Профессиональный и этический кодекс социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:58, реферат

Описание работы

Настоящий Кодекс разработан в рамках проекта «Распространение программы переподготовки по социальной работе и продвижение профессии «социальная работа» в Узбекистане», реализованного Национальной командой по социальной работе в партнерстве с Республиканским центром социальной адаптации детей, Ташкентским государственным институтом культуры при поддержке Детского фонда ООН в ЮНИСЕФ в Узбекистане в 2008 году.
В настоящем Кодексе излагаются основные базовые принципы и ценности социальной работы, которые должны применяться в профессиональной практике сотрудников учреждений и организаций системы социальной защиты населения.
Настоящий Кодекс ориентирует специалистов социальной сферы на этическую практику в отношении клиента (клиентов) с целью соблюдения его (их) наилучших интересов и активизации его (их) внутренних ресурсов и ресурсов окружения для удовлетворения его (их) потребностей и оказания помощи в решении возникших проблем.

Содержание работы

Введение

Часть 1. Описание и определение профессии «Социальная работа»


Часть 2. ценности и принципы социальной работы.

§ 1. Международные соглашения и международные стандарты социальной работы
§ 2. Ценности и принципы социальной работы.

Часть 3. Профессиональное поведение

Использованная литература

Файлы: 1 файл

Профессиональный и этический кодекс социального работника.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  И ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

УЗБЕКИСТАНА

 

 

проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТАШКЕНТ – 2009

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

Часть 1. Описание и определение профессии «Социальная работа»

 

 

Часть 2. ценности и принципы социальной работы.

 

§ 1. Международные  соглашения и международные стандарты социальной работы

§ 2. Ценности и принципы социальной работы.

 

Часть 3. Профессиональное поведение

 

Использованная  литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Настоящий Кодекс разработан в рамках проекта «Распространение программы переподготовки по социальной работе и продвижение профессии «социальная работа» в Узбекистане», реализованного Национальной командой по социальной работе в партнерстве с Республиканским центром социальной адаптации детей, Ташкентским государственным институтом культуры при поддержке Детского фонда ООН в ЮНИСЕФ в Узбекистане в 2008 году.

В настоящем Кодексе излагаются основные базовые принципы и ценности социальной работы, которые должны применяться в профессиональной практике сотрудников учреждений и организаций системы социальной защиты населения.

Настоящий Кодекс ориентирует специалистов социальной сферы на этическую практику в отношении клиента (клиентов) с целью соблюдения его (их) наилучших интересов и активизации  его (их) внутренних ресурсов и ресурсов окружения для удовлетворения его (их) потребностей и оказания помощи в решении возникших проблем.

Исполнение обязанностей социальными  работниками предполагает строгое соблюдение этических принципов, профессионализм, ориентацию на антидискриминационную практику, а также профессиональное и личностное принятие  Кодекса.

Настоящий Кодекс разработан на основе рекомендаций Международной Федерации  Социальных Работников (IFSW), содержащихся в документе «Этика социальной работы: Декларация принципов», который был утверждён на общей встрече Международной Федерации Социальных Работников и  Международной Ассоциации Школ по Социальной Работе в Аделаиде (Австралия) в октябре 2004 года. При составлении настоящего Кодекса были использованы также Кодексы Британской Ассоциации социальных работников, Национальной Ассоциации социальных работников США и Кодекс Этики социального педагога и социального работника России.

Кодекс состоит из 3 частей, введения и списка использованной литературы. В первой части дается описание профессии «социальная работа» и определение профессии, в том числе международное определение. Первый параграф второй части содержит перечень международных документов, на которые опираются этические кодексы социальных работников; второй параграф описывает этические ценности и принципы, которых должны придерживаться социальные работники в своей работе. Третья часть представляет собой выдержку из международного документа «Этика в социальной работе, Декларация принципов» и описывает профессиональное поведение социального работника.

Настоящий Кодекс является предварительным  документом, служащим общим ориентиром для работы социальных работников и  специалистов смежных дисциплин  социальной сферы. Подробная разработка профессиональных стандартов поведения социального работника является следующей задачей по дальнейшему продвижению профессии «социальная работа» в Узбекистане.

