Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:27, контрольная работа
Возможность получения объективного знания о личности, ее внутреннем, скрытом от стороннего взгляда мире всегда волновала умы исследователей и заставляла искать новые пути, ведущие к решению одной из фундаментальных проблем психологической науки. Проективные методы исследования личности- одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается почти всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека.
Введение..................................................................................................................3
Проективные методы в исследовании личности.................................................4
Заключение............................................................................................................14
Список используемой литературы.......................................................................15
Все перечисленные методики,
по Фрэнку, объединяет способность
отражать как на экране наиболее существенные
аспекты личности в их взаимозависимости
и целостности
В литературе по психометрическим
тестам и в литературе по проективным
методикам можно встретить
1. Методики дополнения. Стимульный материал: набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).
Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения").
Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").
2. Методики интерпретации.
Стимульный материал - набор картинок,
фотографий. От респондента требуется
составить рассказ (ТАТ, САТ)
по предложенным картинкам;
3. Методики структурирования.
Малоструктурированный
4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).
5. Методики изучения продуктов
творчества. Предметом интерпретации
является рисунок, который
Г.М. Прошанский попытался проследить все эти различия в трёхступенчатой схеме анализа проективных техник. Краткое резюме этой трёхступенчатой классификации выглядит следующим образом: Стимулы: а) вербальный; б) визуальный; в) конкретный; г) другие модальности; Ответ: а) ассоциативный; б) интерпретативный; в) манипулятивный; г) свободный выбор; Цель: а) описание; б) диагностика; в) терапия. Особенностью данной классификации является то, что последний пункт каждой категории, выпадает из общего строя или является противоположностью другим пунктам [5, С.254].
Проективный метод ориентирован
на изучение неосознаваемых (или не
вполне осознанных) форм мотивации
и в этом своем качестве является
едва ли не единственным собственно психологическим
методом проникновения в
Создатель проективного «метода чернильных пятен», имеющего и сейчас широкое распространение в клинической практике, швейцарский психиатр Герман Роршах, изначально был психоаналитиком. Этот метод был предложен в 1921 (серии чернильных пятен использовались и ранее, но именно он первым применил их для диагностики личности в целом).
За каждой такой интерпретацией
вырисовывается уникальная система
личностных смыслов и особенностей
когнитивного стиля субъекта. Метод
обеспечивается совокупностью проективных
методик (называемых также проективными
тестами), среди которых различают:
ассоциативные (например, тест Роршаха,
тест Хольцмана, в которых испытуемые
создают образы по стимулам — пятнам;
тест завершения неоконченных предложений);
интерпретационные (например, тематический
апперцепционный тест, в котором
требуется истолковать
Глубинная диагностика
с применением проективных
Все проективные методики объединяет способность отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования [1, с.324]. Эти методики характеризует также общность формального построения и сходство в стратегии проективного эксперимента: поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановке диагностических задач [4, с. 237]. Принято говорить о следующих отличительных признаках проективных методик:
1) так называемая
2) деятельность испытуемого
протекает в атмосфере
3) проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением [2, С. 154].
Заключение
Возникновение проективного
подхода к диагностике личности
является важным этапом в развитии
психодиагностики, поскольку появляются
методики, которые качественно отличны
от традиционных. Проективные техники
- методики, основанные на феномене проекции.
Они предназначены для
Важнейшая отличительная особенность проективных методик заключается в том, что в них используют неопределенные или слабоструктурированные стимулы, создающие наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мира человека. Однако, исследования, обращенные к анализу роли стимула в проективной технике, показывают, что ошибочно полагать каждую реакцию обследуемого личностно обусловленной, поскольку объективные параметры стимулов принимают непосредственное участие в формировании ответов. Несмотря на это, в современном мире усиливается интерес к проективным методикам как к одним из важнейших психологических инструментов познания личности.
Используемая литература:
1. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001. - 688с.
2. Бурлачук, Л.Ф. Введение в проективную психологию. — Киев: Вист-С, 1997. – 128с.
3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов / Бурлачук Леонид Фокич. - СПб.: Питер, 2006. - 351с.: ил. - (Учебник нового века).
4. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике — СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.: (Серия «Мастера психологии»)
5. Проективная психология: Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 318с..
6. Психологическая диагностика : учебник для студентов вузов/ под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. -3-е изд., перераб. и доп.. -СПб. [и др.]: Питер, 2003. -650с., [1] с.: табл. - (Учебник для вузов)
7. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М.: МГУ, 1980. - 150с.
8. Шапарь, В.Б., Шапарь, О.В. Практическая психология. Проективные методики. / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 480 с. (Психологический факультет).
9. http://www.koob.ru/
10. http://psylib.myword.ru
Информация о работе Проективные методы в исследовании личности