Профессионально значимые качества преподавателя психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 13:53, реферат

Описание работы

Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность – один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника – а может быть, и куда более сложное.

Файлы: 1 файл

Профессионально значимые качества преподавателя психологии.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Самокоррекцияя включает в себя элементы саморегуляции, т.е. способности управлять собственными психическими состояниями и поведением, с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях, и является очень важным аспектом профессиональной деятельности педагога. Психологические основы саморегуляции включают в себя:

- управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью;

- управление личностью: поведением, эмоциями и действиями-реакциями  на возникшую ситуацию.

Саморегуляция восприятия предполагает четкую постановку задач восприятия – построение образа, получение однозначных ответов на вопросы типа: «Что наблюдать?», «Зачем наблюдать?». Сознательная постановка подобных вопросов и нахождение ответов на них психологически требуют выбора и следование ему, что, в свою очередь, предполагает саморегуляцию. Саморегуляция зависит от осознания человеком того, что с ним сейчас происходит, и от способности жить текущими заботами. Расширение осознания предполагает лучшее понимание человеком того, что происходит в нем и вокруг него. Усиление внимания к чувствам помогает участникам более глубоко осознать и понять собственные переживания.

Эмоциональная саморегуляция базируется на умении состояниями мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов и анализ эмоциогенных ситуаций. Для более эффективного укрепления системы саморегуляции можно использовать тренинговые формы.

Самонаблюдение и самокоррекция помогают освоить приемы и методы более глубокого проникновения в собственную личность, ведущие к расширению возможностей самоанализа и к более адекватному познанию других людей, преимущественно в профессиональной сфере [17, c.342].

Это находит выражение в:

- освоение эффективных приемео  и методов познания личностных  особенностей окружающих;

- освоение приемов адекватного самопознания;

- некоторой коррекции самовосприятия  и запуска механизма самопознания  и самокоррекции личности как  субъекта профессиональной деятельности;

- освоение системы рефлексивно-перцептивного  анализа [17, c344].

Для самокоррекции психических и физических состояний весьма эффективно применять аутогенную тренировку, или аутотренинг – ситсему упражнений, направленных человеком на себя. Аутотренинг полезен в тех видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность, в том числе в педагогической работе, т.к. в общении педагога нередко возникают ситуации, которые называют трудными и которые требуют эмоционально-волевой саморегуляции.

 

 

4. Функции и ролевые позиции преподавателя психологии.

 Под педагогической установкой понимается готовность преподавателя определенным образом реагировать в однотипной педагогической ситуации. Самому преподавателю собственные установки в большинстве случаев представляются абсолютно правильными, поэтому они чрезвычайно устойчивы и с трудом поддаются изменению. Консерватизм, ригидность установок усиливается с возрастом. Выделяются два типа доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам: позитивная и негативная.

О наличии негативной установки  преподавателя в отношении определенного студента свидетельствуют обычно следующие признаки:

  • преподаватель дает «плохому» студенту меньше времени на ответ, чем «хорошему»;
  • преподаватель не задает наводящих вопросов и не дает подсказок;
  • при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому студенту или сам дает правильный ответ;
  • чаще порицает и меньше поощряет «плохого» студента, чем «хорошего»;
  • старается не замечать успехов такого студента;
  • иногда вообще не работает с ним на занятии.

 

О наличии позитивной установки преподавателя в отношении определенного студента свидетельствуют следующие признаки:

  • преподаватель дольше ждет ответа на поставленный вопрос;
  • при затруднении в ответе задает наводящие вопросы, делает подсказки;
  • поощряет улыбкой или взглядом;
  • при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его;
  • чаще обращается к такому студенту взглядом на занятии.

 

Проявляя свою установку по отношению к «хорошим» и «плохим» студентам, преподаватель, без специального намерения, оказывает сильное влияние на студентов.

«Теоретически необходимость проявления доброты и уважения к студентам понимают все преподаватели. Однако проявления доброты и уважения могут быть разные. Они могут превратиться в имитацию доброты, в «заигрывание» со студентами, попытки преподавателя психологии упростить свою миссию. Такой преподаватель становиться:

  • либо «пересказчиком» учебников («бедным студентам так легче»),
  • либо превращается в «артиста-очаровашку» или «весельчика-юмориста» («студентам должно быть интересно и весело»),
  • либо вообще вырождается в «самодовольного жлоба», уверенного в своих «крепких знаниях» и «интеллектуальной непогрешимости» (студентам приятно видеть перед собой «сильную» личность»» [6, c.225].

