Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:39, курсовая работа
Выбранная тема курсовой работы рассказывает о профессиональном мышлении педагога и путей его развития. Эта тема является актуальной на данный момент, так как от профессионального мышления педагога зависит образование нашего будущего поколения и, соответственно, вся система образования нашей страны. Её значимость обусловлена ролью педагогического мышления в организации деятельности учителя, его профессионального поведения и общения. Познание закономерностей и механизмов мыслительной деятельности учителя является необходимым условием разработки как общих теоретических проблем психологии, так и решения основных её прикладных проблем.
Введение
Основная часть
1. Профессиональное мышление педагога
2. Пути развития профессионального мышления педагога
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Курганский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
педагогическая психология |
Тема |
Профессиональное мышление педагога и пути его развития |
Фамилия студента |
Коростина |
Имя студента |
Ольга |
Отчество студента |
Борисовна |
№ контракта |
19000100702083 |
Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
1. Профессиональное мышление педагога
2. Пути развития
Заключение
Глоссарий
Список использованных
Приложения
Выбранная тема курсовой работы рассказывает о профессиональном мышлении педагога и путей его развития. Эта тема является актуальной на данный момент, так как от профессионального мышления педагога зависит образование нашего будущего поколения и, соответственно, вся система образования нашей страны. Её значимость обусловлена ролью педагогического мышления в организации деятельности учителя, его профессионального поведения и общения. Познание закономерностей и механизмов мыслительной деятельности учителя является необходимым условием разработки как общих теоретических проблем психологии, так и решения основных её прикладных проблем.
Исследования данной проблемы проводились в первую очередь на основе исследований собственно самого мышления при значительном влиянии в последнее время психоаналитической, гуманистической, когнитивной и интегративной психологии. Так же в теории профессионального мышления нашел отражение современный взгляд на проблему практического мышления, которая изложена в трудах Б.М.Теплова, Д.Н. 3авалишиной, Ю.К. Корнилова. Достаточно хорошо изучены феноменология педагогического мышления, зависимость его от возрастных, индивидуальных и других особенностей субъекта педагогической деятельности (Д.В.Вилькеев, А.А.Орлов, Е.К.Осипова, К.М.Романов и др.).
Объектом исследования является профессиональное мышление педагога.
Предметом исследования являются пути развития профессионального мышления педагога.
Данная работа направлена на разъяснение понятия мышления педагога и готовности к педагогической деятельности.
Целью нашей работы является изучение профессионального мышления педагога. Задачи работы:
1) Провести теоретический анализ основных подходов к исследованию проблем педагогического мышления.
2) Раскрыть психологические механизмы и закономерности обнаружения и разрешения педагогической проблемности.
3) Изучить типы профессионального педагогического мышления.
4) Разработать основные подходы к развитию профессионального мышления педагога.
Работа представлена двумя разделами. В первом разделе обсуждается значение понятия мышления педагога и значение творчества в его профессиональной деятельности. Также в первой части рассмотрены типы профессионального мышления.
Во второй части работы представлены пути развития профессионального мышления педагога.
Для проведения данного исследования были использованы литературные работы Кашапова М.М., Кулюткина Ю. Н., Зимней И. А. и других психологов. Был произведен теоретический анализ литературы по педагогической психологии в области изучения профессионального мышления.
Практической значимостью
1.1 Понятие и сущность мышления
Как показывают
Формирование
1.2 Типы профессионального
Протекание процесса профессионального мышления рассматривается нами на двух уровнях: ситуативном и надситуативном. Ситуативное мышление характеризуется приоритетным влиянием жизненных обстоятельств. В процессе реализации ситуативного мышления проблема не выделяется как исходное противоречие. Ситуативное мышление обусловлено признаками ситуации. У таких педагогов самоанализ, самопомощь имеют случайный характер, акцент в решении профессиональной проблемной ситуации смещается на поиск внешней помощи. Ситуативный уровень обусловлен влиянием конкретных условий профессиональной деятельности, характеризуется эмоциональным отношением к ситуации и к ее участникам. Наблюдается тенденция сразу приступить к решению проблемы без ее предварительного анализа, осуществляется реконструктивный способ выполнения профессиональной деятельности, т.е. стремление изменить ситуацию без изменения, совершенствования себя в ней.
При переходе с ситуативного на надситуативный уровень мышления происходит уменьшение обращений за внешней помощью, начинают преобладать способы самопомощи. Для профессионалов с надситуативным мышлением характерен высокий уровень самоанализа, активизация собственных потенциальных возможностей и собственного опыта, повышение критичности к своим действиям. Надситуативный уровень мышления характеризуется выходом субъекта в своем мышлении за пределы непосредственно данной ситуации. При решении проблемы профессионал актуализирует не только практические, но и теоретические психологические знания. Каждый акт решения ситуаций характеризуется направленностью на саморазвитие, творчество. Специалисты, использующие надситуативный уровень, являются более успешными в выполнении своих профессиональных функций.
Умение устанавливать надситуат
1.3 Творческий компонент
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к свое деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
При этом нужно иметь в виду, что творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с "новизной" характеризуется и
"прогрессивностью". С.С. Голъдентрихт отмечает, что "природа творческого деяния — созидание, рождение нового прогрессивного, способствующего развитию человека и общества. Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку".
Такой подход к сущности творчества согласуется с идеями гуманистической педагогики, с развитием личности, культуры общества. Настоящее творчество гуманно по своей природе, поскольку оно с необходимостью приводит к развитию и саморазвитию личности и соответственно культуры и общества.
В.И. Андреев (1988), определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:
- наличие противоречия
- социальная и личная
- наличие объективных (
- наличие субъективных (личностных качеств — знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
- новизна и оригинальность
Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.
Педагогическая деятельность —
процесс постоянного
Конечно, творчески работающий педагог создает свою педагогическую систему, но она является лить средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Академик В.А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, “результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки”.
Действительно, человек в любой, даже самый, качалось бы, далекий от творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества.
Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Другие авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления
(умение выбрать одну из
Третьи авторы считают творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность
Представляет интерес
Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов (см. приложение 1).
Информация о работе Профессиональное мышление педагога и пути его развития