Таким образом, психограмма
стала методом описания обязательных
личностных качеств, способствующих успешному
выполнению тех или иных функций не конкретным
сотрудником, а любым представителем профессии,
после чего вошла в структуру профессиограммы
как обязательная ее часть. Поэтому использовать
отдельно психограмму как полноценный
и самостоятельный инструмент описания
и оценки должности нельзя, поскольку
он нацелен лишь на определение профессионально
важных качеств.
Глава 2. Профессиограмма
и психограмма воспитателя МАДОУ "Детский
сад № 302 комбинированного вида Ново-Савиновского
района г. Казани"
2.1 Анализ деятельности
МАДОУ "Детский сад № 302 комбинированного
вида Ново-Савиновского района г. Казани"
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение " Детский
сад № 302 комбинированного вида" Ново-Савиновского
района расположен по адресу: г. Казань,
ул. Ярослава Гашека дом 9.
МАДОУ "Детский сад № 302"
работает по следующему режиму:
Группы № 8 и № 5 (дежурные) с
06.30 по 18.30
Группы № 1, № 2, № 4, № 6, № 7, №
9, № 10, № 11, № 12 с 07.30 по 18.00
Количество групп - 11; из них:
группы раннего возраста - 3
(группы № 1, № 2, № 5)
логопедические группы - 2 (№
11 и № 12)
группы с татарским языком воспитания
и обучения - 6 (группы № 1, № 2, № 5, № 6, №
9, № 10)
В детском саду созданы все
необходимые условия для всестороннего
развития детей. В детском саду имеются
следующие кабинеты:
логопедический кабинет;
музыкальный зал;
физкультурный зал;
кабинет татарского языка;
кабинет для дополнительных
платных услуг;
методический кабинет.
Приоритетные направления детского
сада: коррекция нарушений речи у дошкольников.
Педагогический состав укмплектован
квалифицированными воспитателями и специалистами
с соответствующим профильным образованием.
Всего в детском саду педагогов
- 24. Их них имеют:
высшую категорию - 10 человек;
первую категорию - 7 человек;
вторую категорию - 3 человека;
молодой специалист - 1 человек.
По образовательному критерию
педагоги делятся на педагогов:
с высшим образованием - 8 человек
со средним профессиональным
- 15 человек
Миссия ДОУ - создание условий
для обеспечения каждому ребёнку полноценного
проживания дошкольного детства и целостного
развития, его социализации, максимальное
удовлетворение потребностей семьи в
вопросах развития диагностики и коррекции
детей дошкольного возраста, в оказании
помощи в процессе реализации различных
образовательных услуг.
Цель деятельности МАДОУ «Детский
сад №302» - сохранение и укрепление здоровья
детей, обеспечение их эмоционального
благополучия посредством игровой деятельности
в условиях внедрения Федеральных государственных
требований к структуре основной общеобразовательной
программы в педагогический процесс.
Задачи:
- Развивать и укреплять
психофизическое здоровье дошкольника
через совершенствование системы
воспитания и формирования навыков
ведения здорового образа жизни.
- Организовать работу по развитию
игровой деятельности дошкольников в
разных возрастных группах за счёт повышения
профессионального уровня педагогов по
вопросам руководства игрой.
Для достижения цели и задач
детский сад осуществляет следующие виды
основной деятельности:
реализация основной общеобразовательной
программы дошкольного образования в
группах общеразвивающей направленности
с приоритетным осуществлением деятельности
по развитию детей по нескольким направлениям,
таким как познавательно-речевое, социально-личностное,
художественно-эстетическое и физическое;
реализация дополнительных
общеобразовательных программ (научно-технической,
спортивно-технической, художественной,
физкультурно-спортивной, военно-патриотической,
социально-педагогической, социально-экономической,
естественно-научной, художественно-эстетической
направленности и др.);
воспитание, обучение и развитие,
а также присмотр, уход и оздоровление
детей в возрасте от 1,5 до 7 лет;
оказание государственной услуги
по уходу за детьми дошкольного возраста
и предоставлению дошкольного образования;
материально-техническое обеспечение
и оснащение образовательного процесса,
оборудование помещений в соответствии
с государственными и местными нормами
и требованиями, осуществляемыми в пределах
собственных финансовых средств;
- использование и совершенствование
методик образовательного процесса
и образовательных технологий.
