Профессиональное общение медицинского персонала как фактор удовлетворенности трудом социально-психологического климата в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:00, автореферат

Описание работы

Актуальность темы. Общение – ключевой социально-психологический механизм деятельности, включая профессиональную. В медицинской реальности в пространстве общения реализуется миссия врачевания. Она обозначается как многомерный коммуникативный процесс, основой которого является профессиональное общение. Критерии успешности профессиональной деятельности медицинского персонала определяются совокупностью показателей, в числе которых показатели продуктивности профессионального общения, включая такие как эмоциональные барьеры, коммуникативная агрессивность, социально-психологический климат и удовлетворенность трудом.

Файлы: 1 файл

avtoref-murashova.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Положения, выносимые  на защиту:

1.Рекомендации и методы повышения эффективности профессионального общения медицинского персонала, а также методика психодиагностической оценки социально-психологического климата в коллективе медицинского персонала.

2.Доминирование у медицинского персонала таких субъектных качеств как психологическая устойчивость, эмоциональная зрелость, ответственность, эмпатия, коммуникативная компетентность дает возможность продуктивно структурировать профессиональное общение.

3.Эмоциональные барьеры и коммуникативная агрессивность, социально-психологический климат и удовлетворенность трудом определяют эффективность профессионального общения у медицинского персонала.

4. Внедрение авторского тренинга коррекции особенностей общения, направленного на снятие психического напряжения, повышение эмоционального тонуса, снижение уровня эмоциональных барьеров и коммуникативной агрессивности, приобретение навыков улучшенных форм коммуникации, формирование адекватных реакций на различные ситуации, и методики оценки социально-психологического климата в коллективе медицинского персонала позволяет повысить эффективность профессионального общения, благоприятность социально-психологического климата и удовлетворенность трудом.

 

Апробация работы.

Замысел и результаты экспериментальных исследований диссертации  обсуждались на заседаниях кафедры  психологии и философии Тверского  государственного технического университета.

Апробация работы выполнена  путем практического внедрения  разработанных в диссертации  методических рекомендаций по оптимизации  деятельности медицинских работников в работу практического психолога  ГУЗ «Областная клиническая больница».

Основные положения и результаты работы докладывались на следующих научных конференциях в 2008 – 2010 годах: «Психология управления в современной России» (Тверь, 21 ноября 2008г.); «Социальные аспекты хирургической помощи населению в современной России» (Тверь, 2008г.); «Российская молодежь в политическом, экономическом, правовом, культурном и образовательном пространстве XXI века» (Тверь, 5 декабря 2009г.); «Контроверзы современности: риски и безопасность» (Тверь, 8-9 апреля 2010г.); «Особенности развития профессионального образования в современных условиях» (Тверь, 2010г.); «Интердисциплинарные исследования в науке: опыт неклассической рациональности» (Тверь, 22-23 сентября 2010г.)

По теме диссертации  опубликовано 12 научный статей, в  том числе, 3 в журналах, зарегистрированных ВАКом как рецензируемые.

Диссертационное исследование обсуждено  расширенном заседании ученого совета ВНИИТЭ, на заседании кафедры психологии и философии гуманитарного факультета Тверского государственного технического университета и рекомендовано к защите по специальности 19.00.03.,

 

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (всего 140 источников) и 9-ти приложений. Текст диссертации изложен на 157-ми страницах, включает в себя 16 рисунков и 5 таблиц. В приложениях представлены матрица данных, вспомогательные материалы статистической обработки эмпирических данных, профессиограмма медицинского работника, текст методики оценки социально-психологического климата в коллективе медицинских работников, тренинг коррекции особенностей общения.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, методологические основания и методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указываются положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации полученных результатов исследования.

 

Первая глава «Медицинский работник как субъект профессиональной деятельности» посвящена анализу психологических составляющих структуры профессиональной деятельности медицинского персонала.

