Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:03, контрольная работа
В современном цивилизованном обществе психолог – педагог является фигурой, которая требует особого внимания, т.к. очень часто его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди [4, С. 428].
Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Преподаватель должен не только иметь психологические знания, но и уметь передавать их студентам. С этой точки зрения умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям [2, С. 221].
Московский психолого-
Брянский филиал
Факультет психологии
Заочное отделение
Специальность: 030301.65 Психология
Предмет: Методика преподавания психологии.
Тема: Профессиональная компетентность преподавателя.
***
Свердлова Г.А.
Брянск 2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
В современном цивилизованном обществе психолог – педагог является фигурой, которая требует особого внимания, т.к. очень часто его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди [4, С. 428].
Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Преподаватель должен не только иметь психологические знания, но и уметь передавать их студентам. С этой точки зрения умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям [2, С. 221].
В четырехкомпонентной структуре личности, предложенной Э. Ф. Зеером, профессиональная компетентность занимает второе по значимости место, являясь, по сути, деятельностным выражением направленности.
Под профессиональной компетенцией понимают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.
В целом основными компонентами профессиональной компетенции преподавателя являются:
- социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
- специальная компетенция
– подготовленность к
- персональная компетентность
– способность к постоянному
профессиональному росту и
- аутокомпетентность
– адекватное представление о
своих социально-
Исследование функционального развития профессиональной компетентности преподавателей и педагогов показало, что на начальных стадиях профессионального становления преподавателя имеет место относительная автономность этого процесса, на стадии самостоятельного выполнения профессиональной деятельности компетентность все более объединяется с профессионально важными качествами.
Основными уровнями профессиональной компетентности преподавателя или любого другого специалиста становятся обученность, профессиональная подготовка, профессиональный опыт и профессионализм [1, С. 222].
Профессиональный опыт человека – это множество приращений в сфере профессиональной деятельности к относительно устойчивым составляющим его психики на данный момент развития. Опытного преподавателя отличают не только «багаж», «кладовка» знаний и умений, но и качественные особенности процессов психики.
Составляющие опыта преподавания, как любого опыта в целом, сосуществуют одновременно и взаимозависимы. К ним относятся:
- качественные особенности самоконтроля, ориентировки в возможностях и ограничениях своей преподавательской деятельности в данной среде;
- смысловые структуры,
системы побуждений к
- качественные особенности
восприятия и понимания
- качественные особенности исполнительных процессов;
- мысленные схемы выделения
и решения жизненных и
2. Знания, умения,
способности преподавателя
Профессиональный опыт включает в себя знания, умения и навыки преподавателя. Чтобы добиться успеха в своей педагогической деятельности, преподаватель должен в определенной степени обладать следующими знаниями, умениями и способностями:
1. Быть разносторонне образованным, эрудированным в различных областях психологических знаний, а также в других науках.
2. Хорошо знать преподаваемый предмет.
3. Уметь самостоятельно подбирать учебный материал.
4. Определять оптимальные средства и эффективные методы обучения.
5. Уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами.
6. Уметь создать мотивацию
студентов для усвоения
7. Обладать требовательностью
к знаниям и умениям студентов.
8. Обладать коммуникативными и организаторскими способностями и педагогическим тактом.
9. Владеть логикой и иметь хороший словарный запас.
10. Владеть выразительными
средствами общения,
11. Обладать наблюдательностью и умением понять студента.
12. Быть способным к рефлексии собственной преподавательской деятельности [2, С. 221-222].
При этом дефицит определенных
умений и качеств не является противопоказанием
для преподавательской
1. Знание предмета.
В высших учебных
заведениях, особенно на психологических
факультетах, традиционно
В средних учебных заведениях большее значение придается методическим умениям. Преподавательские должности рассматриваются в первую очередь как педагогические.
Психология в школах
2. Интеллект.
Интеллектуальные качества имеют огромное значение не только для ученого, но и для преподавателя. Без высокого интеллекта не может быть успешного преподавателя психологии.
