Профессиональная компетентность преподавателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:03, контрольная работа

Описание работы

В современном цивилизованном обществе психолог – педагог является фигурой, которая требует особого внимания, т.к. очень часто его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди [4, С. 428].
Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Преподаватель должен не только иметь психологические знания, но и уметь передавать их студентам. С этой точки зрения умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям [2, С. 221].

Файлы: 1 файл

Методика препод. контр..doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)


Московский психолого-социальный институт

 

Брянский филиал

 

 

Факультет психологии

 

Заочное отделение

 

Специальность: 030301.65 Психология

 

 

 

 

 

контрольная  работа

 

Предмет: Методика преподавания психологии.

 

Тема: Профессиональная компетентность преподавателя.

 

 

 

 

 

Выполнила:

 Студентка 6 – го курса

 гр. ***

***

Проверил:

к.псх.н., доц.

Свердлова Г.А.

 

 

 

 

 

 

Брянск 2009 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

  1. Профессиональная компетентность в структуре личности

В современном цивилизованном обществе психолог – педагог является фигурой, которая требует особого внимания, т.к. очень часто его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди [4, С. 428].

Профессия преподавателя  психологии имеет свою специфику  в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Преподаватель должен не только иметь психологические знания, но и уметь передавать их студентам. С этой точки зрения умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям [2, С. 221].

В четырехкомпонентной  структуре личности, предложенной Э. Ф. Зеером, профессиональная компетентность занимает второе по значимости место, являясь, по сути, деятельностным выражением направленности.

Под профессиональной компетенцией понимают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

В целом основными  компонентами профессиональной компетенции  преподавателя являются:

- социально-правовая  компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

- специальная компетенция  – подготовленность к самостоятельному  выполнению конкретных видов  деятельности, умения решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

- персональная компетентность  – способность к постоянному  профессиональному росту и повышению  квалификации, а также реализация себя в профессиональном труде;

- аутокомпетентность  – адекватное представление о  своих социально- профессиональных  характеристиках  и владение  технологиями профессиональных  деструкций [1, С. 220-221].

Исследование функционального  развития профессиональной компетентности преподавателей и педагогов показало, что на начальных стадиях профессионального становления преподавателя имеет место относительная автономность этого процесса, на стадии самостоятельного выполнения профессиональной деятельности компетентность все более объединяется с профессионально важными качествами.

Основными уровнями профессиональной компетентности преподавателя или  любого другого специалиста становятся обученность, профессиональная подготовка, профессиональный опыт и профессионализм [1, С. 222].

Профессиональный опыт человека – это множество приращений в сфере профессиональной деятельности к относительно устойчивым составляющим его психики на данный момент развития. Опытного преподавателя отличают не только «багаж», «кладовка» знаний и умений, но и качественные особенности процессов психики.

Составляющие опыта  преподавания, как любого опыта в  целом, сосуществуют одновременно и  взаимозависимы. К ним относятся:

- качественные особенности  самоконтроля, ориентировки в возможностях и ограничениях своей преподавательской деятельности в данной среде;

- смысловые структуры,  системы побуждений к деятельности;

- качественные особенности  восприятия и понимания внешнего  мира (предметного, социального);

- качественные особенности  исполнительных процессов;

- мысленные схемы выделения  и решения жизненных и собственно  профессиональных задач [3, С. 262].

 

2. Знания, умения, способности преподавателя психологии как компоненты профессиональной компетентности

Профессиональный опыт включает в себя знания, умения и навыки преподавателя. Чтобы добиться успеха в своей педагогической деятельности, преподаватель должен в определенной степени обладать следующими знаниями, умениями и способностями:

1. Быть разносторонне образованным, эрудированным в различных областях психологических знаний, а также в других науках.

2. Хорошо знать преподаваемый  предмет. 

3. Уметь самостоятельно  подбирать учебный материал.

4. Определять оптимальные  средства и эффективные методы  обучения.

5. Уметь доступным  образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами.

6. Уметь создать мотивацию  студентов для усвоения учебного  материала. 

7. Обладать требовательностью  к знаниям и умениям студентов. 

8. Обладать коммуникативными  и организаторскими способностями и педагогическим тактом.

9. Владеть логикой  и иметь хороший словарный  запас. 

10. Владеть выразительными  средствами общения, ораторскими  и артистически ми способностями. 

11. Обладать наблюдательностью  и умением понять студента.

12. Быть способным к рефлексии собственной преподавательской деятельности [2, С. 221-222].

При этом дефицит определенных умений и качеств не является противопоказанием  для преподавательской деятельности. Как и в других видах профессиональной психологической работы, в преподавательской деятельности психологу важно учитывать индивидуальные особенности своей личности [4, С. 529].

1. Знание предмета.

 В высших учебных  заведениях, особенно на психологических  факультетах, традиционно ценится  научная компетентность преподавателя и его знание предмета. Преподавательские должности рассматриваются как научно-педагогические. Учебный курс обычно преподает старший преподаватель, доцент или профессор, который сам проводит исследования в данной научной области или ведет практическую психологическую работу. Следует отметить, что педагогические умения и способности также значительно повышают эффективность преподавательской деятельности психологов.

В средних учебных заведениях большее  значение придается методическим умениям. Преподавательские должности рассматриваются в первую очередь как педагогические.