2.2 Профессиограмма
воспитателя детского сада
История профессии воспитателя
зародилась в Древней Греции, однако в
те времена воспитанием ребёнка занимался
раб, который отводил его в школу и нёс
все необходимые принадлежности для его
учёбы. В остальное время раб следил за
развитием ребёнка, оберегал от опасностей
и невольно формировал поступки ребёнка
и его поведение в целом. Некоторое время
спустя дело раба продолжил домашний воспитатель,
а впоследствии после популяризации общественного
образования появилась профессия воспитатель.
По результатам анкетирования,
профессия в настоящее время
является очень распространенной, поскольку
достаточно длительный период на специалистов
в этой области был высокий спрос среди
работодателей. Эта сфера нуждалась и
продолжает нуждаться в специалистах.
Воспитатель занимается образованием
ребенка: его воспитанием, обучением и
развитием. Проводит зарядки, занятия
по развитию речи, навыков устного счета,
чтению, рисованию, лепке, природоведению.
Развивает у детей внимание, память, мышление,
сообразительность, инициативность, навыки
общения. Знакомит с этическими и эстетическими
нормами поведения в обществе. Организует
времяпрепровождение детей: игры, ежедневную
прогулку, другие мероприятия в соответствии
с режимом дня. Несет ответственность
за жизнь и здоровье детей.
Смежные профессии: воспитатель
в детских домах и общежитиях, инспектор
по работе с трудными подростками, учитель
младших классов в школе, воспитатель
группы продленного дня, воспитатель школы-интерната.
Альтернатива работе в садике – преподавание
в школе раннего развития.
Возможности для карьерного
роста небольшие: повышение уровня образования,
накопление стажа работы отражаются на
уровне доходов, однако еще не обеспечивают
продвижение по служебной лестнице. Есть
шанс когда-либо занять место заведующего
детским садом или стать чиновником органов
управления образованием. Можно заняться
предпринимательством, например, создав
частный детский сад или развивающий центр
(такой бизнес к высокодоходному не относится,
зато обеспечивает стабильность). Профессия воспитатель
не является карьеристской сама по себе.
Карьерный рост проявляется здесь в повышении
заработной платы.
Спрос на воспитателей на рынке
труда в целом имеется, хотя в некоторых
регионах России трудоустройство может
вызывать сложности (это напрямую зависит
от демографической ситуации — воспитатели
требуются там, где рождается много детей).
Зарплата у начинающих работников небольшая,
зависит от имеющегося образования (высшее
или среднее специальное), стажа работы,
дополнительных профессиональных навыков
(умения преподавать детям иностранные
языки). По мере накопления опыта работы
и повышения профессионального статуса
возрастает и доход, однако он все равно,
за редкими исключениями, ниже средней
платы в промышленности.
Работает в помещениях детского
сада: в группе, спортзале, также на воздухе,
на территории для прогулки. Возможны
выезды в музеи, за город и т. д. Работа
в одну смену, обычно время чередуется:
один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00,
поскольку на группу положено два воспитателя,
которые меняют друг друга (утро—вечер).
Рабочие места есть в детских дошкольных
учреждениях, развивающих центрах, частных
детских садах.
Работа воспитателей детского
сада проходит в две смены, один воспитатель
работает с группой утром, а второй приходит
вечером. Для утреннего воспитателя рабочий
день обычно начинается в семь часов утра,
а вечерний воспитатель закрывает за собой
двери детского сада около семи-восьми
часов вечера.Обычно в одну группу набирают
около двадцати детей. От воспитателя
требуется постоянно направлять деятельность
детей и следить за ними, так что умственное
напряжение его находится на высоком уровне.
Это профессия преимущественно
умственного труда, которая в большей
степени связна с приемом и переработкой
информации. В работе важны результаты
его интеллектуальных размышлений. Но,
при этом, физический труд не исключается.
Естественно, чтобы работать
воспитателем в детском саду, нужно любить
детей и быть тактичным и отзывчивым человеком.
Для успешного овладения профессией
человек должен быть внимательным, ответственным,
отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым,
проявлять склонность к работе с детьми.
Желательно иметь хорошую память, внимание,
высокие коммуникативные способности.
Нужны общая культура и эрудированность,
грамотная и внятная речь, хорошо поставленный
голос, умение управлять коллективом.
Также необходимы стрессоустойчивость,
умение контролировать свое поведение
и эмоции, крепкая нервная система: работа
воспитателя хотя и не сопровождается
повышенными физическими нагрузками,
однако протекает в условиях постоянного
психоэмоционального напряжения.
