Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 13:53, реферат
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность – один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника – а может быть, и куда более сложное.
.
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность – один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника – а может быть, и куда более сложное. Но не следует забывать и о компетенции преподавателя психологии. Р.В. Овчарова выделяет два ее вида: профессиональная и социально психологическая (коммуникативная) компетенция педагога.
«Профессиональная
В процессе обучения существуют конфликты, и избежать их невозможно. Поскольку лучшим способом разрешения конфликтов является их профилактика, необходимо преподавателю психологии повышать свою социально-психологическую компетентность. «Социально-коммуникативная компетентность – это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений» [13, c.430]. Профилактическими методами, способствующими формированию данных умений, являются следующие.
Метод интроспекции – преподаватель ставит себя на место студента, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот студент испытывает в данной ситуации.
Метод эмпатии основан на технике вчувствования во внутренние переживания другого человека.
Метод логического анализа подходит для тех, у кого преобладает элемент рационализации психической жизни. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем по ситуации.
Метод творчества позволяет превратить проблемы конфликтной ситуации в новые возможности и извлечь из нее максимальную выгоду. Происходит превращение проблемы в задачу.
Существуют и другие методы предотвращения конфликтов, но, как известно, преподаватель психологии – человек творческий, а поэтому способен и самостоятельно подобрать необходимый для него метод.
Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. «Оригинальная концепция деятельности преподавателя разработана в работах А.К. Марковой. В структуре труда преподавателя она выделяет следующие составляющие: 1) профессиональные психологические и педагогические знания; 2) профессиональные педагогические умения; 3) профессиональные педагогические позиции и установки преподавателя; 4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями» [15, c.319].
Педагогические способности, знания и умения преподавателя психологии.
Талызина Н.Ф. утверждает, что «в учебном процессе виды познавательной деятельности (виды умений) функционирует не изолировано, а во взаимосвязи друг с другом. Как правило, полноценное усвоение новых знаний предполагает использование как специфических, так и логических действий. Поэтому при построении содержания обучения по предмету и определении последовательности его изучения необходимо учитывать связи и взаимоотношения по трем линиям: а) предметные, специфические, знания; б) специфические виды деятельности; в) логические приемы мышления и входящие в них логические знания» [21, с. 88].
Чтобы добиться успеха, преподаватель должен в определенной степени обладать следующими знаниями, умениями и способностями:
1. Быть разносторонне образованным, эрудированным в различных областях психологических знаний, а также в других науках.
2. Хорошо знать преподаваемый предмет.
3. Определять оптимальные средства и эффективные методы обучения.
9. Быть способным к рефлексии собственной преподавательской деятельности.
Преподаватель должен не только иметь психологические знания, но и уметь передавать их студентам. С этой точки зрения умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям.
«Педагогические способности – это устойчивые свойства личности преподавателя, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием ее успешного выполнения» [14, c.142].
Педагогические способности преподавателя имеют два взаимосвязанных уровня: рефлексивный и проективный.
«Рефлексивный уровень включает три вида чувствительности: чувство объекта – умение увидеть, какой отклик находят у студента объекты реальной действительности, проникнуть в психологию студента; чувство меры и такта – умение понять изменения, происходящие в личности под влиянием различных средств педагогического воздействия, а также причины изменений; чувство причастности – способность оценить свои достоинства и недостатки, а также и свою деятельность» [14, c.144].
Проективный уровень включает в себя пять видов чувствительности: «гностическую – к требованиям педагогической системы, к результатам действий; проектировочную – к изменениям, которые должны произойти в личности студента к моменту выхода из данной педагогической системы; конструктивную – к способам отбора и композиционного построения информации, вызывающей у студентов эмоциональный, интеллектуальный и практический отклик; коммуникативную – к способам установления педагогически целесообразных взаимоотношений со студентами и их перестройке в соответствии с развитием целей и средств воздействия, а также и способам мотивирования, эмпатии и суггестии; организаторскую – к способам включения студентов в различные виды деятельности, превращения коллектива в инструмент воспитательного воздействия на каждую личность, формирование способности к самоорганизации» [14, c.144-145].
Конечно, дефицит определенных умений и качеств не является противопоказанием для преподавательской деятельности. Существуют разные индивидуальные стили преподавания. Например, у одного преподавателя могут быть ярко выражены артистические и ораторские способности, у другого – способность к логичному и систематическому изложению учебного материала. Как и в других видах профессиональной психологической работы, в преподавательской деятельности психологу важно учитывать индивидуальные особенности своей личности.
Знание предмета. В высших учебных заведениях, особенно на психологических факультетах, традиционно ценится научная компетентность преподавателя и его знание предмета. Преподавательские должности рассматриваются как научно-педагогические. Педагогические умения и способности значительно повышают эффективность их преподавательской деятельности.
