Права человека
и уважение человеческого достоинства
Деятельность социального работника
основана на уважении и признании прав
и свобод человека, его достоинства и
его ценности и способности реализовать
свои возможности на достойные условия
жизни и благосостояние. Связанные с этой
ценностью принципы означают:
- Уважение основных прав человека, провозглашенных в международных соглашениях, на которых
основывается данный кодекс этики социального
работника.
- Признание права человека на самостоятельный выбор и самоопределение. Социальные работники, оказывая социальную поддержку человеку, способствуют развитию его способности принимать собственные решения
и определять самостоятельно свою жизнь
при условии отсутствия угрозы интересам
других людей.
- Уважение социокультурных особенностей человека в контексте полиэтнического общества, предусматривающее толерантность социального работника по отношению к различным
конфессиональным и этническим группам
населения. Клиентом социальной работы
могут быть отдельный человек или группа
(группы) лиц, имеющие различные особенности.
Все особенности человека или группы лиц
должны быть учтены в процессе оказания
помощи и принятия решения
- Осуществление антидискриминационной практики и принятие человека таким, каков он есть независимо от признака происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности, состояния здоровья или
любых других различий.
- Социальные работники способствуют вовлечению людей в процесс принятия решений, направленных на изменение их жизни, наделению их возможностями, ориентируясь на сильные стороны и ресурсы человека, группы, общины.
- Защита достоинства людей, обеспечение их безопасности, помощь в достижении их личного благосостояния осуществляется социальными работниками исходя из целостного понимания человека в единстве его индивидуальных, семейных, общественных особенностей, из уважения его интересов и
потребностей.
Социальная
справедливость и гуманизм
Социальная справедливость и гуманизм
являются основополагающими принципами
и ценностями социальной работы.
Связанные с этой ценностью принципы означают:
- Деятельность социального работника по обеспечению
справедливого и равноправного распределения
ресурсов и равных прав и возможностей
в целях удовлетворения основных потребностей
человека; деятельность по созданию и
соблюдению равных гарантированных возможностей
использования потенциала государственных
и общественных организаций.
- Социальные работники способствуют выявлению социальных условий и трудностей, которые вызывают социальное неблагополучие людей, влияют на формирование социальной политики и улучшение механизмов ее реализации.
- Социальные работники должны бороться со всеми видами дискриминации, в том числе по полу, возрасту, принадлежностью к той или иной культуре, семейному положению, социально-экономическому статусу, признаку этнической и религиозной принадлежности, физических характеристик и сексуальных
ориентаций.
- Следуя принципу социальной справедливости, социальные работники в своей деятельности уважают, признают и учитывают социокультурные различия между людьми.
- Деятельность социальных работников должна быть направлена на нивелирование социальных
условий, которые вызывают стигматизацию,
изоляцию человека, и вовлечения его в
процесс социализации. Практическая
деятельность социального работника способствует
позитивной самореализации, самоопределению
и улучшению социального благосостояния
в целях соблюдения принципов социальной
справедливости.
Приверженность и честность
Служение людям
и честность предполагают помощь
людям, привлечение внимание общества
к социальным проблемам открытым
и вызывающим доверие стилем. Связанные
с этой ценностью принципы означают:
- Деятельность социальных работников по достижению интересов других людей и общественного блага без ожидания личной, материальной
или финансовой выгоды.
- Обеспечение баланса интересов клиента и его социального окружения; интересов клиента и личных
интересов социального работника; интересов
клиента, интересов профессионального
сообщества и общества в целом посредством
порядочности социального работника.
Интересы одних не должны ставиться выше
интересов других, наносить ущерб кому-либо.
- Следование социальными работниками миссии
социальной работы как профессиональной
деятельности, ее ценностям и этическим
стандартам поведения.
- Соблюдение социальными работниками конфиденциальности в работе с клиентом, принятие мер для ее обеспечения. Своевременное
информирование клиента о том, что та или
иная информация может быть или должна
будет передана для принятия решения работникам
других организаций, социальных служб
с его разрешения. Конфиденциальность
нарушается при условии опасности для
жизни клиента или других лиц.
- Полное и открытое информирование социальным работником клиента, обратившегося за помощью, о действиях, предпринимаемых в его интересах для решения проблем
- Деятельность по честному и ответственному созданию и поддержанию условий для поддержания
этических принципов социальной работы.
Профессиональная компетентность
Профессиональная компетентность
социального работника является ценностью
социальной работы и включает в себя эффективное
выполнение им своих обязанностей, основываясь
на этических принципах, постоянное профессиональное
развитие и профессиональный рост.
Это означает:
- Достойное и ответственное поведение социальных работников, направленное на качественное выполнение профессиональных обязанностей.
- Беспристрастное поведение социальных работников
при выполнении профессиональных обязанностей,
поведение, которое не противоречит профессиональным
принципам и стандартам.
- Установление четких профессиональных границ для уменьшения или предотвращения риска конфликтов и эксплуатации в общении с клиентами,
участниками исследований, студентами,
коллегами.
- Избегание социальным работником таких действий, которые нарушают профессиональные границы, в том числе отношений интимного или сексуального характера с клиентами, студентами, участниками исследований
или с коллегами, которые обладают большими
полномочиями.
- Эффективное использование социальными работниками знаний, умений и навыков в своей практической деятельности.