В первом параграфе «Психологический анализ особенностей профессиональной деятельности» – рассматривается специфика профессиональной деятельности медиков, в которой отношения строятся на уровне «человек – человек» (Е.А. Климов). Для успешного труда в профессиях этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Анализируются концепции и положения проблемы профессиональной деятельности, содержания, цели, предмета деятельности, средств труда, структуры деятельности, санитарно-гигиенических и психофизиологических условий труда.

Как логичное продолжение  системно-деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) в России конца XX века сформировался субъектно-деятельностный подход (А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов и др.). Он позволил сосредоточить внимание на активной роли личности, принимающей решения, отвечающей за свой выбор и преобразующей мир в соответствии со своими смыслами (Л.А. Анцыферова).

Рассматривается специфика  профессиональной деятельности медицинского персонала, которая ориентирована на субъект-субъектные отношения (А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, Е.А. Сергиенко, Г.М. Зараковский). Они включают в себя не только отношения с другим человеком, но и отношение человека к самому себе, то есть самоотношение. Участник субъект-субъектного типа общения стоит перед двумя задачами: с одной стороны – понять партнера, вникнуть в его внутренний мир и увидеть его "каким он есть в самом деле"; с другой стороны, он стремится быть адекватно понятым со стороны партнера общения. Личность, субъект-субъектным образом относящаяся к другому, стремится, чтобы и к ней относились тем же способом. На этой основе она приводит в действие не только особые акты понимания внутреннего мира другого, но и акты самопонимания.

Составлена типовая  профессиограмма деятельности медицинского работника.

Второй  параграф – «Особенности профессионального  общения медицинского персонала» посвящен рассмотрению понятия «общение» (Г.М. Андреева, Л.П. Буева, В.А. Горянина, Б,Д. Парыгин, и др.), его видов, уровней, структуры (коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны), процессов восприятия друг друга собеседниками, эффектов восприятия, основных правил эффективного общения.

Подчеркивается  важность такой профессионально значимой характеристикой медицинского персонала как коммуникативная компетентность. Она рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия (Л.А. Петровская, А.А. Бодалев и др.).

Специфика профессионального общения медицинского персонала с пациентами  обусловлена многообразием индивидуальных личностных особенностей пациентов. Медицинский работник должен уметь выбрать и эффективно использовать наиболее подходящую для каждого конкретного случая модель взаимодействия с пациентом.

Отношения с  коллегами в среде медицинских работников должны строиться на принципах уважения личности коллеги, взаимопомощи, доброжелательности, нацеленности на выполнение дела наилучшим образом. Объединяющим медработников нравственным мотивом должно быть благо больного, и в более широком смысле – благо каждого человека (родственника больного, коллеги и так далее).

Система общения в  лечебно-профилактических учреждениях  представляет собой совокупность каналов  общения, связывающих элементы организационной структуры. Такая система предназначена для сбора, передачи и обработки информации. Различают несколько потоков, посредством которых происходит передача информации: восходящий, нисходящий (или вертикальный) и горизонтальный. Каждый из них выполняет специфическую функцию (А.Н. Занковский).

В третьем параграфе – «Эмоциональные барьеры в межличностном общении» проанализированы концепции эмоциональных барьеров (Б.Д. Парыгин, А.Н.  Занковский, А.А Брудный и др.). Приведена классификация барьеров общения (А.В Мудрик), рассмотрены их природа и функции, видовое многообразие и способы преодоления.

Таким образом, аналитический обзор литературы по данной проблеме показал, что под  эмоциональными барьерами в межличностном  общении понимают внутренние препятствия, мешающие совершению допускаемых и даже поощряемых обществом поступков. Среди эмоциональных барьеров межличностного общения можно назвать барьеры, возникающие на почве страдания и горя, вызываемые раздражением и гневом и барьеры триадного комплекса: страха, стыда и вины.

Одна из основных функций  эмоционального барьера состоит  в защите личности от угрозы разрушительного воздействия. Однако, обеспечивая психологическую защищенность от стрессогенных факторов, способных вывести ее из состояния внутренней уравновешенности, эти механизмы оказываются психологическими барьерами на пути адекватного восприятия и понимания людьми друг друга (Б.Д. Парыгин).

