Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:40, контрольная работа
Описание работы
Профессиональное становление личности охватывает длительный период жизни человека (35–40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии.
Содержание работы
Профессиональное становление личности
Деятельностный подход к воспитанию и развитию личности
- воздействие
на социальные условия, устранение
и преобразование (по возможности)
негативных средовых влияний;
- формирование
специальных способностей, обеспечивающих
приложение сил в разных сферах деятельности:
научной, профессиональной, творческо-эстетической,
конструктивно-технической и т.д.
”Целостность
человека, обладающего единой социальной
сущностью и наряду с этим
наделенного природными силами
живого чувственного существа, основана
на диалектике взаимодействия социального
и биологического”. Воспитание не может
изменить унаследованных физических данных,
врожденный тип нервной деятельности,
изменить состояние географической, социальной,
домашней или других сред. Но оно может
оказать формирующее влияние на развитие
путем специальной тренировки и упражнений
(спортивные достижения, укрепление здоровья,
совершенствование процессов возбуждения
и торможения, т.е. гибкости и подвижности
нервных процессов), внести определяющий
корректив в устойчивость природных наследственных
особенностей.
Только
под влиянием научно обоснованного воспитания
и создании соответствующих условий, учете
особенностей нервной системы ребенка,
обеспечении развития всех его органов,
учете его потенциальных возможностей
и включении в соответствующие виды деятельности
индивидуальные природные задатки могут
перерасти в способности.
При
организации воспитания педагогам
следует помнить, что разные виды
деятельности оказывают различное
влияние на развитие тех или иных способностей
человека в разные его возрастные периоды.
Развитие личности находится в зависимости
от ведущего вида деятельности.
Порождаемые
деятельностью новые потребности
и наличные возможности их
удовлетворения создают ряд последующих
противоречий. Они выступают движущей
силой развития личности. Такие противоречия
возникают между возрастными физическими
и духовными возможностями и старыми формами
взаимоотношений, между сознанием и поведением,
между новыми потребностями и прежними
возможностями, между имеющимися способностями
и потребностями более высокого уровня
развития и т.д.
Подлинные
достижения человека накапливаются
не только вне его, в тех
или иных порожденных им объектах,
но и в нем самом. Создавая
что-нибудь значительное, человек и
сам растет; в творческих, добродетельных
делах важнейший источник его роста. “Способности
человека — это снаряжение, которое выковывается
не без его участия”. Воспитание и деятельность
создают основу для проявления и развития
природных задатков и способностей. Практикой
доказано, что целенаправленное воспитание
обеспечивает развитие особых задатков,
инициирует духовные и физические силы.
Это подтверждают успехи педагогов-новаторов,
практика нейролингвистического программирования
(НЛП). Неправильное воспитание способно
деструктурировать уже развитое в человеке,
а отсутствие подобающих условий— вовсе
остановить развитие даже особо одаренных
личностей. Подводя читателя к пониманию
роли воспитания и деятельности в развитии
способностей, отметим необходимость
формирования таких способностей, как
трудолюбие и высокая работоспособность.
Многие известные гении человечества
утверждают, что всеми своими успехами
они обязаны тяжелому труду и упорству
в достижении намеченных целей и только
на 10 % — своим способностям и склонностям.
Организуя
воспитание, видимо, следует исходить
из идей Л.C. Выготского о двух
взаимосвязанных зонах развития:
актуального и ближайшего, учитывать
их индивидуальные возможности
и адекватность требований, развитость
мотивационной сферы воспитуемых.
Важнейшие
закономерности и факторы развития
и формирования личности можно
рассматривать как внешние и
внутренние. К внешним относятся совокупное
влияние вышеназванных сред и воспитания.
К внутренним факторам — природные потребности
и влечения, потребности в общении, альтруизме,
доминировании, агрессивности и специфические
социальные потребности — духовные, творческие
потребности, нравственно-ценностные,
потребности в самосовершенствовании,
интересы, убеждения, чувства и переживания
и т.д., возникающие под воздействием среды
и воспитания. В результате комплексного
взаимодействия этих факторов происходит
развитие и формирование личности. В процессе
развития сложно найти период равномерного
влияния всех факторов. Как правило, наблюдается
поочередное или групповое их преобладание.
До сих
пор в педагогике обоснованно
утверждается решающее влияние
воспитания на развитие и формирование
личности через стимулирование внутренней
активности (двигательной, познавательной
активности общения) и активности своего
совершенствования, саморазвития. Иными
словами, это формирование мотивации.
С.Л. Рубинштейн
отмечал, что все в развитии
личности в определенной степени
внешне обусловлено, но не вытекает
прямо из внешних условий. В этом
плане созвучна и позиция Р.С. Немова: “Человек
в своих психологических качествах и формах
поведения представляется со-циальноприродным
существом, частично похожим, частично
отличным от животных. В жизни его природное
и социальное начала сосуществуют, сочетаются,
иногда конкурируют друг с другом. В понимании
подлинной детерминации человеческого
поведения необходимо, вероятно, принимать
в расчет и то и другое.