Чтобы понятно объяснять учебный материал студентам, преподаватель, прежде всего, должен сам ясно понимать его. Неясность мысли преподавателя приводит к туманности его речи и, как следствие, к непониманию со стороны студентов.
3. Артистизм и ораторские умения.
От преподавателей часто ждут «интересного» и даже «артистического» изложения материала по учебному курсу. Однако ораторское искусство преподавателя заключается не в легкости и отделанности стиля его речи, но в способности его мыслить во время речи, открывать на лекции новые доказательства и оттенки развиваемой им мысли [2, С. 224].
Г. Селье писал, что «неумеренная красивость речи является недостатком научной лекции, поскольку отвлекает внимание слушателей от сути объясняемого» [1, С. 382].
Умение ставить логические ударения, делать необходимые и уместные паузы, четкая и ясная дикция важны для педагогической деятельности. Такие недостатки речи преподавателя как слишком высокая скорость изложения, гнусавость, шепелявость, небрежность в произношении, способствуют формированию пренебрежительной, а иногда и негативной установки студентов. Однако эти недостатки могут быть исправлены путем систематических упражнений [4, С. 534].
4. Педагогические установки.
Под педагогической установкой понимается готовность преподавателя определенным образом реагировать в однотипной педагогической ситуации. Самому преподавателю собственные установки в большинстве случаев представляются абсолютно правильными, поэтому они чрезвычайно устойчивы и с трудом поддаются изменению. Консерватизм и ригидность установок усиливается с возрастом.
Выделяются два типа доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам: позитивная и негативная.
О наличии негативной
установки преподавателя в
- преподаватель дает «плохому» студенту меньше времени на ответ, чем «хорошему»;
- преподаватель не задает наводящих вопросов и не дает подсказок;
- при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому студенту
или сам дает правильный ответ;
- чаще порицает и
меньше поощряет «плохого»
- старается не замечать успехов такого студента;
- иногда вообще не работает с ним на занятии [2, С. 225].
О наличии позитивной
установки преподавателя в
- преподаватель дольше ждет ответа на поставленный вопрос;
- при затруднении в
ответе задает наводящие
- поощряет улыбкой или взглядом;
- при неверном ответе
не спешит с оценкой, а
- чаще обращается к такому студенту взглядом на занятии [2, С. 225].
Проявляя свою установку по отношению к «хорошим» и «плохим студентам, преподаватель, без специального намерения, оказывает сильное влияние на студентов.
5. Доброта и уважение преподавателя по отношению к студентам.
Теоретически необходимость
проявления доброты и уважения к
студентам понимают все преподаватели.
Однако проявления доброты и уважения
могут быть разные. Они могут превратиться
в имитацию доброты, в «заигрывание»
со студентами, в попытки преподавателя психологии упростить свою миссию. Такой
преподаватель становится:
либо «пересказчиком» учебников, либо
превращается в «артиста-очаровашку»
или «весельчака-юмориста», либо вообще
вырождается в «самодовольного жлоба»,
уверенного в своих «крепких знаниях»
и «интеллектуальной непогрешимости»
[2, С. 225].
Доброта и уважение могут превращаться также в Жалость к студенту, вследствие чего снижается уровень требовательности. Умение понять студента, «войти в его положение» очень важно. Однако такая доброта, доведенная до абсурда, говорит о низкой профессиональной компетентности преподавателя в целом, т. к. лишает некоторых студентов всякого стимула к учению.
Другую крайность представляют те преподаватели, которые в своей должности видят возможность самоутверждения за счет демонстрации своего превосходства над студентами. Это может проявляться в подчеркнутой директивности и демонстративности поведения преподавателя, отсутствии у него желания вступать в диалог или дискуссию со студентами. Такие преподаватели не проявляют уважения к собственному мнению студентов, считая, что только их точка зрения правильная. Собственных ошибок они не признают [2, С. 226].
Оптимальный тип отношения
преподавателя к студентам
Предъявляя требования,
преподаватель должен
Информация о работе Профессиональная компетентность преподавателя