В четвертом  параграфе – «Понятие и детерминанты коммуникативной агрессивности» проанализированы отечественные (Т. Ильина, К.В. Сельченко, И.А. Фурманов, А.А. Реан, Ю.В. Щербинина и др.) и зарубежные (К. Лоренц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Берковец и др.) концепции агрессии и коммуникативной агрессивности. Рассмотрены типы агрессивных проявлений и их структура, а так же такие феномены как: провоцирование агрессии у окружающих, склонность к отраженной агрессии, аутоагрессия, ритуализация агрессии, заражение агрессией толпы, получение удовольствия от агрессии, расплата за агрессию.

Агрессия всегда является реакцией враждебности на созданные другими препятствия на пути к цели, ущерб интересам субъекта независимо от того, были ли эти препятствия, в свою очередь, обусловлены враждебными намерениями или нет. Агрессия – это один из наиболее эффективных непроизвольных способов освобождения организма от избыточной и нерастраченной энергии, который представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой (Р. Бэрон и Д. Ричардсон).

Агрессивное поведение классифицируется по направленности агрессии, по цели, по методу выражения, по степени выраженности, по наличию инициативы (А.К. Осинский, Н.Д. Левитов).

Часто детерминантами агрессии могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессоров — те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации. В качестве характеристик, аффектирующих агрессивное поведение, обычно рассматриваются такие личностные черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция усматривать враждебность в чужих действиях, убежденность индивидуума в том, что он в любой ситуации остается хозяином своей судьбы, склонность испытывать чувство стыда, а не вины во многих ситуациях.

Важную категорию агрессоров составляют люди, проявляющие агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Они подразделяются на две группы, к первой из которых относятся лица со сниженным, а ко второй — с повышенным самоконтролем. Агрессоры первого типа прибегают к насилию чрезвычайно часто. Агрессоры второго типа способны воздерживаться от агрессивных проявлений даже в случае чрезвычайно мощной провокации. Когда же ресурс внутреннего самоконтроля иссякает, агрессия может принимать крайние, а порой даже фатальные формы.

Одна и та же поведенческая  реакция разными индивидами может  восприниматься и как недопустимо агрессивная и как нормальная — все зависит от системы норм и ценностей конкретного индивида. Такого рода внутренние стандарты наиболее ярко проявляются, а значит, и оказывают наиболее сильное влияние на поведение в ситуации повышенного личностного самоосознания. Повышение степени личностного самоосознания подталкивает индивида к агрессии, если он считает подобное поведение допустимым, и наоборот, удерживает его от совершения агрессивных действий, если он относится к такому поведению как к недопустимому (Р. Бэрон и Д. Ричардсон).

Коммуникативная агрессия в условиях профессиональной деятельности медицинского персонала проявляется в стремлении унизить статус и авторитет какого-либо сотрудника или пациента, желании исключить определенного человека из коммуникативных контактов. При помощи агрессии медик может защищаться от реального или мнимого нападения, демонстрировать свою силу и самоутверждаться, организовать для себя психологическую разрядку, если накапливается неудовлетворенность своей работой или своим служебным положением.

 

Вторая  глава – «Удовлетворенность трудом как важный показатель социально-психологического климата и эффективности профессионального общения медицинского персонала».

В первом параграфе – «Основные  подходы к изучению социально-психологического климата, его структура, факторы, и  уровни» дается теоретический обзор основных подходов к изучению социально-психологического климата в отечественной психологии. Представители первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов) считают, что климат является отражением  в сознании людей явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что основной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой, то есть климат – это настроение группы людей. Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский, Б.Д. Парыгин) считают, что в процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих «социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы». Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган) определяют климат как социальную и психологическую совместимость членов группы, их морально-психологическое единство, сплоченность, общие мнения, обычаи и традиции.

Рассматриваются факторы макро- и микросреды, влияющие на социально-психологический климат. Анализируется роль социально-психологического климата в жизнедеятельности личности и коллектива.

Информация о работе Профессиональное общение медицинского персонала как фактор удовлетворенности трудом социально-психологического климата в коллективе