Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:40, контрольная работа
Описание работы
Профессиональное становление личности охватывает длительный период жизни человека (35–40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии.
Содержание работы
Профессиональное становление личности
Деятельностный подход к воспитанию и развитию личности
Деятельностный подход к воспитанию и развитию личности
Список литературы
Профессиональное
становление личности
Профессиональное
становление личности охватывает длительный
период жизни человека (35–40 лет). В течение
этого времени меняются жизненные и профессиональные
планы, происходит смена социальной ситуации,
ведущей деятельности, перестройка структуры
личности. Поэтому возникает необходимость
разделения данного процесса на периоды
или стадии.
Профессиональный путь человека
и его основные этапы неразрывно связаны
с возрастным развитием и общим становлением
личности.
Этапы профессионального пути
по Сьюперу
Весь профессиональный путь
Сьюпер разделил на пять этапов. В первую
очередь автора интересовало выяснение
индивидом своих склонностей и способностей
и поиск подходящей профессии, актуализирующей
профессиональную "Я-концепцию".
1. ЭТАП РОСТА (от рождения
до 14 лет). В детстве начинает развиваться
"Я-концепция". В своих играх дети
проигрывают различные роли, затем пробуют
себя в разных занятиях, выясняя, что им
нравится и что у них хорошо получается.
У них проявляются какие-то интересы, которые
могут повлиять на будущую профессиональную
карьеру.
2. ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ (от 15
до 24 лет). Юноши и девушки пытаются
разобраться и определиться в
своих потребностях, интересах, способностях,
ценностях и возможностях. Основываясь
на результатах такого самоанализа,
они прикидывают возможные варианты профессиональной
карьеры. К концу этого этапа молодые люди
обычно подбирают подходящую профессию
и начинают ее осваивать.
3. ЭТАП УПРОЧЕНИЯ КАРЬЕРЫ
(от 25 до 44 лет). Теперь работники
стараются занять прочное положение в
выбранной ими деятельности. В первые
годы своей трудовой жизни они еще могут
менять место работы или специальность,
но во второй половине этого этапа наблюдается
тенденция к сохранению выбранного рода
занятий. В трудовой биографии человека
эти годы часто оказываются наиболее творческими.
4. ЭТАП СОХРАНЕНИЯ ДОСТИГНУТОГО
(от 45 до 64 лет). Работники стараются
сохранить за собой то положение
на производстве или службе, которого
они добились на предыдущем
этапе.
5. ЭТАП СПАДА (после 65 лет).
Физические и умственные силы
теперь уже пожилых работников
начинают убывать. Характер работы
меняется, с тем чтобы он мог соответствовать
снизившимся возможностям человека. В
конце концов трудовая деятельность прекращается.
Этапы профессионального пути
по Хейвигхерсту
Приобретение установок и трудовых
навыков, которые позволяют людям стать
полноценными работниками, являются критериями
определения этапов профессионального
пути:
1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ С РАБОТНИКОМ
(от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со
своими работающими отцами и матерями,
и намерение работать в будущем становится
частью их "Я-концепции".
2. ПРИОБРЕТЕНИЕ ОСНОВНЫХ
ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И ФОРМИРОВАНИЕ
ТРУДОЛЮБИЯ (от 10 до 15 лет). Школьники
учатся организовывать свое время
и усилия для выполнения различных задач,
например, домашних заданий или работы
по дому. Они также начинают в определенных
обстоятельствах следовать принципу:
вначале работа, а потом - игра.
3. ПРИОБРЕТЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (от
15 до 25 лет). Человек выбирает профессию
и начинает себя к ней подготавливать.
Он приобретает определенный трудовой
опыт, который помогает ему сделать выбор
и начать карьеру.
4. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА
(от 25 до 45 лет). Взрослые совершенствуют
свои профессиональные способности
и мастерство в рамках возможностей, предоставляемых
работой, и начинают продвигаться вверх
по служебной лестнице.
5. РАБОТА НА БЛАГО ОБЩЕСТВА
(от 40 до 70 лет). Работники достигают
пика своей профессиональной
карьеры. Они реализуют свою гражданскую
и социальную ответственность, с которой
сопряжен их труд, и выполняют свои обязательства
перед обществом.
6. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОДУКТИВНОМ
ПЕРИОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(после 70 лет). Выйдя в отставку
или на пенсию, люди окидывают
взглядом пройденный путь и с удовлетворением
вспоминают о своих профессиональных
достижениях.
Этапы профессионального пути
по Е. А. Климову
В профессиональной деятельности
становление личности происходит особенно
интенсивно, поскольку она концентрирует
на себе основную активность субъекта.
Формирование личности здесь представляет
собой процесс образования особого типа
системных отношений. Е. А. Климовым выделены
основные фазы развития профессионала,
дающие представление о целостном жизненном
пути и о системных отношениях, характеризующих
личность. Оптант (фаза оптанта, оптации).
Это период, когда человек обретает озабоченность
вопросами выбора профессии или ее вынужденной
перемены и делает этот выбор. Точных временных
границ этой фазы, как и других, нет, поскольку
они задаются условиями жизни, культурой.
Если в роли оптанта оказывается
профессионал (частично утративший трудоспособность
или оказавшийся без работы и вынужденный
переменить профессию), то календарный
возраст здесь может быть любым в интервале
трудоспособности. Фазе оптации предшествует
профессиональная ориентация. Ее возрастные
границы определяются социальными факторами
(дети из неблагополучных семей, воспитывающиеся
в школах-интернатах, относительно рано,
уже в подростковом возрасте, определяют
свое профессиональное будущее, поступая
в профессиональные училища; оканчивая
кратковременные курсы, приступают к работе
на производстве).
Адепт (или фаза адепта), так
называемая "заспинная" подготовка,
объединяющая все категории стартующих
профессионалов. Адепт - человек, ставший
на путь приверженности к профессии и
осваивающий ее (учащиеся профессиональных
училищ, средних и высших учебных заведений,
а также обучающиеся через систему краткосрочных
форм профессиональной подготовки на
производстве - слушатели, курсанты, ученики
мастеров-наставников). В зависимости
от типа профессии фаза адепта может быть
многолетней или совсем кратковременной
(простой инструктаж).
Адаптант (или фаза адаптации,
привыкания молодого специалиста к работе).
Молодой специалист адаптируется к нормам
коллектива, в который он попадет, привыкает
решать разнообразные профессиональные
задачи.
Интервал (или фаза интернала)
- это уже опытный, что называется "наторевший"
в своем деле работник, который устойчиво
любит свое дело, может самостоятельно
справляться с основными профессиональными
функциями.
Мастер (или фаза мастерства,
которая будет продолжаться и далее, а
характеристики основных фаз как бы добавляются
к ее характеристикам). Работник может
решать и простые, и самые трудные профессиональные
задачи. Он выделяется или какими-то специальными
качествами, умениями или универсализмом,
широкой ориентировкой в профессиональной
области, или тем и другим. Он обрел свой
индивидуальный, неповторимый стиль деятельности,
его результаты стабильно хороши, и он
имеет основания считать себя в чем-то
незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые
формальные показатели своей квалификации
(разряд, категорию, звание).
Авторитет (или фаза авторитета).
Он, как и фаза мастерства, суммируется
также с последующей. Это мастер своего
дела, уже хорошо известный, как минимум,
в профессиональном кругу или даже за
его пределами (в отрасли, на межотраслевом
уровне, в стране). В зависимости от принятых
в данной профессии форм аттестации работников
он имеет те или иные формальные показатели
квалификации (разряд, категорию, ученую
степень и пр.). Профессиональные задачи
он решает за счет большого опыта, умелости,
умения организовать свою работу, окружить
себя помощниками.
Наставник (фаза наставничества,
наставника в широком смысле слова как
человека, у которого коллеги готовы поучиться,
перенять опыт). Авторитетный мастер своего
дела в любой профессии "обрастает"
единомышленниками, учениками, последователями.
Кризисные моменты, отмечаемые
в периодизациях возрастного развития,
частично совпадают с кризисами профессионального
развития. Особенно отчетливо это обстоятельство
проявляется при анализе нормативных
кризисов взрослой жизни. Так, первый нормативный
кризис взрослой жизни, выпадающий на
период ранней взрослости, связан с задачей
перехода к самостоятельной жизни и независимости
от родителей. На этот же период выпадает
и начало самостоятельной профессиональной
деятельности, по сути, "кризис рождения
профессионала". Он включает в себя
целый ряд сложностей: трудность вхождения
в жесткий режим, неуверенность в своих
возможностях, необходимость доучиваться,
а иногда и переучиваться, адаптации к
профессиональным взаимоотношениям.
