Профессиональная этика практического психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 01:00, реферат

Описание работы

Конец 20 века принес в нашу жизнь новое явление, начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг – определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес – планов; психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т.п.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Происхождение профессиональной этики…………………………4
Выводы по 1 главе………………………………………………….6
2. Основные этические принципы деятельности психолога………...7
2.1. Принцип конфиденциальности………………………………...7
2.2. Принцип компетентности………………………………………8
2.3. Принцип ответственности……………………………………...8
2.4. Принцип этической и юридической правомочности…………9
2.5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии……..9
2.6. Принцип благополучия клиента……………………………...10
2.7. Принцип профессиональной кооперации……………………10
2.8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования………………………………………………………………11
Выводы по 2 главе…………………………………………………12
Этические проблемы работы психолога………………………….13
Выводы по 3 главе…………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Professionalnaya_etika_prakticheskogo_psikhologa.docx

— 40.40 Кб (Скачать файл)

2.5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

- В любых  сообщениях, предназначенных для  людей, не имеющих психологического  образования, следует избегать избыточной  информации, раскрывающей суть профессиональных  методов его работы. Подобная  информация возможна только в  сообщениях для специалистов.

- Во  всех сообщениях психолог должен  отражать возможности методов  практической психологии в соответствии  с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

- Психолог  обязан пропагандировать достижения  психологии профессионально и  точно в соответствии с действительным  состоянием науки на данный  момент.

2.6. Принцип благополучия клиента.

- В своих  профессиональных действиях психолог  ориентируется на благополучие  и учитывает права всех субъектов  образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога  вступают в противоречие с  этическими нормами, психолог разрешает  эти конфликты, руководствуясь принципом "не навреди".

- Психолог  в ходе профессиональной деятельности  не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав  и свобод личности) по социальному  статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым  другим отличиям.

- В профессиональной  деятельности психолога образования  приоритетными объявляются права  и интересы ребенка как основного  субъекта образовательного процесса.

- Психолог  придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

2.7. Принцип профессиональной кооперации.

- Работа  психолога основывается на праве  и обязанности проявлять уважение  к другим специалистам и методам  их работы независимо от собственных  теоретических и методических  предпочтений.

- Психолог  воздерживается от публичных  оценок и замечаний о средствах  и методах работы коллег в  присутствии клиентов и обследуемых  лиц.

- Если  этическое нарушение не может  быть устранено неформальным  путем, психолог может вынести  проблему на обсуждение методического  объединения (МО), в конфликтных ситуациях - на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

2.8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

- Психолог  информирует клиента о целях  и содержании психологической  работы, проводимой с ним, применяемых  методах и способах получения  информации, чтобы клиент мог  принять решение об участии  в этой работе. В случаях, когда  психологическая процедура осуществляется  с детьми до 16 лет, согласие на  участие в ней ребенка должны  дать родители или лица, их  заменяющие.

- В процессе  профессиональной деятельности  психолог высказывает собственные  суждения и оценивает различные  аспекты ситуации в форме, исключающей  ограничение свободы клиента  в принятии им самостоятельного  решения. В ходе работы по оказанию  психологической помощи должен  строго соблюдаться принцип добровольности  со стороны клиента.

- Психолог  должен информировать участников  психологической работы о тех  аспектах деятельности, которые  могут повлиять на их решение  участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический  риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный  опыт и др.

- Для  получения согласия клиента на  психологическую работу с ним  психолог должен использовать  понятную терминологию и доступный  для понимания клиента язык.

- Заключение  по результатам обследования  не должно носить категорический  характер, оно может быть предложено  клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими  и не содержать заведомо невыполнимых  условий.

- В ходе  обследования психолог должен  выявлять и подчеркивать способности  и возможности клиента. В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.

 

Вывод по 2 главе:

Таким образом, этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этические проблемы работы психолога

В своей работе практический психолог сталкивается с так называемыми этическими проблемами и “соблазнами”. Наиболее типичные из них представлены ниже:

1. Соблазн  власти. Известно, что у психолога  имеется много возможностей сделать  людей зависимыми от себя. Плохо, когда власть над поступками  и действиями других людей  становится для кого-то самоцелью.

2. Проблема  ответственности психолога. В отличие  от ответственности обычных людей (неспециалистов), психолог не должен  всю ответственность брать на  себя. Его задача более сложная - постепенно сформировать чувство  и готовность к ответственности  у консультируемых клиентов. Сам  же консультант отвечает за  саму организацию такой помощи, но не за принимаемые решения - это право (и ответственность) принадлежит  клиенту как субъекту самоопределения.

3. Соблазн  самокрасования на работе, когда консультант использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей. Но, с другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на клиента (не уметь нравиться ему) тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении “производить впечатление” найти такую меру, которая не превратила бы консультацию в театр одного актера и позволила бы максимально проявить себя и консультируемому клиенту.

4. Соблазн  следования “методическим модам”, когда в погоне за самыми  последними новинками в практической  психологии консультант тратит  массу времени на ознакомительное  знакомство с новыми методиками  и по-настоящему не успевает  освоить ни одну из них. Но, с другой стороны, консультанты, действительно, не должны отставать  от последних новинок.

