Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 13:53, реферат
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность – один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника – а может быть, и куда более сложное.
Самокоррекцияя включает в себя элементы саморегуляции, т.е. способности управлять собственными психическими состояниями и поведением, с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях, и является очень важным аспектом профессиональной деятельности педагога. Психологические основы саморегуляции включают в себя:
- управление познавательными
- управление личностью: поведением,
эмоциями и действиями-
Саморегуляция восприятия предполагает четкую постановку задач восприятия – построение образа, получение однозначных ответов на вопросы типа: «Что наблюдать?», «Зачем наблюдать?». Сознательная постановка подобных вопросов и нахождение ответов на них психологически требуют выбора и следование ему, что, в свою очередь, предполагает саморегуляцию. Саморегуляция зависит от осознания человеком того, что с ним сейчас происходит, и от способности жить текущими заботами. Расширение осознания предполагает лучшее понимание человеком того, что происходит в нем и вокруг него. Усиление внимания к чувствам помогает участникам более глубоко осознать и понять собственные переживания.
Эмоциональная саморегуляция базируется на умении состояниями мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов и анализ эмоциогенных ситуаций. Для более эффективного укрепления системы саморегуляции можно использовать тренинговые формы.
Самонаблюдение и самокоррекция помогают освоить приемы и методы более глубокого проникновения в собственную личность, ведущие к расширению возможностей самоанализа и к более адекватному познанию других людей, преимущественно в профессиональной сфере [17, c.342].
Это находит выражение в:
- освоение эффективных приемео и методов познания личностных особенностей окружающих;
- освоение приемов адекватного самопознания;
- некоторой коррекции
- освоение системы рефлексивно-
Для самокоррекции психических и физических состояний весьма эффективно применять аутогенную тренировку, или аутотренинг – ситсему упражнений, направленных человеком на себя. Аутотренинг полезен в тех видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность, в том числе в педагогической работе, т.к. в общении педагога нередко возникают ситуации, которые называют трудными и которые требуют эмоционально-волевой саморегуляции.
4. Функции и ролевые позиции преподавателя психологии.
Под педагогической установкой понимается готовность преподавателя определенным образом реагировать в однотипной педагогической ситуации. Самому преподавателю собственные установки в большинстве случаев представляются абсолютно правильными, поэтому они чрезвычайно устойчивы и с трудом поддаются изменению. Консерватизм, ригидность установок усиливается с возрастом. Выделяются два типа доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам: позитивная и негативная.
О наличии негативной установки преподавателя в отношении определенного студента свидетельствуют обычно следующие признаки:
О наличии позитивной установки преподавателя в отношении определенного студента свидетельствуют следующие признаки:
Проявляя свою установку по отношению к «хорошим» и «плохим» студентам, преподаватель, без специального намерения, оказывает сильное влияние на студентов.
«Теоретически необходимость проявления доброты и уважения к студентам понимают все преподаватели. Однако проявления доброты и уважения могут быть разные. Они могут превратиться в имитацию доброты, в «заигрывание» со студентами, попытки преподавателя психологии упростить свою миссию. Такой преподаватель становиться:
Доброта и уважение могут превращаться также в жалость к студенту, вследствие чего снижаться уровень требовательности. Умение понять студента, «войти в его положение» очень важно. Однако такая доброта, доведенная до абсурда, лишает некоторых студентов всякого стимула к учению. В этом случае преподаватель делает вид, что учит, а студенты делают вид, что учат. Но реально учения не происходит.
Другую крайность представляют те преподаватели, которые в своей должности видят возможность самоутверждения за счет демонстрации своего превосходства над студентами. Это может проявляться в подчеркнутой директивности и демонстративности поведения преподавателя, отсутствии у него желания вступать в диалог или дискуссию со студентами. «Такие преподаватели не проявляют уважения к собственному мнению студентов, считая, что только их точка зрения правильная. Собственных ошибок они не признают» [6, c.226].
И в высших, и в средних учебных заведениях существует необходимость организаторской деятельности, которое занимает особое место в работе преподавателей на административных должностях.
«Одной из трудностей начала преподавательской деятельности для молодых преподавателей – в недавнем прошлом студентов-выпускников – является переход в роль педагога. Новая роль часто требует более уверенного поведения и предоставляет возможность проверить себя на предмет наличия преподавательских качеств и умений» [6, c.218].
Переход к педагогической деятельности предполагает адаптацию к новым ролям:
От роли подчиненного - к роли руководителя;
От роли реагирующего - к роли инициатора;
От роли слушателя - к роли говорящего;
Переходный период может быть связан с рядом «страхов». Конечно же, есть люди бесстрашные, никакие обстоятельства их не смущают. Для других необходимость стоять перед группой людей и сообщать им новую информацию может оказаться пугающей. Рассмотрим 5 «наихудших сценариев, разработанных для того, чтобы помочь молодым преподавателям.
Я им не понравлюсь. Беспокойство относительно личного отношения студентов к вам мешает вам работать с содержанием учебного предмета, который вы преподаете.
Я потеряю контроль над группой. Это беспокойство может быть преодолено путем соответствующей подготовки и ожидания определенных событий. Слишком большое стремление контролировать события может быть саморазрушающим, поскольку приводит к сопротивлению со стороны студентов.
Я им наскучу. Тревожащиеся люди становятся заторможенными. Заторможенные люди вызывают скуку.
Меня поймают на глупой ошибке или я не буду знать ответа на вопрос студента. «Наилучший способ справиться с допущенными ошибками – это быстро их признать» [6,c. 219].
