Профессиональная этика практического психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 01:00, реферат

Описание работы

Конец 20 века принес в нашу жизнь новое явление, начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг – определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес – планов; психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т.п.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Происхождение профессиональной этики…………………………4
Выводы по 1 главе………………………………………………….6
2. Основные этические принципы деятельности психолога………...7
2.1. Принцип конфиденциальности………………………………...7
2.2. Принцип компетентности………………………………………8
2.3. Принцип ответственности……………………………………...8
2.4. Принцип этической и юридической правомочности…………9
2.5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии……..9
2.6. Принцип благополучия клиента……………………………...10
2.7. Принцип профессиональной кооперации……………………10
2.8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования………………………………………………………………11
Выводы по 2 главе…………………………………………………12
Этические проблемы работы психолога………………………….13
Выводы по 3 главе…………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Professionalnaya_etika_prakticheskogo_psikhologa.docx

— 40.40 Кб (Скачать файл)

Псковский Государственный Университет

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: Социально – психологическая служба в образовании

Тема: Профессиональная этика практического психолога

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

Факультета психологии

Гаврилова Валерия С.

 

Руководитель: Юнель

Светлана Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

Псков, 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

    1. Происхождение профессиональной этики…………………………4

Выводы по 1 главе………………………………………………….6

   2.  Основные этические принципы деятельности психолога………...7

2.1. Принцип конфиденциальности………………………………...7

2.2. Принцип компетентности………………………………………8

2.3. Принцип ответственности……………………………………...8

2.4. Принцип этической и юридической  правомочности…………9

2.5. Принцип квалифицированной пропаганды  психологии……..9

2.6. Принцип благополучия клиента……………………………...10

2.7. Принцип профессиональной кооперации……………………10

2.8. Принцип информирования клиента  о целях и результатах обследования………………………………………………………………11

Выводы по 2 главе…………………………………………………12

    1. Этические проблемы работы психолога………………………….13

Выводы по 3 главе…………………………………………………15

Заключение………………………………………………………………..16

Список литературы……………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конец 20 века принес в нашу жизнь новое явление, начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг – определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес – планов; психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т.п.

Профессиональная деятельность человека в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в этом смысле. Физическое отличие предметов профессиональной деятельности. Освоение профессии предполагает включение ее предмета в содержание Я – концепции человека. Естественно, что варианты этого будут бесконечно разнообразны, но, тем не менее, в них есть, то принципиально общее, что конституирует предмет одной профессиональной деятельности в отличие от другой.

Появление профессии психолога в начале века было связано с социальными задачами максимального использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учиться. Это нашло свое отражение в истории психологии труда и в истории психологии обучения. В конечном итоге это позволило появиться целой отрасли психологического знания – психологии индивидуальных различий.

По существу, психолог на заре существования этой профессии начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни – с характеристикой перспективы личного развития, беря таким образом (пусть даже временно) ответственность за определение этой перспективы в достаточно конкретных проявлениях успешности осуществления учебной или трудовой деятельности.

  1. Происхождение профессиональной этики

Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К.Маркс и Ф. Энгельс.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

- отношения  трудовых коллективов и каждого  специалиста в отдельности;

- нравственные  качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее  выполнение профессионального долга;

- взаимоотношения  внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные  нормы, свойственные для данной  профессии;

- особенности  профессионального воспитания.

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса.

Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

 

Выводы по 1 главе:

Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные этические принципы деятельности психолога

Этические принципы призваны обеспечить:

- решение  профессиональных задач в соответствии  с этическими нормами;

- защиту  законных прав людей, с которыми  психологи вступают в профессиональное  взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников  исследований и др. лиц, с которыми  работает психолог сохранение  доверия между психологом и  клиентом;

- укрепление  авторитета психологической службы  образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической  общественности. Основными этическими  принципами являются:

2.1. Принцип конфиденциальности.

- Информация, полученная психологом в процессе  проведения работы, не подлежит  сознательному или случайному  разглашению, а в ситуации необходимости  передачи ее третьим лицам  должна быть представлена в  форме, исключающей ее использование  против интересов клиентов.

- Лица, участвующие в психологических  исследованиях, тренингах и других  мероприятиях, должны быть осведомлены  об объеме и характере информации, которая может быть сообщена  другим заинтересованным лицам  и (или) учреждениям.

- Участие  обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических  процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть  сознательным и добровольным.

- Если  информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения  вопроса о компетентности психолога  во время его аттестации), она  должна быть предоставлена в  форме, исключающей идентификацию  личности клиента экспертами. Для  этого вся информация о клиенте  регистрируется и хранится с  учетом строгой конфиденциальности.

- На присутствие  третьих лиц во время диагностики  или консультирования необходимо  предварительное согласие клиента  или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

- Администрация  органа управления образованием  или образовательного учреждения, по заданию которого проводится  психологическое обследование, должна  быть предупреждена о том, что  на нее распространяется обязательство  сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты  обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться  от сообщения сведений, наносящих  вред клиенту и не имеющих  отношения к образовательной  ситуации.

2.2. Принцип компетентности.

- Психолог  четко определяет и учитывает  границы собственной компетентности.

- Психолог  несет ответственность за выбор  процедуры и методов работы  с клиентом.

2.3. Принцип ответственности.

- Психолог  осознает свою профессиональную  и личную ответственность перед  клиентом и обществом за свою  профессиональную деятельность.

- Проводя  исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии  людей и не использует результаты  работы им во вред.

- Психолог  несет ответственность за соблюдение  данного Этического кодекса независимо  от того, проводит он психологическую  работу сам или она идет  под его руководством.

- Психолог  несет профессиональную ответственность  за собственные высказывания  на психологические темы, сделанные  в средствах массовой информации  и в публичных выступлениях.

- Психолог  в публичных выступлениях не  имеет права пользоваться непроверенной  информацией, вводить людей в  заблуждение относительно своего  образования и компетентности.

- Психолог  может не информировать клиента  об истинных целях психологических  процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения  этих целей невозможны.

- При  принятии решения об оказании  психологической помощи недееспособным  лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся  в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения  диагноз психического расстройства, который известен психологу, и  т.п.) психолог несет ответственность  за последствия выбранного и  использованного им вмешательства.

2.4. Принцип этической и юридической правомочности.

- Психолог  планирует и проводит исследования  в соответствии с действующим  законодательством и профессиональными  требованиями к проведению психологической  деятельности.

- В случае  расхождения между нормами данного  Кодекса и обязанностями, вменяемыми  ему администрацией образовательного  учреждения, психолог руководствуется  нормами данного Кодекса.

- Нормы  данного Кодекса распространяются  только на профессиональные отношения  психолога с клиентом и другими  субъектами образовательного процесса.

- Психолог  может выполнять свои обязанности  официального эксперта в соответствии  с законом. При этом на него  полностью распространяются нормы  данного Кодекса

Информация о работе Профессиональная этика практического психолога