- Постоянное повышение своей профессиональной квалификации, внедрение в практику работы
новых подходов и методов с целью улучшения
качества и повышения объема предоставляемых
услуг.
- Участие в исследовательской деятельности для выявления факторов социального неблагополучия и путей решения социальных проблем, распространение полученных научных
результатов среди своих коллег, популяризация
знаний через средства массовой коммуникации.
- Участие в образовательном процессе вузов с целью вовлечения студентов в практическую деятельность, распространение своего опыта решения социальных проблем клиентов
или трудных жизненных ситуаций при условии
соблюдения принципа конфиденциальности.
- Признание границ своих знаний и информирование своих работодателей и клиентов о необходимости вовлечения в работу других профессионалов.
Часть 3. Профессиональное
поведение
5. Профессиональное поведение2
В ответственности национальных организаций,
членов МФСР и МАШСР, - развивать и регулярно
обновлять их собственные правила этики
и этические нормы в соответствии с декларацией МФСР
и МАШСР. Национальные организации
также ответственны за информирование
социальных работников и институтов (школ,
факультетов и отделений), дающих образование
по специальности «социальная работа»,
об этих правилах и нормах.
Социальные работники должны действовать
в соответствии с правилами и нормами этики,
существующими на данный момент в их стране.
Эти правила и нормы будут в целом включать
в себя более детальные рекомендации,
точно определяющие их применение в национальном
контексте. Ниже приведены общие нормы
профессионального поведения:
- Социальным работникам следует развивать и поддерживать свои профессиональные навыки и компетентность, требуемые для выполнения их работы.
- Социальные работники не должны позволять использовать свои навыки в негуманных целях, таких как пытки или терроризм.
- Социальные работники должны действовать честно и порядочно. Не злоупотреблять доверием людей, которые пользуются их услугами, осознавать границу между личной и профессиональной жизнью, не злоупотреблять своим служебным положением ради личной корысти
и выгоды.
- Социальные работники должны вести себя по отношению к людям, пользующимся их услугами с состраданием, сочувствием и заботой.
- Социальные работники не должны ставить нужды и интересы людей, пользующихся их услугами, в зависимость от собственных нужд
и интересов.
- Социальные работники должны предпринимать необходимые меры заботы о себе с профессиональной и личной точки зрения, на рабочем месте и в обществе, чтобы обеспечить себе возможность предоставлять соответствующие услуги.
- Социальные работники должны хранить конфиденциальность информации о людях, которые пользуются их услугами. Исключение из этого могут быть оправданы только высшими этическими требованиями (как-то: сохранение жизни)
- Социальные работники должны осознавать, что они отвечают за
свои поступки перед теми, кто пользуется
их услугами и людьми, с которыми они работают,
перед своими коллегами и работодателями,
перед профессиональными ассоциациями
и законом, и что эта подотчетность разным
сторонам может заключать в себе конфликт.
- Социальные работники должны быть готовы сотрудничать с институтами (школами, факультетами, отделениями) социальной работы для оказания поддержки студентам, изучающим социальную работу, в прохождении практики высокого качества и в получении обновленных практических
знаний.
- Социальные работники должны способствовать дебатам по вопросам этики со своими коллегами и работодателями, принимать в них участие, а также брать ответственность за принятие решений, основанных на информированности в вопросах этики.
- Социальные работники должны быть готовы изложить причины своих решений, основываясь на этических соображениях, и ответить за сделанный выбор и действия.
- Социальные работники должны действовать с целью создания условий в организациях, где они работают, и в своих
странах, при которых принципы этой декларации
и деклараций их собственных национальных
норм (если применимы) обсуждаются, оцениваются
и поддерживаются.
Документ «Этика в
социальной работе, декларация принципов»
был утвержден на Генеральных Конференциях Международной
Федерации Социальных Работников и Международной
Ассоциации Школ Социальной Работы в Аделаиде,
Австралия, в октябре 2004.
Copyright © 2004 International Federation
of Social Workers and International Association of Schools of Social Work, PO Box 6875, CH-3001 Bern, Switzerland.
Использованная литература:
При составлении настоящего
Кодекса были использованы следующие
документы:
- Этика в Социальной Работе, Декларация принципов. Документ «Этика в социальной работе,
декларация принципов» был утвержден
на Генеральных Конференциях Международной
Федерации Социальных Работников и Международной
Ассоциации Школ Социальной Работы в Аделаиде,
Австралия, в октябре 2004. http://www.iassw-aiets.org
- Определение "Социальной Работы". Международная
Ассоциация Школ Социальной работы/ Международная
Федерация Социальных Работников
Определение Социальной Работы совместно
согласованно 27 июня 2001. Копенгаген. http://www.iassw-aiets.org
- Этические кодексы социальной работы Британской Ассоциации Социальных Работников. http://www.basw.co.uk
- Этический кодекс Национальной
Ассоциации Социальных Работников США
- Кодекс
Этики социального педагога и социального
работника – членов общероссийской организации
«Союз социальных педагогов и социальных
работников», Москва, 2003.
1 Определение социальной работы было
обсуждено и принято членами Национальной
команды по социальной работе совместно
с международными консультантами в рамках
проектов по социальной работе, осуществляемых
с 2005 по 2008 г. в партнерстве с РЦСАД и ТашГИК
при поддержке Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ
в Узбекистане.
2
Из документа «Этика в социальной работе,
декларация принципов»