Интеллектуальные качества имеют огромное значение не только для ученого, но и для преподавателя. Умный человек – одна из характеристик, наиболее часто упоминаемых студентами, когда они оценивают уважаемого ими преподавателя. Очень примечательно высказывание В.Н.Дружинина: «Нет успешного психолога без высокого интеллекта» [6, c.223]. В нашем контексте это высказывание могло бы звучать следующим образом: «Без высокого интеллекта не может быть успешного преподавания психологии» [6, c.223].
Неясность мысли преподавателя приводит к туманности его речи и, как следствие, к непониманию со стороны студентов. Неправильно поступают те преподаватели, которые пытаются скрыть бедность мысли за наукообразными и красивыми формулировками неопределенного содержания.
От преподавателей часто ждут «интересного» и даже «артистического» изложения материала по учебному курсу. Небольшой импровизированный опрос нескольких групп студентов-психологов показал, что «самым важным качеством» у преподавателей психологии многие студенты считают «остроумие и веселый нрав». Возможно, это объясняется тем, что большинство студентов-психологов – это девушки…
При этом нельзя отрицать факт влияния особенностей речи преподавателя на эффективность обучения. Умение ставить логические ударения, делать необходимые и уместные паузы, четкая и ясная дикция важны для педагогической деятельности. Такие недостатки речи преподавателя, как слишком высокая скорость изложения, гнусавость, шепелявость, небрежность в произношении, способствуют формированию пренебрежительной, а иногда и негативной установки студентов.
Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [20, c.345].
В настоящее время происходит повышение требований, предъявляемых к личности и деятельности преподавателя, в том числе и преподавателя психологии.
Развитие личностного роста преподавателя
психологии можно разделить на три взаимосвязанных
блока: общекультурный, психолого-педагогический
и предметный. Каждый из названных блоков
представлен рядом модулей. Общекультурный
блок призван обеспечить развитие мировоззрения
учителя, создать условия для его жизненного
и профессионального самоопределения,
овладение практической педагогикой,
которая в своей основе имеет общую образованность
учителя. Погружение учителя в контекст
общечеловеческой культуры, различных
языков, видов искусств, способов деятельности
во всем их своеобразии требует разработки
таких элементов общекультурного блока,
как мировоззренческо-
Психолого-педагогический блок, направлен на развитие педагогического самосознания учителя, его творческой индивидуальности, проявляющейся в способах анализа, проектирования, реализации и рефлексии педагогической деятельности. Поскольку становление «Я-концепции» учителя – это не единовременный акт, то данный блок может быть представлен такими модулями, как ориентирующий, теоретико-методологический, деятельностный [20,c.346].
Предметный блок ориентирован на освоение логики развертывания содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры и как средства развития личности учащихся и общения с ними. Он предполагает разработку таких модулей, как общий, связанный с определенным направлением научных психологических знаний; интегрированный, объединяющий в единое целое те или иные отрасли научного направления; специальный – в конкретной области научного знания.
В современных условиях качественного обновления учебного процесса особенно четко проявляется дефицит психологической культуры педагогов. Психологическая культура является главным средством реализации сущностных сил личности учителя, ее возможности для свободной созидательной педагогической деятельности. Для того чтобы педагог успешно продвигался к вершинам личностного совершенства, необходимо органичное сочетание педагогической и психологической подготовки [3,c. 27].
Проблемы личностного роста имеют большое значение с практической точки зрения. Личностный рост рассматривается через явление саморазвития как непрерывный процесс, в рамках которого человек приобретает способность творческого отношения к себе, к созиданию образа «Я» в процессе активного воздействия на внешний и внутренний мир. Для успешной организации личностного роста важно уяснить для себя свои возможности, необходимо самопознание, которое включает приемы самонаблюдения, самоотношения, самоанализа, самооценки. Личности познает себя: через познание своих невротических состояний, через умение видеть ошибки, которые мы делаем в повседневных жизненных ситуациях, через принятие себя.
Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности. Целостность личности достигается в том случае, когда конгруэнтность между «реальным Я» и «идеальным Я» приближается к еденице. Целостность личности – основное качество «полностью функционирующей личности».
Целостная личность, во-первых, стремится к установлению хорошего психологического контакта со своими друзьями и близкими, к раскрытию им своих скрытых эмоций и тайн; во-вторых, четко знает, кто она есть на самом деле («реальное Я») и если бы она хотела быть («идеальноеЯ»); в-третьих, максимально открыта к новому опыту и принимает жизнь такой, как она есть «здесь и сейчас»; в-четвертых, практикует безусловное позитивное отношение ко всем людям; в-пятых, тренирует в себе эмпатию к другим людям, т.е. пытается понять внутренний мир другого человека и смотреть на другого человека его глазами.
Психокоррекция в педагогической практике преследует следующие цели:
Информация о работе Профессионально значимые качества преподавателя психологии