Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 01:00, реферат
Конец 20 века принес в нашу жизнь новое явление, начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг – определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес – планов; психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т.п.
Введение…………………………………………………………………….3
Происхождение профессиональной этики…………………………4
Выводы по 1 главе………………………………………………….6
2. Основные этические принципы деятельности психолога………...7
2.1. Принцип конфиденциальности………………………………...7
2.2. Принцип компетентности………………………………………8
2.3. Принцип ответственности……………………………………...8
2.4. Принцип этической и юридической правомочности…………9
2.5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии……..9
2.6. Принцип благополучия клиента……………………………...10
2.7. Принцип профессиональной кооперации……………………10
2.8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования………………………………………………………………11
Выводы по 2 главе…………………………………………………12
Этические проблемы работы психолога………………………….13
Выводы по 3 главе…………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….17
Псковский Государственный Университет
Реферат по дисциплине: Социально – психологическая служба в образовании
Тема: Профессиональная этика практического психолога
Выполнила: студентка 3 курса
Факультета психологии
Гаврилова Валерия С.
Руководитель: Юнель
Светлана Александровна
Псков, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Выводы по 1 главе………………………………………………….6
2. Основные этические принципы деятельности психолога………...7
2.1. Принцип конфиденциальности…………
2.2. Принцип компетентности……………………
2.3. Принцип ответственности…………………
2.4. Принцип этической и
2.5. Принцип квалифицированной
2.6. Принцип благополучия клиента……
2.7. Принцип профессиональной
2.8. Принцип информирования
Выводы по 2 главе…………………………………………………12
Выводы по 3 главе…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Конец 20 века принес в нашу жизнь новое явление, начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг – определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес – планов; психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т.п.
Профессиональная деятельность человека в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в этом смысле. Физическое отличие предметов профессиональной деятельности. Освоение профессии предполагает включение ее предмета в содержание Я – концепции человека. Естественно, что варианты этого будут бесконечно разнообразны, но, тем не менее, в них есть, то принципиально общее, что конституирует предмет одной профессиональной деятельности в отличие от другой.
Появление профессии психолога в начале века было связано с социальными задачами максимального использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учиться. Это нашло свое отражение в истории психологии труда и в истории психологии обучения. В конечном итоге это позволило появиться целой отрасли психологического знания – психологии индивидуальных различий.
По существу, психолог на заре существования этой профессии начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни – с характеристикой перспективы личного развития, беря таким образом (пусть даже временно) ответственность за определение этой перспективы в достаточно конкретных проявлениях успешности осуществления учебной или трудовой деятельности.
Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К.Маркс и Ф. Энгельс.
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.
Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.
Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика изучает:
- отношения
трудовых коллективов и
- нравственные
качества личности специалиста,
которые обеспечивают
- взаимоотношения
внутри профессиональных
- особенности профессионального воспитания.
Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.
Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса.
Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.
Выводы по 1 главе:
Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.
Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.
В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.
Этические принципы призваны обеспечить:
- решение
профессиональных задач в
- защиту
законных прав людей, с которыми
психологи вступают в
- укрепление
авторитета психологической
2.1. Принцип конфиденциальности.
- Информация,
полученная психологом в
- Лица,
участвующие в психологических
исследованиях, тренингах и других
мероприятиях, должны быть осведомлены
об объеме и характере
- Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.
- Если
информация, полученная от клиента,
запрашивается экспертами (для решения
вопроса о компетентности
- На присутствие
третьих лиц во время
- Администрация
органа управления
2.2. Принцип компетентности.
- Психолог
четко определяет и учитывает
границы собственной
- Психолог
несет ответственность за
2.3. Принцип ответственности.
- Психолог
осознает свою
- Проводя
исследования, психолог заботится,
прежде всего, о благополучии
людей и не использует
- Психолог
несет ответственность за
- Психолог
несет профессиональную
- Психолог
в публичных выступлениях не
имеет права пользоваться
- Психолог
может не информировать
- При
принятии решения об оказании
психологической помощи
2.4. Принцип этической и юридической правомочности.
- Психолог
планирует и проводит
- В случае
расхождения между нормами
- Нормы
данного Кодекса
- Психолог
может выполнять свои
Информация о работе Профессиональная этика практического психолога