Профессиональный и этический кодекс социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:58, реферат

Описание работы

Настоящий Кодекс разработан в рамках проекта «Распространение программы переподготовки по социальной работе и продвижение профессии «социальная работа» в Узбекистане», реализованного Национальной командой по социальной работе в партнерстве с Республиканским центром социальной адаптации детей, Ташкентским государственным институтом культуры при поддержке Детского фонда ООН в ЮНИСЕФ в Узбекистане в 2008 году.
В настоящем Кодексе излагаются основные базовые принципы и ценности социальной работы, которые должны применяться в профессиональной практике сотрудников учреждений и организаций системы социальной защиты населения.
Настоящий Кодекс ориентирует специалистов социальной сферы на этическую практику в отношении клиента (клиентов) с целью соблюдения его (их) наилучших интересов и активизации его (их) внутренних ресурсов и ресурсов окружения для удовлетворения его (их) потребностей и оказания помощи в решении возникших проблем.

Содержание работы

Введение

Часть 1. Описание и определение профессии «Социальная работа»


Часть 2. ценности и принципы социальной работы.

§ 1. Международные соглашения и международные стандарты социальной работы
§ 2. Ценности и принципы социальной работы.

Часть 3. Профессиональное поведение

Использованная литература

Файлы: 1 файл

Профессиональный и этический кодекс социального работника.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Права человека и уважение человеческого достоинства

 

Деятельность социального работника основана на уважении и признании прав и свобод человека, его достоинства и его ценности и способности реализовать свои возможности на достойные условия жизни и благосостояние. Связанные с этой ценностью принципы означают:

 

  • Уважение основных прав человека, провозглашенных в международных соглашениях, на которых основывается данный кодекс этики социального работника.
      • Признание права человека на самостоятельный выбор и самоопределение. Социальные работники, оказывая социальную поддержку человеку, способствуют развитию его способности принимать собственные решения и определять самостоятельно свою жизнь при условии отсутствия угрозы интересам других людей.
      • Уважение социокультурных особенностей человека в контексте полиэтнического общества, предусматривающее толерантность социального работника по отношению к различным конфессиональным и этническим группам населения. Клиентом социальной работы могут быть отдельный человек или группа (группы) лиц, имеющие различные особенности. Все особенности человека или группы лиц должны быть учтены в процессе оказания помощи и принятия решения
      • Осуществление антидискриминационной практики и принятие человека таким, каков он есть независимо от признака происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности, состояния здоровья или любых других различий.
      • Социальные работники способствуют вовлечению людей в процесс принятия решений, направленных на изменение их жизни, наделению их возможностями, ориентируясь на сильные стороны и ресурсы человека, группы, общины.
      • Защита достоинства людей, обеспечение их безопасности, помощь в достижении их личного благосостояния осуществляется социальными работниками исходя из целостного понимания человека в единстве его индивидуальных, семейных, общественных особенностей, из уважения его интересов и потребностей.

 

 Социальная  справедливость и гуманизм

Социальная справедливость и гуманизм являются основополагающими принципами и ценностями социальной работы. Связанные с этой ценностью принципы означают:

  • Деятельность социального работника по обеспечению справедливого и равноправного распределения ресурсов и равных прав и возможностей в целях удовлетворения основных потребностей человека; деятельность по созданию и соблюдению равных гарантированных возможностей использования потенциала государственных и общественных организаций.
  • Социальные работники способствуют выявлению социальных условий и трудностей, которые вызывают социальное неблагополучие людей, влияют на формирование социальной политики и улучшение механизмов ее реализации.
  • Социальные работники должны бороться со всеми видами дискриминации, в том числе по полу, возрасту, принадлежностью к той или иной культуре, семейному положению, социально-экономическому статусу, признаку этнической и религиозной принадлежности, физических характеристик и сексуальных ориентаций.
  • Следуя принципу социальной справедливости, социальные работники в своей деятельности уважают, признают и учитывают социокультурные различия между людьми.
  • Деятельность социальных работников должна быть направлена на нивелирование социальных условий, которые вызывают стигматизацию, изоляцию человека, и вовлечения его в процесс социализации.  Практическая деятельность социального работника способствует позитивной самореализации, самоопределению  и улучшению социального благосостояния в целях соблюдения принципов социальной справедливости.