5. Проблема  “денег-подарков” за оказываемые  консультационные услуги. При анализе  данной проблемы часто вспоминают  об экспериментах, “доказывающих” большую эффективность платных услуг, когда клиент, заплатив немалые деньги, более ответственно относится к проводимой с ним работе. Но вот как пишет об этом в свое известной книге “Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор” Э.Шостром: “...в бизнесе личность - это уже не столько личность, сколько машина для делания денег. Когда психотерапевт становится бизнесменом, ему невозможно удержаться от овеществления своего клиента. Но, как признается сам Э.Шостром, ему тоже “нужно кормить семью”, поэтому он “вынужден брать со своих клиентов гонорары”. Чтобы как-то успокоить себя, он пишет далее: “Вы платите не за любовь внимание, которое я вам оказываю, вы платите компенсацию за потраченное на вас время”, которого “у меня существенно меньше, чем душевной теплоты и любви к человечеству”. Но тут же он добавляет, что “бизнесмен в отношении своих потребителей исповедует похожую философию.

6. Проблема  чрезмерного экспериментирования, когда консультанту в какой-то  момент захочется обобщить свой  опыт и написать научную статью (или сделать диссертацию). Можно  не заметить, как клиенты из  живых людей со своими проблемами  могут превратиться для психолога-экспериментатора  в “статистический материал”, и  помощь в решении их проблем  уйдет на второй план.

7. Соблазн  работать “вразнос”, забывая о  своем здоровье и об интересах  своих родных и близких. Например, психолог, чтобы не показаться “черствым”, всем раздает свой телефон, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнительные встречи со своими клиентами, которым, быть может, действительно, больше не с кем общаться и т.п. Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда психолога-практика приводит его самого в психиатрическую больницу. Примечательно, что с синдромом “эмоционального сгорания” педагога одни авторы связывают его самозабвенность в работе, чрезмерное сочувствие, мягкость, а другие авторы наоборот, с авторитаризмом и низким уровнем эмпатии.

8. Соблазн  спекуляции на отсутствии общепринятых  критериев оценки эффективности  консультационной работы. Как известно, консультация по сути своей чаще всего прогностична, то есть, ориентирована в будущее и полноценно оценить качество работы консультанта часто можно лишь спустя много времени. Поэтому кто-то из консультантов, сославшись на отсутствие четких критериев эффективности, может работать недобросовестно и заявлять, что только “время покажет”, насколько качественна их помощь клиенту. Отсюда, одной из важнейших становится проблема профессиональной совести психолога-консультанта.

10. Проблема  “позднего прозрения” клиента  может возникнуть при работе  с клиентами, которые захотят  осмыслить какой-то важный этап  своей жизни или всю жизнь  в целом. Если консультант покажет  такому клиенту, что многое из  содеянного человеком на самом  деле никчемно и даже преступно, то этим он может нанести  клиенту большую душевную травму, после которой человек окажется  в глубоком кризисе.

11. Проблема  “сапожника без сапог”. Имеет  ли право консультант, сам до  конца не самоопределившийся  в жизни, помогать самоопределяться  другим людям? - Вероятно, ответ находится где-то посередине. Но в любом случае, консультант, при работе с конкретным клиентом, должен на время отодвинуть в сторону свои проблемы и сосредоточиться на проблемах клиента.

12. Проблема  отсутствия на данный момент  в стране общепризнанных идеалов  личностного и профессионального  самоопределения. Известно, что одной  из существенных характеристик  подросткового возраста (и не  только подросткового) является  подражание другим, стремление влить  на кого-то, перенимать его лучшие качества.

 

Выводы по 3 главе:

Однако сам этический характер данных проблем достаточно деликатен, поэтому было бы самообманом просто вооружить психологов готовыми рецептами поведения в сложных этических ситуациях. Внутренняя активность и профессионализм самих консультантов должны проявляться и в том, чтобы уметь самостоятельно находить ответы на сложные нравственные вопросы и достойно поступать в уникальных ситуациях, для которых нет и не может быть каких-то единых рецептов.

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, практическая психология – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психолога. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно – психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи практический психолог в первую очередь обязан руководствоваться социально – этическими требованиями в своей работе. Часть из них включена в этический кодекс практического психолога, изложенный выше, другие требуют дополнительного обсуждения. Среди них – соблюдение тайны, научная обоснованность, ненанесение ущерба, открытость результатов обследования для обследуемых, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.  Поэтому прежде чем приступать к работе практического психолога необходимо изучить все профессиональные нормы и профессиональную этику, ведь именно от соблюдения этих норм и принципов зависит психологическое здоровье людей.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Абрамова Г.С.   Практическая психология. Издание третье, стереотипное.  —  Екатеринбург:  "Деловая книга", 1998. 368 с.
  2. Немов, Р. С. Психология. М., Владос ИМПЭ им. Грибоедова, А. О., 1998. Кн. 2.
  3. Немов, Р. С. Психология. М., Владос ИМПЭ им Грибоедова, А. О., 2002. Кн. 3.
  4. Карандашев В.Н.. Психология: Введение в профессию, 2000.
  5. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (Проект). / Школьный психолог: «Первое сентября». - 2003.
  6. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
  7. Этический кодекс психолога. / Психологическая газета. – 1996.
  8. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник. – М., 2007.
  9. Социальная психология и этика делового общения: уч. пос. // Под общ.ред. В.Н.Лавриненко. - М., 2005.
  10. Гусейнов А.А. Этика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2009.

Информация о работе Профессиональная этика практического психолога