Профессиограмма и психограмма преподавателя ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 08:24, магистерская работа

Описание работы

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:
требования к должностным обязанностям работника;
требования к рабочему месту;
возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной организации.

Содержание работы

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОГРАММ И ПСИХОГРАММ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОГРАММ:
ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА.docx

— 67.32 Кб (Скачать файл)

 

Все признаки профессиональной компетентности проявляются в таком показателе, как исследовательская направленность учебной деятельности преподавателя, включающая непрерывную педагогическую диагностику, научный анализ результатов обучения и осуществление необходимой педагогической коррекции.

Потребность в профессиональном самосовершенствовании - неотъемлемая характеристика человека культуры, науки, служителя своего дела, профессионала высшего уровня. Преподаватель ВУЗа должен успевать за быстротекущим временем, соизмерять свою деятельность с развитием науки, культуры, обязан расти вместе с духовным ростом современной молодежи, причем расти быстрее своих учеников.

Готовность и потребность во взаимопонимании и сотрудничестве - также важнейшие критерии мастерства преподавателя ВУЗа. Психология и педагогика высшего образования четко сформулировала основные постулаты эффективности работы преподавателя: наличие социальной цели, научной организации труда преподавателей и студентов, единые педагогические позиции и требования в коллективе ВУЗа, кафедры, единый стиль общения, выполнения всеми преподавателями и студентами устава ВУЗа, прав и обязанностей. При этом важно, чтобы каждый преподаватель ВУЗа проявлял добрую волю, желание сотрудничать с коллегами, помогать друг другу, искать новое и сорадоваться успехам других.

Данные критерии включают:

  • Самокритичность, объективная самооценка личных качеств и результатов своей деятельности;
  • Требовательность к себе как профессионалу и человеку;
  • Чувство нового, способность определить направленность совершенствования своего труда, создать новую концепцию обучения;
  • Сформированность "я-концепции" преподавателя вуза;
  • Самоисследование своего труда и творческое отношение к нему;
  • Умение работать над собой в различных областях деятельности.

 

Способность реализовывать условия роста профессионального мастерства преподавателя ВУЗа, которые в той или иной мере существуют в конкретных учебных заведениях, но их реализация зависит не столько от администрации, научной и учебной части, сколько от того, как активно сам преподаватель-мастер, профессионал использует имеющиеся условия.

Готовность и потребность в сотрудничестве характеризуется такими признаками:

  • Знанием психологии и особенностей своих коллег по работе;
  • Умением вести дискуссии, вырабатывать общие позиции в деле;
  • Пониманием, применением, реализацией полезных для дела чужих инициатив и предложений;
  • Способностью искать, находить и использовать сторонников в задуманном деле;
  • Умением использовать опыт и способности своих коллег для решения задач обучения и воспитания студентов;
  • Критикой оценки их личности и результатов их работы.

 

Активная реализация имеющихся условий для своего профессионального роста проявляется в следующих признаках:

  • Постоянные занятия преподавателя самообразованием;
  • Участие в конференциях, симпозиумах по вузовской психологии и педагогике;
  • Выступления на методологических семинарах, курсах повышения квалификации, встречи с работниками образования;
  • Выступления на кафедрах по совершенствованию обучения и воспитания студентов;
  • Публикация статей о методике преподавания в вузе;
  • Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе;
  • Создание методических рекомендаций для студентов по их активизации и творчеству.

 

Таким образом, вычленяются основные объекты научного анализа учебной деятельности преподавателя ВУЗа, которые реально охватывают всю объемную совокупность требований к специалисту и как к члену общества, и как к ученому, и как к профессионалу, обучающему студентов, и как к творцу нового в своем деле.

На базе разработанного подхода была создана программа диагностики и карта-характеристика личности преподавателя ВУЗа, основывающаяся на выделенных выше критериях качества труда преподавателя ВУЗа. Это предельно важно при аттестации кадров, проведении конкурсов на замещение вакантных должностей, присвоении ученых званий преподавателя, ассистента, доцента и профессора.

Критерий педагогического мастерства оценивается по трем показателям: если признак проявляется полностью, критерий считается сформированным, если есть лишь главные признаки, он только формируется, если нет этого - критерий не сформирован вообще.

Между тем активное сотрудничество преподавателей и студентов в учебной и исследовательской работе является одним из ведущих стимулов профессионального роста преподавателя ВУЗа.

Когда речь идет о качественной характеристике преподавательской деятельности, естественно говорить о качестве успеваемости.

Ориентация преподавателей на студентов при самооценке своих качеств и профессионального мастерства встречается крайне редко. Поэтому, проблема субъект-объектных, субъект-субъектных отношений в ВУЗовской жизни не решается на современном уровне.

Личность преподавателя формируется сегодня больше во взаимоотношениях с коллегами, чем во взаимодействии со студентами. Преподаватель ВУЗа совершенствуется в двух направлениях: "Я и наука" и "Я и студенты". Точнее всего его представления о себе как ученом, поэтому репрезантивность данных о себе в этой сфере более адекватна, чем мнение о себе в отношении к студенчеству. Здесь чаще всего господствует завышенная самооценка и попечительская позиция.

Сближение позиций преподавателя как работника науки и как воспитателя будущих профессионалов происходит по следующим направлениям:

  • Целевая установка преподавателя на свой предмет постепенно заменяется ориентацией на воспитание личности будущего специалиста-профессионала;
  • Изменяется позиция преподавателя "не я должен передавать студенту максимально нужную информацию, а он сам должен сказать себе: "это я обязан учиться тому делу, которому хочу заниматься профессионально, это надо для меня"";
  • Нужно извлечь из вузовской жизни все необходимое для самосозидания, самотворчества;
  • Наступило время открытости духовного мира преподавателя: студенты должны видеть все ценные стороны преподавателя и все его недостатки, оценка студентами преподавателя должна совпадать с его самооценкой.