 

 

Часть 1. Определение социальной работы и описание профессии 

 

С обретением независимости в Республике Узбекистан сложилась принципиально новая система социальной защиты и обслуживания населения, одним из основных приоритетов которой явилась адресная  помощь людей, нуждающихся в особом внимании и поддержке. В этих условиях появилась потребность в высококвалифицированных работниках социальной сферы, обладающих знаниями и навыками работы с социально уязвимыми слоями населения, и соответственно необходимость в новой профессиональной деятельности – «социальный работник».

В Узбекистане институт социальной работы начал свое формирование с конца 90-х годов. Начало этому положило введение в  1998 году в Общегосударственный классификатор направлений и специальностей высшего образования новой для страны области знания и образования – «социальная работа». В Национальный классификатор профессий и должностей РУз внесены  профессии «социальный работник» и «специалист по социальной работе».

Обучение по направлению «социальная  работа» ведется в Ташкентском  государственном институте культуры и Самаркандском и Ферганском университетах. Ташкентский государственный институт культуры является ведущим вузом в области подготовки по социальной работе, при нем открыт первый факультет социальной работы, на котором осуществляется подготовка студентов бакалавриата и магистратуры. Кроме того, с 2007 при факультете повышения квалификации и переподготовки кадров данного института в партнерстве с Республиканским центром социальной адаптации детей и при поддержке Детского фонда ООН ЮНИСЕФ в Узбекистане проводятся 4-месячные курсы переподготовки по социальной работе для сотрудников учреждений и организаций системы социальной защиты детей и преподавателей социальной работы вузов РУз.

 

Определение социальной работы

 

Социальная  работа – это профессиональная деятельность по оказанию помощи и поддержки людям с целью улучшения их жизненного благополучия, направленная на решение проблем в отношениях между людьми и способствующая социальным переменам в обществе1.


 

Социальная работа – это профессия, характеризующаяся следующими чертами:

  • Опирается на научно обоснованные знания и теорию;
  • Опирается на практику, основанную на доказательствах;
  • Руководствуется этическими принципами и стандартами поведения;
  • Осуществляется в профессиональном взаимодействии с клиентом* и его окружением.

 

*Термин «клиент» включает индивидуумов, семьи, группы людей, организации и сообщества

 

Для развития социальной работы как профессии необходимо:

  • Развитие процесса обучения, который основан на образовательном стандарте по социальной работе, описывающем знания, умения и навыки, структуру учебного плана (включая практикум) и процесс постоянного обновления этих знаний и информации в соответствии с современными теориями и моделями социальной работы;
  • Наличие официальных полномочий в виде дипломов или сертификатов, дающих официальное право работать в социальной сфере;
  • Наличие профессиональных ассоциаций и объединений, которые наблюдают за образовательным процессом и практикой, и развивают и пересматривают этический кодекс и стандарты поведения социального работника в организациях.

 

Уникальные характеристики социальной работы как профессии:

  • Социальная работа рассматривает человека в социальном окружении – тогда как некоторые профессии сконцентрированы или на отдельном индивидууме (например, психологи), или на обществе в целом (например, социологи или политологи).
  • Социальная работа включает уникальный набор теорий и методов, берущих начало из других дисциплин и профессий. Современные тенденции в развитии социальной работы ориентированы на сочетание различных подходов и методов работы, развитие мульти-уровневых интервенций и междисциплинарного подхода.
  • Социальная работа имеет строго определенную направленность на социальную поддержку, и особое значение придает уязвимым группам населения; она направлена на создание и поддержку социальных служб.
  • Социальная работа особый акцент делает на самоопределение клиентов; отношения между клиентом и социальным работником характеризуются открытостью и взаимностью, и это дает возможность для оптимального решения проблемы.

 

Международное определение «социальной  работы»

 

Профессиональная  деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем  человеческих взаимоотношений; содействует  укреплению способностей к функциональному  существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа, способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы.

 

КОММЕНТАРИИ

Социальная  работа в своих различных формах занимается многочисленными, сложными контактами между людьми и их окружением. Цель деятельности социальной работы: предоставить возможность всем людям  полностью развивать свой потенциал, обогащать свою жизнь и предотвращать дисфункции. Профессиональная социальная работа направлена на решение проблем и достижение изменений. Как таковые, социальные работники являются агентами перемен в обществе и в жизни индивидуумов, семей и сообществ, которым они служат. Социальная работа представляет собой взаимосвязанную систему ценностей, теории и практики.