После завершения периода адаптации
молодому специалисту требуется некоторое
реальное подтверждение его профессиональных
достижений в виде прибавки в зарплате,
повышения статуса или предложения интересных
перспектив. Если этого не происходит
после 4-5 лет работы, появляются эмоциональный
дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность
трудом, дальнейшее сохранение ситуации
становится залогом более тяжелого протекания
следующего нормативного психологического
кризиса - кризиса 30-летия, одного из самых
острых кризисов нормативного развития.
С профессиональной стороны основным
его содержанием становится потребность
в подведении промежуточных итогов, чувство
некоторого застоя и потребность в некоторых
ощутимых переменах. Возможны 5 основных
путей разрешения этого кризиса: 1 - прекращение
профессионального роста; 2 - стабилизация
на достигнутом уровне; 3 - ограничение
профессиональных притязаний; упрочение
одной из сторон профессиональной деятельности;
4 - поиск новых путей развития, выводящих
на более высокий профессиональный уровень;
5 - деструктивное разрешение-конфликт,
смена работы, попытка начать все сначала.
Нормативный кризис середины
жизни (40-44 года) в профессиональной деятельности
воспринимается как возможность последнего
рывка в достижении желаемого профессионального
уровня. В целом прохождение кризисов
профессионального развития оказывает
существенное влияние на весь профессиональный
цикл.
Подводя итоги, следует отметить,
что профессиональное развитие личности
представляет собой системное явление,
определяемое общими закономерностями
психического развития и происходящее
в определенных социокультурных условиях.
При этом следует говорить об индивидуальном
цикле профессионального развития, имеющем
свое психологическое содержание.
Деятельностный подход
к воспитанию и развитию личности.
Принципиальное
отличие отечественной теории и практики
организации педагогического процесса
от зарубежных, преимущественно индивидуалистических,
концепций — в его подлинно коллективистских
основах. Противники коллективистического
воспитания выдвигают в качестве аргумента
факт якобы изначально предопределенной
нивелировки воспитанников коллектива,
покушения на индивидуальность. Между
тем диалектика коллективного и индивидуального
в воспитании очевидна.
Процессы развития личности
и коллектива неразрывно связаны друг
с другом. Развитие личности зависит от
развития коллектива, его уровня развития,
структуры сложившихся в нем деловых и
межличностных отношений. С другой стороны,
активность воспитанников, уровень их
физического и умственного развития, их
возможности и способности обусловливают
воспитательную силу и воздействие коллектива.
В конечном итоге коллективное отношение
выражено тем ярче, чем более активны члены
коллектива, чем полнее они используют
свои индивидуальные возможности в жизни
коллектива. Поэтому тема данной курсовой
работы актуальна.
Развитие творческой индивидуальности
детей и подростков взаимосвязано с уровнем
их самостоятельности и творческой активности
внутри коллектива. Чем самостоятельнее
ученик в коллективной общественнополезной
деятельности, тем выше его статус в коллективе
и тем выше его влияние, оказываемое на
коллектив. И наоборот, чем выше его статус,
тем плодотворнее влияние коллектива
на развитие его самостоятельности.
Развитие личности
и коллектива — взаимообусловленные
процессы. Человек живет и развивается
в системе отношений с природой
и окружающими его людьми. Богатство
связей предопределяет духовное
богатство личности, богатство связей
и общения выражает общественную, коллективную
силу человека.
Говоря описательно,
воспитание в развитии личности выступает
важным фактором наряду с наследственностью
и средой. Оно обеспечивает социализацию
личности, программирует параметры ее
развития с учетом многогранности воздействия
различных факторов. Воспитание — это
спланированный, долгосрочный процесс
специально организованной жизни детей
в условиях обучения и воспитания. Ему
присущи такие функции:
- диагностика
природных задатков, теоретическая
разработка и практическое создание условий
их проявления и развития;
- организация
учебно-воспитательной деятельности
детей;
- использование
положительных факторов в развитии
качеств личности;
- содержания
воспитания, средств и условий
социальной среды;