 

Преподаватель - обычно патриот своего предмета, но ему необходимо перейти на следующую ступень - стать патриотом своего ВУЗа, а затем и служителем культуры и духовности, учителем в высочайшем значении этого слова.

Перспективы нового качества ВУЗовского образования совпадают с критериями качества преподавательской деятельности. Это дает надежду на серьезное реформирование современной высшей школы.

Известно, что качество научного исследования и сам процесс исследовательской работы сущностно едины. Преподавательская деятельность в ВУЗе оказывается тесно связанной с процессом достижения результатов исследовательской деятельности. Поэтому качество ВУЗовского образования определяется взаимосвязью научно-исследовательской, методической работы с практической деятельностью кафедр по совершенствованию процесса образования и компетентностью педагогических кадров.

Приоритет исследовательской работы в ВУЗе над учебной и методической подтвержден результатами многих исследований. По отношению к учебному процессу она служит обновлению содержания образования и его совершенствованию за счет новых научных идей и концепций. При этом обогащается профессиональная компетентность преподавателей, которая, в свою очередь, влияет на учебную деятельность студентов. Становится реальным и полноценным исследовательский подход к обучению и воспитанию. Студент все чаще занимает позицию исследователя и реализатора новых научных идей, у него формируется исследовательский подход к жизни, к труду, к своей профессии.

В аспекте взаимосвязи с методической работой кафедр исследовательская деятельность помогает выработать общие позиции по отношению к совершенствованию ВУЗовского процесса обучения, способствует адекватному анализу и оценке качества любой деятельности человека, в том числе преподавательской деятельности. Исследовательская работа на кафедре повышает статус кафедры преподавателей института, в результате чего повышается значимость каждого учебного предмета.

По отношению к административной, организационной и другой управленческой деятельности научно-исследовательская работа способствует глубокому анализу, коррекции и качественному изменению стиля и научной атмосферы ВУЗа. Все это повышает педагогический потенциал последнего и создает благоприятные предпосылки для реформирования высшего образования.

В условиях научно-аналитического подхода ко всем сторонам жизни ВУЗа в полной мере проявляется индивидуальность преподавателей и студентов.

Реализация философской и психологической теории субъектности в условиях исследовательского стиля деятельности ВУЗа приводит к формированию "Я-концепции" преподавателя и студента, что в первую очередь отражается на всевозрастающей познавательной активности студентов и творческом стиле работы преподавателя ВУЗа.

Если исходной в ВУЗовской реформе становится исследовательская работа преподавателя, то на ее основе и должна осуществляться аттестация педагогических кадров, а также аккредитация ВУЗов. Тогда рост профессиональной культуры будет зависеть от научно-исследовательского подхода, причем, одновременно устанавливается логическая последовательность аналитического и диагностического подходов к профессиональной культуре преподавателя: вначале осуществляется анализ учебной деятельности с позиции теории учебного процесса и положений современной дидактики, самоанализа преподавателем его учебной работы с позиции психологии мышления, логики познавательного процесса аксеологического подхода. Научно-исследовательская и преподавательская деятельности связываются между собой через методическую работу кафедр и преподавателей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современное общество ставит перед преподавателем задачи, заключающиеся не только в формировании профессиональных знаний и умений молодых специалистов, также педагогу в учебном процессе необходимо раскрыть потенциал человека, формировать мотивацию успеха, самостоятельность, что предъявляет к личности и профессиональной деятельности преподавателя высокие требования. На сегодняшний день конкурентоспособным ресурсом деятельности педагога являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько профессиональная и психологическая культура, обеспечивающая профессиональную успешность преподавателей ВУЗа.

К сожалению, сегодня профессиональная деятельность преподавателей протекает на фоне очевидных проблем высшей школы, среди которых наиболее значимыми являются низкий престиж в обществе профессии педагога и ученого, отток высококвалифицированных кадров из системы «высшая школа - аспирантура». Наряду с этим преподаватель, как правило, не рассматривает свою деятельность в ВУЗе как основную, имеет низкую мотивацию к работе в научной и преподавательской сфере, не проявляет интереса к последним достижениям науки, не стремится повышать свою квалификацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования текст. / O.A. Абдуллина. - М: Просвещение, 1984. 207 с.
  2. Анисимов O.A. Стресс и профессиональное здоровье педагога текст. / О.А Анисимов // Психолог в школе. 2000. - №1 - 2. С. 100 -107.
  3. Горовая В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования текст.: дис. д-ра пед.наук / В.И. Горовая СПб, 1995. - 335 с.
  4. Дмитиренко Е.А. К вопросу о ведущих компонентах структуры личности учителя / Е.А. Дмитиренко, К.С. Успанов // Проблемы формирования профессионального мастерства учителя. Алма -Ата, 1985.-С. 10-11.
  5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании -М.: Исслед. центр, проблем качества подготовки специалистов, 2004 -38 с.
  6. Иванов В.Г. Проектная культура преподавателя ВУЗа // Высшее образование в России. 1998. -№3. - с. 23-26.

Матушанский, Г.У. Система непрерывного профессионального образования преподавателя высшей школы дис. д-ра пед. наук. Калуга, 2003. - 466 с.

 


Информация о работе Профессиограмма и психограмма преподавателя ВУЗа