Доброта и уважение могут превращаться также в жалость к студенту, вследствие чего снижаться уровень требовательности. Умение понять студента, «войти в его положение» очень важно. Однако такая доброта, доведенная до абсурда, лишает некоторых студентов всякого стимула к учению. В этом случае преподаватель делает вид, что учит, а студенты делают вид, что учат. Но реально учения не происходит.

Другую крайность представляют те преподаватели, которые в своей должности видят возможность самоутверждения за счет  демонстрации своего превосходства над студентами. Это может проявляться в подчеркнутой директивности и демонстративности поведения преподавателя, отсутствии у него желания вступать в диалог или дискуссию со студентами. «Такие преподаватели не проявляют уважения к собственному мнению студентов, считая, что только их точка зрения правильная. Собственных ошибок они не признают» [6, c.226].

И в высших, и в средних учебных заведениях существует необходимость организаторской деятельности, которое занимает особое место в работе преподавателей на административных должностях.

«Одной из трудностей начала преподавательской деятельности для молодых преподавателей – в недавнем прошлом студентов-выпускников – является переход в роль педагога. Новая роль часто требует более уверенного поведения и предоставляет возможность проверить себя на предмет наличия преподавательских качеств и умений» [6, c.218].

Переход к педагогической деятельности предполагает адаптацию к новым ролям:

От роли подчиненного - к роли руководителя;

От роли реагирующего - к роли инициатора;

От роли слушателя - к роли говорящего;

Переходный период может быть связан с рядом «страхов».  Конечно же, есть люди бесстрашные, никакие обстоятельства их не смущают. Для других необходимость стоять перед группой людей и сообщать им новую информацию может оказаться пугающей. Рассмотрим 5 «наихудших сценариев, разработанных для того, чтобы помочь молодым преподавателям. 

Я им не понравлюсь. Беспокойство относительно личного отношения студентов к вам мешает вам работать с содержанием учебного предмета, который вы преподаете.

Я потеряю контроль над группой. Это беспокойство может быть преодолено путем соответствующей подготовки и ожидания определенных событий. Слишком большое стремление контролировать события может быть саморазрушающим, поскольку приводит к сопротивлению со стороны студентов.

Я им наскучу. Тревожащиеся люди становятся заторможенными. Заторможенные люди вызывают скуку.

Меня поймают на глупой ошибке или я не буду знать ответа на вопрос студента. «Наилучший способ справиться с допущенными ошибками – это быстро их признать» [6,c. 219].

Некоторые студенты могут знать больше, чем я. Способные студенты могут по определенной теме знать больше, чем вы. Это прекрасно. Однако не забывайте, что вы – человек, выбранный кафедрой для чтения данного курса. Вы имеете более широкие знания предмета, чем любой из ваших  студентов.

Деятельность преподавателя во многом подобна работе актера. Преподаватель стоит перед студентами (учащимся) и исполняет роль: «Я  - учитель». Многих людей пугает ситуация, когда им приходится выступать перед группой людей: в этом случае они предпочли бы молчать. У преподавателя нет такой возможности. Преподавание требует способностей к публичным выступлениям.

Успешное преподавание не требует умения петь, танцевать, шутить или артистично жестикулировать. Оно требует ответственности, умения ясно выражать свои мысли, поддерживать интерес студентов, проявлять энтузиазм в отношении своего предмета, побуждать студентов размышлять над учебным материалом. Студенты замечают и ценят, когда преподаватель помогает им учиться.

По мнению К.Роджерса, основная задача педагога – стимулирование, или фасилитация. Преподаватель при гуманизации обучения, конечно, должен переключиться из режима информатора или владеющего «истиной» арбитра-консультанта в режим фасилитатора [1, c.254). Учитель-фасилитатор конечно же остается ответственным за событие на уроке, и в этом смысле является лицом, ведущим дискуссию. В то же время, именно на первых занятиях учащимся должны быть явлены образцы недирективной работы. Конечно, не исключен и популярный в социально-психологическом тренинге прием введения четкого набора внутренних правил, однако в контексте уроков эти правила должны обсуждаться и приниматься в публичной форме.