 

Ценности

Социальная  работа берёт свои истоки из гуманистических  и демократических идеалов, её ценности базируются на уважении к равенству, ценности каждой личности и достоинстве каждого человека. С появлением профессии, более века назад, практика социальной работы сосредоточена на обеспечении общечеловеческих нужд и развитии человеческого потенциала. Обеспечение прав человека и социальной справедливости служат мотивацией и поводом для деятельности социальных работников. Из солидарности со «слабыми» социальными слоями, профессия старается облегчить бедность, освободить уязвимых и угнетенных людей, чтобы активизировать их функционирование, как членов общества. Ценности социальной работы воплощены в профессиональных национальных и международных этических кодексах.

 

Теория

Методология социальной работы базируется на системе  доказательно обоснованных знаний, полученных путём исследований и оценки практической деятельности, включая локальные знания, характерные для определенных контекстов. Теория социальной работы учитывает сложность взаимодействий между людьми и их окружением, и признаёт способность людей, как подвергаться влиянию, так и изменять воздействия многочисленных факторов на них, включая био-психосоциальные. Профессиональная социальная работа заимствует теории развития и поведения человека, и общественных систем для анализа комплексных ситуаций и содействия индивидуальным, организационным, общественным и культурным изменениям.

 

Практика

Социальная  работа направлена на борьбу с препятствиями, неравенством и несправедливостью, которые существуют в обществе. Социальная работа реагирует на кризисы и  критические положения, а так  же на ежедневные личные и социальные проблемы. Социальная работа использует разнообразие навыков, приёмов и воздействий, согласующихся с комплексным и целостным подходом к личности и её окружению. Спектр действий социальной работы простирается от занятия психосоциальными процессами на индивидуально личностном уровне до принятия участия в социальной политике, а так же социальном планировании и развитии. Практическая деятельность включает консультирование, клиническую социальную работу, ведение групп, социально педагогическую работу, семейную терапию, а так же попытки помочь людям добиться услуг и ресурсов, имеющихся в обществе. Кроме этого, практическая деятельность включает управление агентствами, организацию общин, и занятие общественной и политической деятельностью в целях оказания влияния на социальную политику и экономическое развитие. Комплексный, целостный подход социальной работы универсален, тогда как приоритеты практики социальной работы могут меняться от страны к стране и на протяжении времени, в зависимости от культурных, исторических и общественно экономических условий.

 

Международная Ассоциация Школ Социальной работы/ Международная  Федерация Социальных Работников

Определение Социальной Работы совместно согласовано 27 июня 2001. Копенгаген


 

 

Часть 2. ценности и принципы социальной работы

 

§ 1. Международные соглашения и международные стандарты социальной работы

Международные соглашения

Международные декларации и конвенции, определяющие деятельность различных  государств и организаций в сфере  защиты прав человека, лежат в основе данного профессионального и этического кодекса социального работника.

Понимание сущности социальной работы как практической деятельности с целью улучшения благосостояния людей через максимальное использование  их собственных ресурсов и ресурсов социального окружения и наделение их возможностями предполагает строить этические принципы социальной работы на таких международных соглашениях как:

    • Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.
    • Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г.
    • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965 г.
    • Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1976 г.
    • Конвенция о правах ребенка, 1989 г.
    • Конвенция о правах людей с инвалидностью, 2006 г.

Международные стандарты социальной работы

Часть данного профессионального  и этического кодекса социального  работника, посвященная ценностям  и принципам социальной работы, разработана  на основе общего документа Международной  федерации социальных работников и  Международной ассоциации школ по социальной работе «Этика социальной работы: Декларация принципов», принятом в Аделаиде (Австралия) в октябре 2004 года.

В этом документе подчеркивается, что осведомленность социальных работников об этической стороне своей деятельности выступает важной частью профессиональной практики, а принципы соблюдения прав человека и социальной справедливости являются определяющими для практики социальной работы.

 

§ 2. Ценности и принципы социальной работы

Сущность и миссия социальной работы отражены в её ключевых ценностях, которые  определяют ее уникальный и особенный  характер. Социальная работа ориентируется  на такие ценности как:

 

  • Права человека и уважение человеческого достоинства
  • Социальная справедливость и гуманизм
  • Приверженность и честность
  • Профессиональная компетентность

Информация о работе Профессиональный и этический кодекс социального работника