До сих
пор в своих политических, экономических,
психологических и педагогических представлениях
о человеке мы по преимуществу учитывали
социальное начало, а человек, как показала
жизненная практика, даже в относительно
спокойные времена истории не переставал
быть отчасти животным, т.е. биологическим
существом не только в смысле органических
потребностей, но и в своем поведении.
Основная научная ошибка марксистско-ленинского
учения в понимании природы человека состояла,
вероятно, в том, что в социальных планах
переустройства общества в расчет принималось
только высшее, духовное начало в человеке
и игнорировалось его животное происхождение”.
Внешние
факторы формирования личности,
проявляясь через сильное биологическое
начало (имеем в виду и изначальную
духовную субстанцию), обеспечивают
развитие, совершенствование. Наверно,
не всегда в достаточной степени
биологическое в человеке подчиняется
внешним факторам развития. Видимо, некоторый
генетический атавизм имеет место в биологическом
развитии. Педагогическая практика знает
немало примеров, когда великолепные условия
жизни и воспитания не давали положительных
результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших
семейных, социальных, бытовых условиях,
в условиях голода и лишений (годы войн),
но при правильной организации воспитательной
работы, создании воспитательной среды
достигались высокие позитивные результаты
развития и формирования личности. Педагогический
опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,
В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашви-ли показывает,
что в первую очередь формирует личность
система отношений, складывающаяся у личности
со средой и окружающими ее людьми, создаваемая
родителями и педагогами, взрослыми.
Развитие
ребенка происходит в условиях
многообразных отношений положительного
и отрицательного характера. Система
педагогически обоснованных воспитательных
отношений формирует характер личности,
ценностные ориентации, идеалы, представления,
мировоззрение, чувственно-эмоциональную
сферу. Однако не всегда ребенок удовлетворен
правильно организованной системой отношений.
Она для него не актуализируется в жизненно
необходимую. Формируя многообразие отношений
к реальности, она иногда не учитывает
внутреннее “Я” индивидуальности, психическое
развитие и условия физического развития,
скрытую внутреннюю позицию воспитуемого.
Высокий результат развития и формирования
достигается, если воспитательная система
в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое
влияние в контексте единомыслия с ребенком,
обеспечивает гармонию складывающихся
многообразных отношений, уводит его в
мир духовной деятельности и ценностей,
инициирует его духовную энергию, обеспечивает
развитие мотивов и потребностей.
Но, в
то же время, анализируя закономерности
воспитания как общепланетарного
явления, хотелось бы отметить
и то, что осознанное отношение
к своему совершенствованию и
предназначению на Земле — это,
пожалуй, основное объективное условие
продолжения и сохранения жизни. И в этом
смысле воспитание — явление, взращенное
и сохраненное в генетическом коде человечества.
Важным
фактором в развитии выступает
личность самого ученика (или
человека вообще) как саморегулирующей,
самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся
персоны.
Активность
личности человека видится в
двух аспектах: чисто физическая
и психическая. Эти два вида
активности могут в отдельном
человеке проявляться во множестве
комбинаций: высокая физическая активность
и низкая психическая; высокая психическая
и низкая физическая; средняя активность
та и другая; низкая активность та и другая
и т.п.
На человека
оказывает влияние ряд факторов,
обусловливающих его активность.
Первым из них выступает его наследственность,
определяющая его атомно-физиологическую
и психическую организацию. Вторым фактором
выступают средовые условия. И третий
фактор — это воспитание в широком смысле
слова. Оно может оказать влияние на развитие
физической и психической активности
через систему специально организованного
обучения и собственно воспитания. Для
школьников — это воспитание, развитие
познавательного интереса к учению, формирование
мотивации учения, развитие мыслительной
активности, развитие системы ценностных
ориентации, духовных идеалов, духовных
и материальных потребностей.
Функция
воспитания в данном случае
будет сводиться к развитию («запуску»)
в ребенке механизмов саморегуляции,
самодвижения, саморазвития. Во многом
— человек творец самого себя. При том,
что определенная программа индивидуального
развития заложена уже на генетическом
уровне (в том числе физическая и психическая
предрасположенность), за человеком остается
право развивать себя.
Не отрицая
первостепенной роли воспитания
в развитии личности, хочется
заметить, что не все люди поддаются
апробированным в обществе развивающим
и формирующим воздействиям. Одновременное
комплексное влияние на развитие
личности положительных и отрицательных
(прежде всего социального происхождения)
факторов расширяет диапазон мутаций
психических новообразований, угрожающих
здоровью отдельно взятого человека, нации,
государства, планеты. Происходит замена
духовных ценностей чувственными и материальными,
растет число наркоманов, садистов и маньяков
разной направленности, представителей
сект, готовых к уничтожению чуть ли не
всего человечества ради своей идеи, людей
с суицидальным поведением, психопатов
(людей, не способных идти ни на какие компромиссы),
“когда созданный людьми мир вещей начинает
превалировать над миром человеческих
ценностей”. Видимо, обществу нужны новые
теории и концепции, диалектическая переоценка
уже имеющихся социальных и социально-психологических
ресурсов, обеспечивающих в современных
условиях развитие и формирование личности,
способной к саморазвитию и самосохранению,
как особого биологического вида на Земле.