В русле истинного гуманистического воспитания учитель-фасилитатор теряет свою позицию, становясь просто близким для учащихся человеком, устанавливающим с ними глубокую эмпатийную связь. Если использовать разделение понятий «роль» и «позиция», то можно согласиться с тем, что выход из роли учителя, но не из позиции, действительно возможен [1,c. 255].

«В отношениях со студентами преподаватель иногда выступает в разных ролях, что порождает некоторую неопределенность. Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова выделяют следующие ролевые позиции преподавателя психологии» [6,c. 220].

«Преподаватель – специалист в своей области». Эта позиция предполагает уважение к преподавателю и в тоже время большую психологическую дистанцию и формальное профессиональное общение.

«Преподаватель – верный друг». Эта позиция предполагает более неформальное общение. Студент нуждается в доброжелательном и «все понимающем» старшем друге. Однако в данном случае может возникнуть проблема чрезмерного сокращения социальной дистанции между учителем и учеником, когда студенты вообще перестают воспринимать преподавателя как «специалиста».

«Преподаватель – психотерапевт». Некоторые студенты полагают, что поскольку преподаватель является психологом, он в состоянии решить их личные проблемы или проблемы знакомых. Иногда преподаватель сам (по неопытности) соглашается взять на себя такую роль, но потом часто жалеет об этом..

«Преподаватель – пример для подражания во всем». Это, по мнению Пряжниковых, не самая худшая ролевая позиция; главное, чтобы было с чего брать пример. Студент сильно переживает, когда вдруг обнаруживает, что любимый и почитаемый им преподаватель в чем-то несовершенен, а иногда и порочен. Это может стать причиной очередного «кризиса разочарования» у впечатлительного студента. «На самого преподавателя это налагает особую ответственность, ведь очень трудно быть «идеальным» и «образцовым», да еще когда за тобой пристально наблюдают «обожающие» и такие «доверчивые» глаза студента (или студентки)» [6,c. 220-221].

«Преподаватель – объект насмешек». И школьники, и студенты часто находят удовольствие в том, что «перемывают косточки» своим учителям и преподавателям. Это нормальное явление. Другое дело, что иногда обсуждение преподавателей принимает грубую форму. Педагогами было замечено, что грубые насмешки и придирки обычно обращены к преподавателям, которые заслуживают этого (злые, некомпетентные, позволяющие себе приходить на занятия «навеселе» и т.п.). «Что же касается преподавателей, которые по своему любят студентов и знают свой предмет, то отношение к ним обычно самое хорошее, даже несмотря на явные  недостатки в их поведении или одежде» [6,c. 221].

«Преподаватель – полицейский». Студентам с их неорганизованным свободным временем иногда требуется строгий старший товарищ. Но студент все-таки уже взрослый человек и самое главное для него – поскорее научиться быть настоящим взрослым.

 

Таким образом, одаренный, творческий преподаватель – это всегда индивидуальность. Формирование индивидуальности у преподавателя способствует воспитанию творческой личности. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и, несомненно, является индивидуальностью. Чем больше  среди преподавателей окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат студентов, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств. Нельзя создать эталон, на который будут ровняться все будущие и нынешние преподаватели психологии, хотя необходимо отметить, что преподаватели психологии относятся к определенной категории. Каждый преподаватель выбирает приемлемый именно для него стиль педагогической деятельности, в котором совмещаются знания, умения, навыки, полученные в учебном заведении, индивидуальные качества личности педагога, его собственное видение отношений со студентами, взаимодействие с ними и преподнесение им материала. В любом случае следует не забывать будущим педагогам о том, что психология – это творчество, а значит, без артистизма здесь не обойтись. Неважно, какой темперамент у преподавателя, какой он выберет стиль руководства и общения, главное сделать так, чтобы изучаемый предмет был интересным для студентов, чтобы у них появилось желание изучить что-либо самостоятельно, чтобы они ходили на занятия с интересом. Педагогика и психология идут рядом, а значит, совмещая в себе знания по этим двум наукам, преподаватель психологии сможет продемонстрировать идеальный вариант обучения студентов и самое главное – привить любовь студентов к психологии.

Информация о работе Профессионально значимые качества преподавателя психологии