Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:27, контрольная работа
Возможность получения объективного знания о личности, ее внутреннем, скрытом от стороннего взгляда мире всегда волновала умы исследователей и заставляла искать новые пути, ведущие к решению одной из фундаментальных проблем психологической науки. Проективные методы исследования личности- одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается почти всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека.
Введение..................................................................................................................3
Проективные методы в исследовании личности.................................................4
Заключение............................................................................................................14
Список используемой литературы.......................................................................15
Оглавление
|
Введение...................... |
Проективные методы в исследовании
личности...................... |
Заключение.................... |
Список используемой литературы.................... |
Введение
Возможность получения объективного знания о личности, ее внутреннем, скрытом от стороннего взгляда мире всегда волновала умы исследователей и заставляла искать новые пути, ведущие к решению одной из фундаментальных проблем психологической науки.
Проективные методы исследования личности- одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается почти всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методы широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии . С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. О важности места, которое занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течении многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, публикуемые на разных языках периодические издания.
Проективные методы в исследовании личности
Проективный метод [лат. projectio — выбрасывание вперед] — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Традиционно считается, что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работы В. Вундта и Ф. Гальтона. Именно им принадлежит честь первого использования метода свободных ("словесных") ассоциаций. Проективные методики основываются на едином психологическом механизме «проекции», который анализировали Фрейд и Юнг, суть проекции заключается в невольном приписывании другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому человеку, но в которых человек сам себе не признается, подавляя их. Бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных ошибках психики, в особенностях рисунков или восприятия неопределенных рисунков.
Также в этом направлении работали такие психологи как Г. Кент и А. Розанов, Д. Рапапорт, Герман Роршах , В.В. Абрамов, Дж. Келли, Д. Кроут, Т. Канн П Проективные методики используют для изучения структуры мотивации, активности личностной особенности, восприятия характерологических особенностей социальных отношений, межличностных и внутриличностных отношений.
Проективные методики находят применение сейчас во многих областях общей и прикладной психологии. Вместе с тем вопрос об их теоретической обоснованности до сих пор остается дискуссионным . Методики создавались в разное время, на протяжении почти пятидесяти лет, причем одни — чисто эмпирическим путем, другие — на основе общепсихологических или частных концепций. Кроме того, их возникновение было связано с потребностями сугубо клинической психологии, т. е. отвечало довольно узкому кругу задач диагностики дезадаптированной личности. Со временем, однако, методики начинают использоваться более широко как средства диагностики прежде всего индивидуальных особенностей личности. Такая переориентированность, расширение сферы применения проективных методик с необходимостью повлекла за собой процесс их теоретической и методологической рефлексии: поиск наиболее общих принципов и понятий, анализ категориальной системы с целью доказательства ее внутренней непротиворечивости и т. д. Решение этих задач и составляет содержание исследований, направленных на обоснование проективного метода.
Понятие проекции для
обозначения этих методик было
впервые использовано Л.
1. Проективные методы
направлены на уникальное в
структуре или организации
2. Личность в проективном
подходе изучается как
3. Эта система основных
динамических процессов
Определяя специфику проективного
подхода, Л. Франк пишет о том,
что это прием исследования личности,
с помощью которого испытуемого
помещают в ситуацию, реакцию на
которую он осуществляет в зависимости
от значения для него этой ситуации,
его мыслей и чувств. Также подчеркивается
то, что стимулы, используемые в проективных
методиках, не являются строго однозначными,
а допускают различную
По мнению ученого,
проективные методики удачно
дополняют существующие, позволяя
заглянуть в то, что наиболее
глубоко скрыто, ускользает при
использовании традиционных
1. Неопределенность, неоднозначность используемых стимулов.
2. Отсутствие ограничений в выборе ответа.
3. Отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».
Проективные методики направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, личности в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения.
Процесс взаимодействия
личности с
В современных исследованиях
(Л.Ф. Бурлачук, 1997, Л.Ф. Бурлачук и Е.Ю.
Коржова, 1998) осуществляется дальнейшая
разработка теории проективных методик,
изучаются диагностические
Первым разработал классификацию
проективных методик Л. Франк. Эта
классификация, несмотря на обилие других,
с предложенными позднее
1) конститутивные — структурирование, оформление стимулов, придание им смысла ( Роршаха тест);
2) конструктивные — создание из оформленных деталей осмысленного целого ( Мира тест);
3) интерпретативные — истолкование какого-либо события, ситуации
( Тематической апперцепции тест);
4) катартические — осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях ( Психодрама);
5) экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему
( «Дом—дерево—человек» тест);
6) импрессивные — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим ( Люшера цвета выбора тест);
7) аддитивные — завершение предложения, рассказа, истории «Завершения предложения методики» [4, С.149].
Остановимся подробнее на характеристике групп проективных методик.
Конститутивные. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой от испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либо аморфный материал, которому необходимо придать смысл. Примерами таких методик на завершение задания могут служить:
-Незаконченные предложения
- Незавершенные рисунки
Незаконченные предложения
— весьма популярная методика, применяемая
в самых разнообразных
2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Сценотест, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни (или заданные им экспериментатором), а по определённым особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения. Различие между этой категорией и конститутивной аналогично различию между «сырым» и «переработанным» материалом. Последний, в форме строительных кубиков, кусочков мозаики и тому подобного, поддаётся скорее упорядочиванию, нежели моделированию по шаблону. Примером, относящимся к данной категории, может служить тест «Рисунок человека» или другие формы рисуночных заданий, отличные от «свободного выражения» согласно собственным склонностям [5, С. 151].
3. Интерпретационные методы
– как ясно из определения,
испытуемый должен истолковать
некоторый стимул, исходя из собственных
соображений – ТАТ- хорошая
иллюстрация этого вида
4. Катартические. Предлагается
осуществление игровой
5. Экспрессивные. Анализ
почерка, особенностей
6. Импрессивные. Эти методики
основываются на изучении
7.Аддитивные. От обследуемого
требуется завершение имеющего
начало предложения, рассказа
или истории. Эти методики
Информация о работе Проективные методы в исследовании личности