 

Приверженность и честность

Служение людям  и честность предполагают помощь людям, привлечение внимание общества к социальным проблемам открытым и вызывающим доверие стилем. Связанные с этой ценностью принципы означают:

  • Деятельность социальных работников по достижению интересов других людей  и общественного блага без ожидания личной, материальной или финансовой выгоды.
  • Обеспечение баланса интересов клиента и его социального окружения; интересов клиента и личных интересов социального работника; интересов клиента, интересов профессионального сообщества и общества в целом посредством порядочности социального работника. Интересы одних не должны ставиться выше интересов других, наносить ущерб кому-либо.
  • Следование социальными работниками миссии социальной работы как профессиональной деятельности, ее ценностям и этическим стандартам поведения.
  • Соблюдение социальными работниками конфиденциальности в работе с клиентом, принятие мер для ее обеспечения. Своевременное информирование клиента о том, что та или иная информация может быть или должна будет передана для принятия решения работникам других организаций, социальных служб  с его разрешения. Конфиденциальность нарушается при условии опасности для жизни клиента или других лиц.
  • Полное и открытое информирование социальным работником клиента, обратившегося за помощью, о действиях, предпринимаемых в его интересах для решения проблем
  • Деятельность по честному и ответственному созданию и поддержанию условий для поддержания этических принципов социальной работы.

Профессиональная компетентность

Профессиональная компетентность социального работника является ценностью социальной работы и включает в себя эффективное выполнение им своих обязанностей, основываясь на этических принципах, постоянное профессиональное развитие и профессиональный рост.  Это означает:

 

  • Достойное и ответственное поведение социальных работников, направленное на качественное выполнение профессиональных обязанностей.
  • Беспристрастное поведение социальных работников при выполнении профессиональных обязанностей, поведение, которое не противоречит профессиональным принципам и стандартам.
  • Установление четких профессиональных границ для уменьшения или предотвращения риска конфликтов и эксплуатации в общении с клиентами, участниками исследований, студентами, коллегами.
  • Избегание социальным работником таких действий, которые нарушают профессиональные границы, в том числе отношений интимного или сексуального характера с клиентами, студентами, участниками исследований или с коллегами, которые обладают большими полномочиями.
  • Эффективное использование социальными работниками знаний, умений и навыков в своей практической деятельности.
  • Постоянное повышение своей профессиональной квалификации, внедрение в практику работы новых подходов и методов с целью улучшения качества и повышения объема предоставляемых услуг.
  • Участие в исследовательской деятельности для выявления факторов социального неблагополучия и путей решения социальных проблем, распространение полученных научных результатов среди своих коллег,  популяризация знаний  через средства массовой коммуникации.
  • Участие в образовательном процессе вузов с целью вовлечения студентов в практическую деятельность,  распространение своего опыта решения социальных проблем клиентов или трудных жизненных ситуаций при условии соблюдения принципа конфиденциальности.
  • Признание границ своих знаний и информирование своих работодателей и клиентов о необходимости вовлечения в работу других профессионалов.

 

 

Часть 3. Профессиональное поведение

5. Профессиональное поведение2

В ответственности национальных организаций,  членов МФСР и МАШСР,  - развивать и регулярно обновлять их собственные правила этики и этические нормы   в соответствии с декларацией МФСР и МАШСР. Национальные организации также ответственны за информирование социальных работников и институтов (школ, факультетов и отделений), дающих образование по специальности «социальная работа», об этих правилах и нормах.

