует  респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два  дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", "Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее  животное [7, С.14].

Г.М. Прошанский попытался  проследить все эти различия в  трёхступенчатой схеме анализа  проективных техник. Краткое резюме этой трёхступенчатой классификации  выглядит следующим образом: Стимулы: а) вербальный; б) визуальный; в) конкретный; г) другие модальности; Ответ: а) ассоциативный; б) интерпретативный; в) манипулятивный; г) свободный выбор; Цель: а) описание; б) диагностика; в) терапия. Особенностью данной классификации является то, что последний пункт каждой категории, выпадает из общего строя или является противоположностью другим пунктам [5, С.254].

Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации  и в этом своем качестве является едва ли не единственным собственно психологическим  методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Однако реальность бессознательного значительно  богаче по своей феноменологии, а  также и по возможности ее содержательной интерпретации, чем это представлялось, например, в классическом психоанализе. “Значащие переживания”, “личностные смыслы” и другие образования, в которых проявляется пристрастность психического отражения, не будучи презентированы сознанию, могут не выявляться и при непосредственном обращении к данным самоотчетов или наблюдении поведения.

Создатель проективного «метода чернильных пятен», имеющего и сейчас широкое  распространение в клинической  практике, швейцарский психиатр Герман Роршах, изначально был психоаналитиком. Этот метод был предложен в 1921 (серии чернильных пятен использовались и ранее, но именно он первым применил их для диагностики личности в  целом).

За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система  личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта. Метод  обеспечивается совокупностью проективных  методик (называемых также проективными тестами), среди которых различают: ассоциативные (например, тест Роршаха, тест Хольцмана, в которых испытуемые создают образы по стимулам — пятнам; тест завершения неоконченных предложений); интерпретационные (например, тематический апперцепционный тест, в котором  требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине); экспрессивные (психодрамма, тест рисунка человека, тест рисунка несуществующего животного) и др. Проективные методики обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности.

 Глубинная диагностика  с применением проективных методик  (Сонди, Люшер и др.) предназначена  для выявления скрытых или  скрываемых мотивов, отношений,  структуры сознания и бессознательных  переживаний

Все проективные методики объединяет способность отражать как  на экране наиболее существенные аспекты  личности в их взаимозависимости  и целостности функционирования [1, с.324]. Эти методики характеризует  также общность формального построения и сходство в стратегии проективного эксперимента: поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановке диагностических задач [4, с. 237]. Принято говорить о следующих отличительных признаках проективных методик:

1) так называемая неопределенность  стимульного материала или инструкции  к заданию, благодаря чему испытуемый  обладает относительной свободой  в выборе ответа или тактики  поведения;

2) деятельность испытуемого  протекает в атмосфере доброжелательности  и при полном отсутствии оценочного  отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что  испытуемый обычно не знает,  что в его ответах диагностически  значимо, приводят к максимальной  проекции личности, не ограничиваемой  социальными нормами оценками;

3) проективные методики  измеряют не ту или иную  психическую функцию, а своего  рода модус личности в ее  взаимоотношениях с социальным  окружением [2, С. 154].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Возникновение проективного подхода к диагностике личности является важным этапом в развитии психодиагностики, поскольку появляются методики, которые качественно отличны  от традиционных. Проективные техники - методики, основанные на феномене проекции. Они предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего  доступны непосредственному наблюдению или опросу. Специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных  отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых  переживаний».

Важнейшая отличительная особенность проективных методик заключается в том, что в них используют неопределенные или слабоструктурированные стимулы, создающие наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мира человека. Однако, исследования, обращенные к анализу роли стимула в проективной технике, показывают, что ошибочно полагать каждую реакцию обследуемого личностно обусловленной, поскольку объективные параметры стимулов принимают непосредственное участие в формировании ответов. Несмотря на это, в современном мире усиливается интерес к проективным методикам как к одним из важнейших психологических инструментов познания личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература:

1. Анастази, А., Урбина, С.  Психологическое тестирование / Пер.  с англ. — СПб.: Питер, 2001. - 688с.

2. Бурлачук, Л.Ф. Введение  в проективную психологию. — Киев: Вист-С, 1997. – 128с.

3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов / Бурлачук Леонид Фокич. - СПб.: Питер, 2006. - 351с.: ил. - (Учебник нового века).

4. Бурлачук, Л.Ф., Морозов,  С.М. Словарь-справочник по психодиагностике — СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.: (Серия «Мастера психологии»)

5. Проективная психология: Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс,  Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 318с..

6. Психологическая диагностика : учебник для студентов вузов/ под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. -3-е изд., перераб. и доп.. -СПб. [и др.]: Питер, 2003. -650с., [1] с.: табл. - (Учебник для вузов)

7. Соколова, Е.Т. Проективные  методы исследования личности. —  М.: МГУ, 1980. - 150с.

8. Шапарь, В.Б., Шапарь, О.В.  Практическая психология. Проективные  методики. / В.Б.           Шапарь, О.В. Шапарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 480 с. (Психологический факультет).

9. http://www.koob.ru/

10. http://psylib.myword.ru

 


Информация о работе Проективные методы в исследовании личности