Медицинскими противопоказаниями
являются нервные и психические заболевания,
нарушение функций опорно-двигательного
аппарата, заболевания сердечно-сосудистой
и дыхательной систем, устойчивые нарушения
зрения и слуха, хронические инфекционные
кожно-венерические заболевания, вредные
привычки.
Воспитатель должен иметь знания
по педагогике, психологии, основам безопасности
жизнедеятельности, оказанию первой помощи,
этике и эстетике, содержанию и принципам
организации дошкольного воспитания.
Знать методики обучения и развития детей,
уметь организовывать их познавательную
деятельность.
На должность воспитателя дошкольного
учреждения назначается лицо, имеющее
высшее педагогическое (дошкольное) образование
либо среднее специальное педагогическое
образование без предъявления требований
к стажу работы.
На должность воспитателя дошкольного
учреждения II квалификационной категории
назначается лицо, имеющее высшее педагогическое
(дошкольное) образование либо среднее
специальное педагогическое образование,
стаж работы в должности воспитателя дошкольного
учреждения не менее 2 лет.
На должность воспитателя дошкольного
учреждения I квалификационной категории
назначается лицо, имеющее высшее педагогическое
(дошкольное) образование либо среднее
специальное педагогическое образование,
стаж работы в должности воспитателя дошкольного
учреждения II квалификационной категории
не менее 3 лет.
На должность воспитателя дошкольного
учреждения высшей квалификационной категории
назначается лицо, имеющее высшее педагогическое
(дошкольное) образование либо среднее
специальное педагогическое образование,
стаж работы в должности воспитателя дошкольного
учреждения I квалификационной категории
не менее 3 лет.
В своей деятельности воспитатель
дошкольного учреждения руководствуется:
· законодательными и нормативными
документами, регулирующими соответствующие
вопросы;
· методическими материалами,
касающимися вопросов его деятельности;
· уставом учреждения;
· приказами руководителя учреждения
(непосредственного руководителя);
· правилами и нормами гигиены
труда, правилами трудового распорядка;
· должностной инструкцией.
Воспитатель дошкольного учреждения
должен знать:
· нормативные правовые акты
и другие программно-методические документы
по вопросам дошкольного образования,
правам ребенка;
· педагогику и методику дошкольного
воспитания;
· детскую, возрастную, педагогическую
и социальную психологию, анатомию и физиологию
детей;
· основы дефектологии, детский
репертуар (литературно-художественный,
музыкальный);
· достижения педагогической
науки и практики по дошкольному воспитанию;
· правила охраны жизни и здоровья
детей;
· основы доврачебной помощи;
· основы трудового законодательства;
· правила и нормы охраны труда
и пожарной безопасности.
Во время отсутствия воспитателя
дошкольного учреждения его обязанности
выполняет в установленном порядке назначаемый
заместитель, несущий полную ответственность
за их надлежащее исполнение.
На воспитателя дошкольного
учреждения возлагаются следующие функции:
-Планирование, организация
и проведение воспитательно-образовательной
работы.
-Обеспечение охраны и укрепления
здоровья детей.
-Приобщение детей к национальной
культуре и традициям.
-Координация деятельности
помощника воспитателя и других работников
в рамках единого образовательного процесса.
Для выполнения возложенных
на него функций воспитатель дошкольного
учреждения обязан:
- Планировать, организовывать
и проводить воспитательно-образовательную
и оздоровительную работу по обеспечению
полноценного физического и психического
развития детей на основе изучения их
индивидуальных особенностей, интересов
и способностей.Организовывать выполнение
детьми режима дня.
- Обеспечивать охрану и укрепление
здоровья детей совместно с медицинскими
работниками.
- Осуществлять дифференцированный
подход к воспитанию ребенка в зависимости
от пола, формировать его высокоморальные
качества, мотивы деятельности, самооценку,
межличностные отношения.
- Способствовать созданию в
группе доброжелательного, благоприятного
микроклимата для проявления творчества
и способностей воспитанников.
- Приобщать детей к национальной
культуре, ее традициям.
- Использовать в практике новейшие
научно-методические материалы в области
воспитания.
- Осуществлять педагогическую
деятельность в тесном контакте с родителями
(опекунами) детей, специалистами дошкольного
учреждения и школы.