Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 01:00, реферат
Конец 20 века принес в нашу жизнь новое явление, начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг – определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес – планов; психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т.п.
Введение…………………………………………………………………….3
Происхождение профессиональной этики…………………………4
Выводы по 1 главе………………………………………………….6
2. Основные этические принципы деятельности психолога………...7
2.1. Принцип конфиденциальности………………………………...7
2.2. Принцип компетентности………………………………………8
2.3. Принцип ответственности……………………………………...8
2.4. Принцип этической и юридической правомочности…………9
2.5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии……..9
2.6. Принцип благополучия клиента……………………………...10
2.7. Принцип профессиональной кооперации……………………10
2.8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования………………………………………………………………11
Выводы по 2 главе…………………………………………………12
Этические проблемы работы психолога………………………….13
Выводы по 3 главе…………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….17
2.5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
- В любых
сообщениях, предназначенных для
людей, не имеющих психологического
образования, следует избегать избыточной
информации, раскрывающей суть
- Во
всех сообщениях психолог
- Психолог
обязан пропагандировать
2.6. Принцип благополучия клиента.
- В своих
профессиональных действиях
- Психолог
в ходе профессиональной
- В профессиональной
деятельности психолога
- Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.
2.7. Принцип профессиональной кооперации.
- Работа
психолога основывается на
- Психолог
воздерживается от публичных
оценок и замечаний о
- Если
этическое нарушение не может
быть устранено неформальным
путем, психолог может вынести
проблему на обсуждение
2.8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
- Психолог
информирует клиента о целях
и содержании психологической
работы, проводимой с ним, применяемых
методах и способах получения
информации, чтобы клиент мог
принять решение об участии
в этой работе. В случаях, когда
психологическая процедура
- В процессе
профессиональной деятельности
психолог высказывает
- Психолог
должен информировать
- Для
получения согласия клиента на
психологическую работу с ним
психолог должен использовать
понятную терминологию и
- Заключение
по результатам обследования
не должно носить
- В ходе
обследования психолог должен
выявлять и подчеркивать
Вывод по 2 главе:
Таким образом, этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.
В своей работе практический психолог сталкивается с так называемыми этическими проблемами и “соблазнами”. Наиболее типичные из них представлены ниже:
1. Соблазн
власти. Известно, что у психолога
имеется много возможностей
2. Проблема
ответственности психолога. В отличие
от ответственности обычных
3. Соблазн самокрасования на работе, когда консультант использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей. Но, с другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на клиента (не уметь нравиться ему) тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении “производить впечатление” найти такую меру, которая не превратила бы консультацию в театр одного актера и позволила бы максимально проявить себя и консультируемому клиенту.
4. Соблазн
следования “методическим
5. Проблема
“денег-подарков” за
6. Проблема
чрезмерного
7. Соблазн работать “вразнос”, забывая о своем здоровье и об интересах своих родных и близких. Например, психолог, чтобы не показаться “черствым”, всем раздает свой телефон, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнительные встречи со своими клиентами, которым, быть может, действительно, больше не с кем общаться и т.п. Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда психолога-практика приводит его самого в психиатрическую больницу. Примечательно, что с синдромом “эмоционального сгорания” педагога одни авторы связывают его самозабвенность в работе, чрезмерное сочувствие, мягкость, а другие авторы наоборот, с авторитаризмом и низким уровнем эмпатии.
8. Соблазн
спекуляции на отсутствии
10. Проблема
“позднего прозрения” клиента
может возникнуть при работе
с клиентами, которые захотят
осмыслить какой-то важный
11. Проблема “сапожника без сапог”. Имеет ли право консультант, сам до конца не самоопределившийся в жизни, помогать самоопределяться другим людям? - Вероятно, ответ находится где-то посередине. Но в любом случае, консультант, при работе с конкретным клиентом, должен на время отодвинуть в сторону свои проблемы и сосредоточиться на проблемах клиента.
12. Проблема
отсутствия на данный момент
в стране общепризнанных
Выводы по 3 главе:
Однако сам этический характер данных проблем достаточно деликатен, поэтому было бы самообманом просто вооружить психологов готовыми рецептами поведения в сложных этических ситуациях. Внутренняя активность и профессионализм самих консультантов должны проявляться и в том, чтобы уметь самостоятельно находить ответы на сложные нравственные вопросы и достойно поступать в уникальных ситуациях, для которых нет и не может быть каких-то единых рецептов.
Заключение
Таким образом, практическая психология – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психолога. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно – психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи практический психолог в первую очередь обязан руководствоваться социально – этическими требованиями в своей работе. Часть из них включена в этический кодекс практического психолога, изложенный выше, другие требуют дополнительного обсуждения. Среди них – соблюдение тайны, научная обоснованность, ненанесение ущерба, открытость результатов обследования для обследуемых, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций. Поэтому прежде чем приступать к работе практического психолога необходимо изучить все профессиональные нормы и профессиональную этику, ведь именно от соблюдения этих норм и принципов зависит психологическое здоровье людей.
Список литературы
Информация о работе Профессиональная этика практического психолога