 Психология в школах преподается  психологами или преподавателями  других дисциплин. Знания психолога  отличаются большей глубиной, но  дефицит педагогических умений  порой мешает профессиональному психологу правильно отобрать учебный материал, ясно и доступно объяснить его. Преподаватели других предметов недостаточно глубоко знают психологию, но зато умеют выбрать необходимый материал из имеющихся источников и обучить ему учащихся, сделав процесс обучения увлекательным и доступным. Задача психологов - повысить уровень психологической компетентности учителей психологии [2, С. 222].

2. Интеллект.

Интеллектуальные качества имеют  огромное значение не только для ученого, но и для преподавателя. Без высокого интеллекта не может быть успешного преподавателя психологии.

Чтобы понятно объяснять учебный  материал студентам, преподаватель, прежде всего, должен сам ясно понимать его. Неясность мысли преподавателя  приводит к туманности его речи и, как следствие, к непониманию со стороны студентов.

3. Артистизм и ораторские умения.

От преподавателей часто ждут «интересного»  и даже «артистического» изложения  материала по учебному курсу.  Однако ораторское искусство преподавателя  заключается не в легкости и отделанности стиля его речи, но в способности его мыслить во время речи, открывать на лекции новые доказательства и оттенки развиваемой им мысли [2, С. 224].

Г. Селье писал, что «неумеренная красивость речи является недостатком  научной лекции, поскольку отвлекает внимание слушателей от сути объясняемого» [1, С. 382].

Умение ставить логические ударения, делать необходимые и уместные паузы, четкая и ясная дикция важны для педагогической деятельности. Такие недостатки речи преподавателя как слишком высокая скорость изложения, гнусавость, шепелявость, небрежность в произношении, способствуют формированию пренебрежительной, а иногда и негативной установки студентов. Однако эти недостатки могут быть исправлены путем систематических упражнений [4, С. 534].

4. Педагогические установки. 

Под педагогической установкой понимается готовность преподавателя  определенным образом реагировать  в однотипной педагогической ситуации. Самому преподавателю собственные установки в большинстве случаев представляются абсолютно правильными, поэтому они чрезвычайно устойчивы и с трудом поддаются изменению. Консерватизм и ригидность установок усиливается с возрастом.

Выделяются два типа доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам: позитивная и негативная.

О наличии негативной установки преподавателя в отношении  определенного студента свидетельствуют  обычно следующие признаки:

- преподаватель дает  «плохому» студенту меньше времени на ответ, чем «хорошему»;

- преподаватель не  задает наводящих вопросов и  не дает подсказок; 

- при неверном ответе  спешит переадресовать вопрос  другому студенту

или сам дает правильный ответ;

- чаще порицает и  меньше поощряет «плохого» студента, чем «хорошего»;

- старается не замечать  успехов такого студента;

- иногда вообще не  работает с ним на занятии  [2, С. 225].

О наличии позитивной установки преподавателя в отношении  определенного студента свидетельствуют  следующие признаки:

- преподаватель дольше ждет ответа на поставленный вопрос;

- при затруднении в  ответе задает наводящие вопросы,  делает подсказки; 

- поощряет улыбкой  или взглядом;

- при неверном ответе  не спешит с оценкой, а старается  подкорректировать его; 

- чаще обращается к  такому студенту взглядом на занятии [2, С. 225].

Проявляя свою установку  по отношению к «хорошим» и  «плохим студентам, преподаватель, без специального намерения, оказывает  сильное влияние на студентов.

5. Доброта и уважение  преподавателя по отношению к  студентам.

Теоретически необходимость  проявления доброты и уважения к  студентам понимают все преподаватели. Однако проявления доброты и уважения могут быть разные. Они могут превратиться в имитацию доброты, в «заигрывание»  со студентами, в попытки преподавателя психологии упростить свою миссию. Такой преподаватель становится:  
либо «пересказчиком» учебников, либо превращается в «артиста-очаровашку» или «весельчака-юмориста», либо вообще вырождается в «самодовольного жлоба», уверенного в своих «крепких знаниях» и «интеллектуальной непогрешимости» [2, С. 225].

Доброта и уважение могут  превращаться также в Жалость к студенту, вследствие чего снижается уровень требовательности. Умение понять студента, «войти в его положение» очень важно. Однако такая доброта, доведенная до абсурда, говорит о низкой профессиональной компетентности преподавателя в целом, т. к. лишает некоторых студентов всякого стимула к учению.

Другую крайность представляют те преподаватели, которые в своей  должности видят возможность  самоутверждения за счет демонстрации своего превосходства над студентами. Это может проявляться в подчеркнутой директивности и демонстративности поведения преподавателя, отсутствии у него желания вступать в диалог или дискуссию со студентами. Такие преподаватели не проявляют уважения к собственному мнению студентов, считая, что только их точка зрения правильная. Собственных ошибок они не признают [2, С. 226].

Оптимальный тип отношения  преподавателя к студентам можно  выразить известным педагогическим принципом, который А. С. Макаренко сформулировал следующим образом: «Максимум требования к личности и максимум уважения к ней» (цит. по: Карандашев, 1990). В то же время естественно полагать, что уровень требовательности должен быть оптимальным, т. е. должен сочетаться с реальными возможностями студентов.

 Предъявляя требования, преподаватель должен учитывать  реальность учебной ситуации. Уважение  к студенту проявляется в том,  что преподаватель относится  к нему как к равноправному  участнику образовательного процесса: - ему дается право выбора (в определенных пределах); - ему дается право высказаться (не обязательно здесь и теперь); - его мнение ценится (не обязательно принимается как правильное).

Информация о работе Профессиональная компетентность преподавателя