Социальные работники должны действовать в соответствии с правилами и нормами этики, существующими на данный момент в их стране. Эти правила и нормы будут в целом включать в себя более детальные рекомендации, точно определяющие их применение в национальном контексте.  Ниже приведены  общие нормы профессионального поведения: 

  1. Социальным работникам следует развивать и поддерживать свои профессиональные навыки и компетентность, требуемые для выполнения их работы.
  2. Социальные работники не должны позволять использовать свои навыки в негуманных целях, таких как  пытки или терроризм.
  3. Социальные работники должны действовать честно и порядочно. Не злоупотреблять доверием людей, которые пользуются их услугами, осознавать границу между личной и профессиональной жизнью, не злоупотреблять своим служебным положением ради личной корысти и выгоды.
  4. Социальные работники должны вести себя по отношению к людям, пользующимся их услугами с состраданием, сочувствием и заботой.
  5. Социальные работники не должны ставить нужды и интересы людей, пользующихся их услугами, в зависимость от собственных нужд и интересов.
  6. Социальные работники должны предпринимать необходимые меры заботы о себе с профессиональной и личной точки зрения, на рабочем месте и в обществе, чтобы обеспечить себе возможность предоставлять соответствующие услуги.
  7. Социальные работники должны хранить конфиденциальность информации о людях, которые пользуются их услугами. Исключение из этого могут быть оправданы только высшими этическими требованиями (как-то: сохранение жизни)  
  8. Социальные работники должны осознавать, что они отвечают за свои поступки перед теми, кто пользуется их услугами и людьми, с которыми они работают, перед своими коллегами и  работодателями, перед профессиональными ассоциациями и законом, и что эта подотчетность разным сторонам может заключать в себе конфликт.
  9. Социальные работники должны быть готовы сотрудничать с институтами (школами, факультетами, отделениями) социальной работы  для оказания поддержки студентам, изучающим социальную работу, в прохождении практики высокого качества и в получении обновленных практических знаний.
  10. Социальные работники должны способствовать дебатам по вопросам этики со своими коллегами и работодателями, принимать в них участие, а также брать ответственность за принятие решений, основанных на информированности в вопросах этики.
  11. Социальные работники должны быть готовы изложить причины  своих решений, основываясь на этических соображениях, и ответить за сделанный выбор и действия.
  12. Социальные работники должны действовать с целью создания условий в организациях, где они работают, и в своих странах, при которых принципы этой декларации и деклараций их собственных  национальных норм  (если применимы) обсуждаются, оцениваются и поддерживаются.

Документ «Этика в  социальной работе, декларация принципов» был утвержден на Генеральных Конференциях Международной Федерации Социальных Работников и Международной Ассоциации Школ Социальной Работы в Аделаиде, Австралия, в октябре 2004.  

Copyright © 2004 International Federation of Social Workers and International Association of Schools of Social Work, PO Box 6875, CH-3001 Bern, Switzerland.


 

 

 

Использованная литература:

 

При составлении настоящего Кодекса были использованы следующие  документы:

  1. Этика в Социальной Работе, Декларация принципов. Документ «Этика в социальной работе, декларация принципов» был утвержден на Генеральных Конференциях Международной Федерации Социальных Работников и Международной Ассоциации Школ Социальной Работы в Аделаиде, Австралия, в октябре 2004. http://www.iassw-aiets.org
  2. Определение "Социальной Работы". Международная Ассоциация Школ Социальной работы/ Международная Федерация Социальных Работников  
    Определение Социальной Работы совместно согласованно 27 июня 2001. Копенгаген. http://www.iassw-aiets.org
  3. Этические кодексы социальной работы Британской Ассоциации Социальных Работников. http://www.basw.co.uk
  4. Этический кодекс Национальной Ассоциации Социальных Работников США
  5. Кодекс Этики социального педагога и социального работника – членов общероссийской организации «Союз социальных педагогов и социальных работников», Москва, 2003.

1 Определение социальной работы было обсуждено и принято членами Национальной команды по социальной работе совместно с международными консультантами в рамках проектов по социальной работе, осуществляемых с 2005 по 2008 г. в партнерстве с РЦСАД и ТашГИК при поддержке Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ в Узбекистане. 

2 Из документа «Этика в социальной работе, декларация принципов»




Информация о работе Профессиональный и этический кодекс социального работника