Профессиональная компетентность преподавателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:03, контрольная работа

Описание работы

В современном цивилизованном обществе психолог – педагог является фигурой, которая требует особого внимания, т.к. очень часто его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди [4, С. 428].
Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Преподаватель должен не только иметь психологические знания, но и уметь передавать их студентам. С этой точки зрения умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям [2, С. 221].

Файлы: 1 файл

Методика препод. контр..doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

6. Отношение преподавателя  к критике со стороны студентов.

 В процессе обучения  возможны ситуации, в которых студент считает, что преподаватель не прав в своих высказываниях на занятиях.

Во-первых, преподаватель  вуза имеет право на свою точку  зрения, даже если эта точка зрения не совпадает с мнением некоторых  его коллег-психологов. Во-вторых, и студент может иметь свою научную и мировоззренческую позицию.

 Корректное поведение  преподавателя может заключаться  в том, что он должен дать  несогласному с ним студенту  возможность хотя бы кратко  обозначить свою точку зрения  или сам заявить перед аудиторией иную позицию студента. Сделать это лучше либо во время перерыва, либо на семинаре (тогда появится возможность сравнить и обсудить разные позиции), либо на другом занятии, предварительно подготовившись к ответу на замечания студента [2, С. 226].

Вполне возможны ситуации, когда студент в каких-то вопросах разбирается лучше своего преподавателя. Поэтому дискуссии - совершенно естественный и взаимно полезный процесс.

7. Личные отношения  преподавателя со студентами.

Вполне естественно, что  у преподавателя возникают личные симпатии или неприязнь по отношению к каким-либо студентам. Основания для этого могут быть самые разные: как внешность и манеры поведения, так и личностные качества. Однако явное проявление этого отношения нецелесообразно. Нельзя смешивать деловые (учебные) и личные отношения.

Демонстрация пренебрежительного и неуважительного отношения  к студенту, который не нравится преподавателю по каким-то личным мотивам, служит признаком очень низкой профессиональной компетенции [2, С. 227].

8. Стиль педагогического общения преподавателя и студентов.

 У преподавателя  в процессе его педагогической  деятельности обычно вырабатывается  определенная совокупность относительно  устойчивых приемов и методов  взаимодействия со студентами. Она  называется стилем педагогического общения. Традиционно выделяют три основных «стиля»: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный и либеральный  стили представляют своего рода крайности  в использовании ряда педагогических средств. Преподаватель, придерживающийся демократического стиля, во многих отношениях занимает более гибкую позицию [4, С. 538].

Конкретный преподаватель  вряд ли может быть однозначно отнесен  к какому-то одному из перечисленных  типов, хотя доминирование одного из стилей может иметь место. В то же время один и тот же преподаватель в разных педагогических ситуациях и по отношению к разным студентам может демонстрировать элементы разных стилей. Рефлексия собственного стиля является необходимым условием профессиональной компетенции и ее совершенствования [3, С. 274].

Профессиональная компетенция  преподавателя психологии требует  постоянного совершенствования  еще и по той причине, что знания по психологии, которые в учебном  заведении получает будущий специалист, не включают в себя всего того, что  может понадобиться преподавателю психологии на практике, и они довольно быстро устаревают и требуют обновления за счет самообразования и повышения квалификации.  Систематическое ознакомление с новейшими достижениями различных отраслей психологии, прямо или косвенно связанных с обучением и воспитанием позволяет преподавателю расширить полученное базовое образование и повысить свою профессиональную компетентность как преподавателя психологии [4, С. 542].

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Зеер Э.Ф. Психология  профессионального образования. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.

2. Карандашев В.Н. Методика преподавания  психологии. – СПб.: Питер, 2006.

3. Климов Е.А. Пути в профессионализм  (Психологический взгляд). – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2003.

4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для  студ. высш. пед. учеб. заведений:  В 3 кн. – М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2002.

 

 


Информация о работе Профессиональная компетентность преподавателя