Некоторые студенты могут знать больше, чем я. Способные студенты могут по определенной теме знать больше, чем вы. Это прекрасно. Однако не забывайте, что вы – человек, выбранный кафедрой для чтения данного курса. Вы имеете более широкие знания предмета, чем любой из ваших студентов.
Деятельность преподавателя во многом подобна работе актера. Преподаватель стоит перед студентами (учащимся) и исполняет роль: «Я - учитель». Многих людей пугает ситуация, когда им приходится выступать перед группой людей: в этом случае они предпочли бы молчать. У преподавателя нет такой возможности. Преподавание требует способностей к публичным выступлениям.
Успешное преподавание не требует умения петь, танцевать, шутить или артистично жестикулировать. Оно требует ответственности, умения ясно выражать свои мысли, поддерживать интерес студентов, проявлять энтузиазм в отношении своего предмета, побуждать студентов размышлять над учебным материалом. Студенты замечают и ценят, когда преподаватель помогает им учиться.
По мнению К.Роджерса, основная задача педагога – стимулирование, или фасилитация. Преподаватель при гуманизации обучения, конечно, должен переключиться из режима информатора или владеющего «истиной» арбитра-консультанта в режим фасилитатора [1, c.254). Учитель-фасилитатор конечно же остается ответственным за событие на уроке, и в этом смысле является лицом, ведущим дискуссию. В то же время, именно на первых занятиях учащимся должны быть явлены образцы недирективной работы. Конечно, не исключен и популярный в социально-психологическом тренинге прием введения четкого набора внутренних правил, однако в контексте уроков эти правила должны обсуждаться и приниматься в публичной форме.
В русле истинного гуманистического воспитания учитель-фасилитатор теряет свою позицию, становясь просто близким для учащихся человеком, устанавливающим с ними глубокую эмпатийную связь. Если использовать разделение понятий «роль» и «позиция», то можно согласиться с тем, что выход из роли учителя, но не из позиции, действительно возможен [1,c. 255].
«В отношениях со студентами преподаватель иногда выступает в разных ролях, что порождает некоторую неопределенность. Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова выделяют следующие ролевые позиции преподавателя психологии» [6,c. 220].
«Преподаватель – специалист в своей области». Эта позиция предполагает уважение к преподавателю и в тоже время большую психологическую дистанцию и формальное профессиональное общение.
«Преподаватель – верный друг». Эта позиция предполагает более неформальное общение. Студент нуждается в доброжелательном и «все понимающем» старшем друге. Однако в данном случае может возникнуть проблема чрезмерного сокращения социальной дистанции между учителем и учеником, когда студенты вообще перестают воспринимать преподавателя как «специалиста».
«Преподаватель – психотерапевт». Некоторые студенты полагают, что поскольку преподаватель является психологом, он в состоянии решить их личные проблемы или проблемы знакомых. Иногда преподаватель сам (по неопытности) соглашается взять на себя такую роль, но потом часто жалеет об этом..
«Преподаватель – пример для подражания во всем». Это, по мнению Пряжниковых, не самая худшая ролевая позиция; главное, чтобы было с чего брать пример. Студент сильно переживает, когда вдруг обнаруживает, что любимый и почитаемый им преподаватель в чем-то несовершенен, а иногда и порочен. Это может стать причиной очередного «кризиса разочарования» у впечатлительного студента. «На самого преподавателя это налагает особую ответственность, ведь очень трудно быть «идеальным» и «образцовым», да еще когда за тобой пристально наблюдают «обожающие» и такие «доверчивые» глаза студента (или студентки)» [6,c. 220-221].
«Преподаватель – объект насмешек». И школьники, и студенты часто находят удовольствие в том, что «перемывают косточки» своим учителям и преподавателям. Это нормальное явление. Другое дело, что иногда обсуждение преподавателей принимает грубую форму. Педагогами было замечено, что грубые насмешки и придирки обычно обращены к преподавателям, которые заслуживают этого (злые, некомпетентные, позволяющие себе приходить на занятия «навеселе» и т.п.). «Что же касается преподавателей, которые по своему любят студентов и знают свой предмет, то отношение к ним обычно самое хорошее, даже несмотря на явные недостатки в их поведении или одежде» [6,c. 221].
«Преподаватель – полицейский». Студентам с их неорганизованным свободным временем иногда требуется строгий старший товарищ. Но студент все-таки уже взрослый человек и самое главное для него – поскорее научиться быть настоящим взрослым.
Таким образом, одаренный, творческий преподаватель – это всегда индивидуальность. Формирование индивидуальности у преподавателя способствует воспитанию творческой личности. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и, несомненно, является индивидуальностью. Чем больше среди преподавателей окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат студентов, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств. Нельзя создать эталон, на который будут ровняться все будущие и нынешние преподаватели психологии, хотя необходимо отметить, что преподаватели психологии относятся к определенной категории. Каждый преподаватель выбирает приемлемый именно для него стиль педагогической деятельности, в котором совмещаются знания, умения, навыки, полученные в учебном заведении, индивидуальные качества личности педагога, его собственное видение отношений со студентами, взаимодействие с ними и преподнесение им материала. В любом случае следует не забывать будущим педагогам о том, что психология – это творчество, а значит, без артистизма здесь не обойтись. Неважно, какой темперамент у преподавателя, какой он выберет стиль руководства и общения, главное сделать так, чтобы изучаемый предмет был интересным для студентов, чтобы у них появилось желание изучить что-либо самостоятельно, чтобы они ходили на занятия с интересом. Педагогика и психология идут рядом, а значит, совмещая в себе знания по этим двум наукам, преподаватель психологии сможет продемонстрировать идеальный вариант обучения студентов и самое главное – привить любовь студентов к психологии.
Информация о работе Профессионально значимые качества преподавателя психологии