Профессиограмма и психограмма преподавателя ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 08:24, магистерская работа

Описание работы

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:
требования к должностным обязанностям работника;
требования к рабочему месту;
возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной организации.

Содержание работы

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОГРАММ И ПСИХОГРАММ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОГРАММ:
ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА.docx

— 67.32 Кб (Скачать файл)

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Г. СЕМЕЙ

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

И ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА

 

ДИСЦИПЛИНА: ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА МАГИСТРАНТА

ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

 

 

 

 

 

Тема: ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

 

 

Выполнила: Д.К.,

магистрант 1 года обучения,

специальность «Медицина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Семей, 2013

 

ПЛАН

 

  1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОГРАММ И ПСИХОГРАММ
  2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОГРАММ:
  3. ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ 

ПРОФЕССИОГРАММ И ПСИХОГРАММ

 

Профессиограмма (от лат. Professio - специальность, Gramma - запись) - описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку.

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства.

Она включает в себя психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

  • требования к должностным обязанностям работника;
  • требования к рабочему месту;
  • возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
  • варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной организации.

Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме:

профессия →

профессионально значимые требования к работнику →

профессионально важные качества →

профессионально важные психофизиологические свойства (ПФС) →

методы исследования →

ранжирование уровня развитости ПФС →

нормы оценки ПВК →

психограмма →

профессиональный отбор и адаптация работника →

прогнозирование его профессионального маршрута →

виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОГРАММ:

 

Методика разработки профессиограммы  включает несколько ключевых принципов:

а) Системность - в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре организации, а также возможный профессиональный маршрут работника;

б) Целостность - оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) Практичность - результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования;

г) Научность и современность - методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

д) Эффективность - в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом организации в условиях конкурентной рыночной борьбы.

 

Важной составной частью профессиограммы является психограмма - описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, - в этом основная сложность.

Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы организации, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных организаций, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи организации во взаимодействии с руководителями подразделений.

 

ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА  ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

 

Качество преподавательской деятельности в ВУЗе зависит от шести факторов:

  1. Статус ВУЗа как научного и учебного центра,
  2. Готовность ВУЗа к саморазвитию,
  3. Сплоченность педагогического коллектива на основе современных концепций образования,
  4. Педагогический потенциал лиц, входящих в данный ВУЗ,
  5. Владение преподавательским составом новыми технологиями,
  6. Уровня профессиональной культуры преподавателей.

 

Последний фактор является системообразующим и одновременно выступает в качестве критериального показателя развития и саморазвития ВУЗа.

В современной ВУЗовской педагогике росту профессионального мастерства преподавателя придается большое значение, поскольку в нем проявляются важнейшие стимулы активности студенчества, и он выступает потенциалом роста ВУЗа.

Однако серьезных научных исследований по диагностике, анализу и оценке качества преподавательской деятельности в ВУЗе пока еще нет. Только в психологии имеется ряд работ по педагогической рефлексии деятельности преподавателя ВУЗа, где рассматриваются отдельные показатели педагогической культуры преподавателя ВУЗа, требования к личности преподавателя, его профессиональной компетентности.

В той или иной мере определились некоторые общие позиции по анализу и оценке деятельности преподавателя ВУЗа, которые включают:

  • Высший показатель профессиональной культуры преподавателя, т.е. гармоническое сочетание его преподавательской и научно-исследовательской деятельности;
  • Соотношение теории и фактологии, знания и опыта, взаимосвязь знаний, умений и навыков при ведущей роли знаний;
  • Качество работы преподавателя, определяемое его умением осваивать современные дидактические технологии и соединять их соответственными авторскими методиками;
  • Мастерство преподавателя, напрямую связанное с его способностью мотивировать учебную деятельность студентов и организовывать ее как исследование, творчество и самостоятельное решение проблемы;
  • Отношение преподавателя к своему труду, зависящее от его общей культуры, владения универсальными знаниями, а также ориентации на новую парадигму вузовского образования, включающей в себя переход к многовариантной системе образования, реализацию личностно-ориентированного образования, использование рынка образовательных услуг, системного подхода в инновационных процессах и др.

В целом наука подходит к тому, что целостная личность преподавателя ВУЗа является основным фактором роста его профессиональной культуры (Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, М.М. Поташник, М.Н. Скаткин).

Преподаватель ВУЗа - прежде всего представитель определенной культуры, ее служитель, деятель, создатель; поскольку наука составляет стержень современной культуры, то преподаватель одновременно - человек высокого уровня воспитанности и как таковой обладает ведущими свойствами современного человека: гражданственностью, гуманистичностью, демократичностью, трудолюбием.

В качестве ученого-мыслителя, представителя науки он является мастером-профессионалом своего дела, методистом, организатором, эрудитом.

Как коллеге, преподавателю ВУЗа свойственны коллегиальность, опытность, принципиальность, самокритичность и требовательность к себе.

Высшее образование служит обновлению культуры, поэтому так важны качества личности преподавателя как инноватора: чувство нового, восприимчивость к новому, способность к творчеству, потребность в обновлении своего дела в целом.

Все блоки личностных характеристик преподавателя ВУЗа выходят на одни и те же интегративные качества, которые и выступают основными объектами анализа и оценки его преподавательской деятельности.

Ответственность - основной интегративный показатель мастерства преподавателя ВУЗа. В нем проявляются и концентрируются все качества личности. Гражданственность проецируется на ответственность через законопослушание, умение анализировать и принимать чужие позиции, точки зрения (демократичность), думать о будущем своего народа (гуманизм), проявлять готовность своим трудом служить обществу (трудолюбие). Этическое кредо человека культуры: человек в такой мере гражданин, в какой он ответственен перед обществом за свой труд, кроме того, он представитель культуры в такой мере, в какой создает ее своими усилиями для своего отечества и истории.

Ответственность содержит следующие показатели ее сформированности:

  • Честное, добросовестное выполнение служебного и гражданского долга;
  • Исполнительность в выполнении законов, устава ВУЗа, директив, реализации служебных прав и обязанностей;
  • Самостоятельность в преподавательской деятельности и научной работе, способность ставить перед собой посильные задачи и добиваться их решения;
  • Инициативность в совершенствовании ВУЗовского обучения и своего профессионального роста;
  • Умение подчиняться решению большинства, даже при несогласии с ним, но при этом готовность изменить это решение демократическим путем;
  • Самоконтроль и самодисциплина на службе, требовательность к себе и другим.

 

Ответственность акцентирует все свойства и качества ученого. Благодаря ей он отвечает за развитие науки, прогресс культуры, нравственное использование научных открытий. Поэтому ведущей чертой ученого является его ориентация на связь теории и практики и общественный прогресс. Несомненна связь всех характеристик преподавателя ВУЗа с ответственностью. Это качество проявляется в служении делу, высоком профессионализме, требовательности к себе, трудовой дисциплине и самодисциплине. Таким образом, ответственность есть реальное проявление всех качественных характеристик преподавателя ВУЗа.

Профессиональная компетентность - следующий критерий, характеризующий преподавателя ВУЗа. Как гражданин, человек он служит обществу и делу, которому отдает себя, свой опыт и способности. Как мастер своего дела он, несомненно, должен разбираться в преподаваемой науке, педагогике и психологии обучения и воспитания. Он возвышает до эталона, образца будущую профессию студентов, активизирует их учебную и иную деятельность как организатор. Как ученый он проявляет достаточную информированность по своему учебному предмету, организует сам исследовательскую деятельность студентов. Он же является экспериментатором и новатором, когда совершенствует методику ВУЗовского обучения, осваивает новые дидактические технологии. Таким образом, профессиональная компетентность преподавателя ВУЗа реализует все его качества как человека, мастера своего дела, ученого-мыслителя, новатора.

Профессиональная компетентность - базовая качественная характеристика преподавателя ВУЗа. Ее показателями выступают:

  • Четкое видение ориентиров обучения (эталон специалиста, задачи его достижения, профессиограмма, последовательность формирования профессиональных знаний, умений, навыков и др.);
  • Проявление образца профессионализма в своем деле (эталон человека и специалиста для студентов на их пути к профессиональному мастерству);
  • Мотивировка и организация эффективной деятельности студентов (выступает в качестве "дирижера", "тренера", "советника");
  • Знание и применение новых вузовских технологий обучения, максимально адаптируемых к своему опыту и специфике предмета;
  • Ориентация на связь теории и практики в интересах развития активной профессиональной позиции и действенного мышления у будущих специалистов;
  • Обеспечение обратной связи в обучении через различные виды контроля и самоконтроля.

Информация о работе Профессиограмма и психограмма преподавателя ВУЗа